Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 3 апреля 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 03.04.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.04.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ИП Шалаева А.А. от 27.03.2017 N498-ж на действия Заказчика - БУ "Покачевская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка специализированного детского молочного питания для недоношенных и маловесных детей (извещение N0387200030717000006) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал, что 23 марта текущего года нами направлен запрос в адрес БУ "Покачевская городская больница" по вопросу несоблюдения требования ст. 33 ч.1 п.2 в части того, что к технической части аукционной документации не приложено обоснование сужения показателей против установленных Техническим регламентом Таможенного Союза показателей "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания (ТР ТС 027/2012).
В тексте технического задания сделана ссылка о том, что : " к участию в аукционе по пункту 1 раздела "Техническое задание" аукционной документации будут допущены только продукты, имеющие регистрационные документы по возрастному показателю и соответствующие требованиям Технического регламента Таможенного Союза " О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" ТР ТС 027 /2012, Приложению N 3, (Смеси для питания недоношенных и (или) маловесных детей).
Заказчик подтвердил, что техническое задание должно по своим показателям соответствовать требованию показателей технического регламента. Однако само техническое задание не соответствует требованию нормативного документа.
Нами проведен анализ ТЗ на соответствие нормативным документам (данные изложены в таблице):
Адаптированная сухая молочная смесь для недоношенных и маловесных детей с рождения | |||
Показатели пищевой ценности (на 100 мл готового к употреблению продукта) | |||
Показатель |
единица измерения |
допустимы уровень согласно требованиям ТР ТС 27 |
требования заказчика согласно ТЗ |
Энергетическая ценность |
ккал |
66,0-89,0 |
70-75 |
Белок |
г. |
1,9-3,1 |
1,9-2,0 |
Жир |
г. |
3,3-4,5 |
3,9-4,1 |
Линолиевая кислота |
г. |
0,26-1,06 |
0,5-0,6 |
Альфа-линолиевая кислота |
мг. |
не менее 37,5 |
69-74 |
Углеводы |
г. |
7,2-9,4 |
7,4-7,7 |
Упаковка |
г. |
не более 1000 |
не менее 370 |
Как видно из анализа, 7 показателей (из общего количества показателей в данном пункте ТЗ) отличаются от установленных нормативных показателей. При этом в аукционной документации отсутствует какое либо обоснование данных отклонений.
Тем самым, Заказчиком нарушена ст.33 ч. 1 п.2 Закона 44-ФЗ согласно которому: Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации__ в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей.
Несмотря на то, что по техническому заданию проходят два дорогостоящих продукта импортного производства, Заказчиком невыполнено требование Закона. Кроме этого, хотелось бы отметить, что в каждом из выступлений Президента Российской Федерации говорится о поддержке производителей, входящих в состав Таможенного Союза. На сегодняшний день, российским производителем выпускается специализированный продукт для недоношенных и маловесных детей, компанией АО "Инфаприм"-Нутрилак Премиум ПРЕ и Волковысским заводом "Беллакт в Республике Беларусь- Беллакт ПРЕ. Стоимость этих продуктов значительно ниже, закупаемых Заказчиком по импорту. Неужели в целях экономии бюджета нельзя закупать продукты, которые полностью отвечают требованиям, установленным Свидетельствами о государственной регистрации Роспотребнадзора. Закупаемый Заказчиком продукт относится к социальной помощи населению и не должен быть затратным для государства.
Как указано выше, Закон о контрактной системе обязывает Заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки использовать стандартные показатели, которые предусмотрены, в данном случае, законодательством о техническом регулировании. В случае, если технические параметры объекта закупки сужены, то аукционная документация должна содержать обоснование необходимости использования показателей, отличных от стандартных (п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках)
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка специализированного детского молочного питания для недоношенных и маловесных детей (извещение N0387200030717000006) размещены на официальном сайте единой информационной системы 17.03.2017.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Учитывая вышеизложенные положения законодательства о контрактной системе, заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие требования к характеристикам, размерам, упаковке товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Техническое задание соответствует продуктам как минимум двух производителей: смесь "Нутрилон Пре 1" и смесь "Симилак Нео Шур", что по мнению Комиссии Управления не ограничивает конкуренцию поставщиков.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доказательств того, что поставка необходимого товара может быть осуществлена ограниченным кругом хозяйствующих субъектов, а также того, что требования, включенные в документацию об аукционе на поставку детского питания, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников закупки, или включены специально для обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту, Заявителем не представлено.
Изучив доводы Заявителя Комиссия Управления не находит их подлежащими удовлетворению, поскольку показатели технического задания указаны в пределах, установленных техническими регламентами Таможенного союза, техническому заданию соответствует два производителя.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ИП Шалаев А.А. от 27.03.2017 N498-ж на действия Заказчика - БУ "Покачевская городская больница" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка специализированного детского молочного питания для недоношенных и маловесных детей (извещение N0387200030717000006) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Н.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 3 апреля 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2017