Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31 марта 2017 г. N 3139/05-02(79Ж-17)
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 апреля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии -временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Крюкова Т.В., члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А., с участием
от заказчика - Государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее - заказчик), представители по доверенности Алиев Р.Т., Корнеев Д.С.,
от заявителя - ООО "Угличское ДСУ" (далее также - заявитель), представители по доверенности Першин Д.И., Костюкова О.В.,
от уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, представители по доверенности Старостина М.В. (до перерыва), Цыганова Н.Ю. (после перерыва),
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Угличское ДСУ" на действия заказчика - Государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги Ярославль - Углич, км 7+770 - км 8+800 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Яковлевское - Диево-Городище, км 0+850 - км 4+000, км 6+600 - км 7+050, км 7+810 - км 12+410 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Шебунино - Красный Профинтерн, км 0+000 - км 4+520 в Ярославской муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль - Заячий Холм - а/д "Иваново - Писцово - Гаврилов - Ям - Ярославль" (до дер. Шопша), км 7+765 - км 11+206, км 12+946 - км 14+004,км 14+654 - км 15+597 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль-Углич, км 11+623 - км 14+270, км 16+350 - км 19+430 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001917000251) (далее - заказчик, уполномоченный орган, аукцион) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Угличское ДСУ" на действия заказчика - Государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги Ярославль - Углич, км 7+770 - км 8+800 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Яковлевское - Диево-Городище, км 0+850 - км 4+000, км 6+600 - км 7+050, км 7+810 - км 12+410 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Шебунино - Красный Профинтерн, км 0+000 - км 4+520 в Ярославской муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль - Заячий Холм - а/д "Иваново - Писцово - Гаврилов - Ям - Ярославль" (до дер. Шопша), км 7+765 - км 11+206, км 12+946 - км 14+004,км 14+654 - км 15+597 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль-Углич, км 11+623 - км 14+270, км 16+350 - км 19+430 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001917000251).
По мнению заявителя, аукционная документация ООО "Угличское ДСУ" на действия заказчика - Государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги Ярославль - Углич, км 7+770 - км 8+800 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Яковлевское - Диево-Городище, км 0+850 - км 4+000, км 6+600 - км 7+050, км 7+810 - км 12+410 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Шебунино - Красный Профинтерн, км 0+000 - км 4+520 в Ярославской муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль - Заячий Холм - а/д "Иваново - Писцово - Гаврилов - Ям - Ярославль" (до дер. Шопша), км 7+765 - км 11+206, км 12+946 - км 14+004,км 14+654 - км 15+597 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль-Углич, км 11+623 - км 14+270, км 16+350 - км 19+430 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001917000251) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:
- заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации не установлено какой именно ГОСТ соответствует каждой позиции товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки, что, по мнению заявителя, влечет за собой невозможность надлежащим образом сформировать первую часть своей заявки участникам закупки, в частности указать значения показателей для каждой позиции таких товаров;
- заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации указан неполный перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, который должен быть дополнен следующими нормативно-техническими документами: ГОСТом 329-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования" и ГОСТом 5915-70 "Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры";
- заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации установлены ограничивающее количество участников закупки требования к характеристикам материалов (болты с шестигранной головкой (позиция 3), гвозди строительные круглого сечения с конической головкой (позиции 4, 15, 23, 34, 40), гайки шестигранные (позиция 24), бруски обрезные хвойных пород (позиция 25), брусья необрезные (позиции 33,39), доски обрезные хвойных пород (позиция 43), которые, по мнению заявителя, не влияют на качество работ и качество конечной продукции (то есть являются избыточными), а также к показателям товаров (смесь асфальтобетонная щебеночно-мастичная (позиция 1), щебень из плотных горных пород (позиция 7), бетон тяжелый (позиция 42) и т.д.), которые можно проверить только после производства работ.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы и просят признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области, 13.07.2016 в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 11.03.2017 размещены изменения к ранее опубликованному извещению N 0171200001917000251 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги Ярославль - Углич, км 7+770 - км 8+800 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Яковлевское - Диево-Городище, км 0+850 - км 4+000, км 6+600 - км 7+050, км 7+810 - км 12+410 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Шебунино - Красный Профинтерн, км 0+000 - км 4+520 в Ярославской муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль - Заячий Холм - а/д "Иваново - Писцово - Гаврилов - Ям - Ярославль" (до дер. Шопша), км 7+765 - км 11+206, км 12+946 - км 14+004,км 14+654 - км 15+597 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль-Углич, км 11+623 - км 14+270, км 16+350 - км 19+430 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации не установлено какой именно ГОСТ соответствует каждой позиции товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки, что, по мнению заявителя, влечет за собой невозможность участникам закупки надлежащим образом сформировать первую часть своей заявки, в частности указать значения показателей для каждой позиции таких товаров, а также довод о том, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации указан неполный перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, который должен быть дополнен следующими нормативно-техническими документами: ГОСТом 329-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования" и ГОСТом 5915-70 "Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры", Комиссия пришла к выводу об их несостоятельности в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки участников закупки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений закона следует, что законодательство о контрактной системе не содержит требования об указании заказчиком и уполномоченным органом в аукционной ГОСТов, соответствующих каждой позиции аукционной документации, в которой установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, являющихся объектом закупки. Также законодательство о контрактной системе не содержит требований об указании заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации перечня всех нормативно-технических документов, обязательных к соблюдению при выполнении работ, являющихся предметом электронного аукциона. Необходимым и достаточным является указание только показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться).
Указание заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации таких показателей позволит участникам закупки надлежащим образом сформировать первую часть своей заявки. В свою очередь неуказание заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации каких-либо нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, не отменяет обязанности участника закупки применять при выполнении работ товар, соответствующий положениям действующих технических регламентов и (или) государственных стандартов.
В пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, предоставляется в произвольной форме, в том числе допускается предоставление согласия в типовой форме, реализованной на электронной площадке.
Конкретные показатели используемого товара заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении N3 к Разделу 1 "Информационная карта аукциона"
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом определены требования к товарам, перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, оформленные в виде таблицы.
В приложении N3 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме содержится в числе прочего инструкция по заполнению участниками закупки первой части своей заявки, в частности сведений о характеристиках товаров, а именно значений показателей для каждой позиции товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом оспариваемой закупки и определённых заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" настоящей документации (далее - Инструкция).
Так из содержания Инструкции следует, что "_ показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить документации об аукционе в электронной форме, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяемые для выполнения работ товары должны соответствовать положениям действующих технических регламентов и (или) государственных стандартов, устанавливающих требования к регулируемым ими обязательным показателям".
Соответственно, путем сопоставления содержания раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме (таблица "Требования к товарам" и таблица "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ") с положениями Инструкции становится ясным и не вызывает сомнений, что при формировании первой части своей заявки (в частности при указании значений показателей товаров, определенных заказчиком и уполномоченным органом в разделе 2 "Описание объекта закупки" закупочной документации) участники закупки должны руководствоваться требованиями, предусмотренными техническими регламентами (государственными стандартами, санитарными нормами, правилами и т.д.), в том числе (но не исключительно), теми, которые указаны заказчиком и уполномоченным органом в таблице "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ" раздела 2 "Описание объекта закупки" настоящей документации.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации установлены ограничивающее количество участников закупки требования к характеристикам материалов (болты с шестигранной головкой (позиция 3), гвозди строительные круглого сечения с конической головкой (позиции 4, 15, 23, 34, 40), гайки шестигранные (позиция 24), бруски обрезные хвойных пород (позиция 25), брусья необрезные (позиции 33,39), доски обрезные хвойных пород (позиция 43), которые, по мнению заявителя, не влияют на качество работ и качество конечной продукции (то есть являются избыточными), а также к показателям товаров (смесь асфальтобетонная щебеночно-мастичная (позиция 1), щебень из плотных горных пород (позиция 7), бетон тяжелый (позиция 42) т.д.), которые можно проверить только после производства работ, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к работам по ремонту автомобильных дорог с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к оказываемым услугам. Более того, указание в документации конкретных характеристик используемых при выполнении работ товаров предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - Государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба".
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме.
Неотъемлемой частью раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме является таблица, содержащая требования к товарам (45 позиций), используемых при выполнении работ, являющихся предметом оспариваемой закупки, где в частности указаны технические характеристики данных товаров.
Подателем жалобы ни в самой жалобе, ни в ходе рассмотрения этой жалобы не представлено необходимых и достаточных доказательств установления заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации требований и характеристик к подлежащему к использованию при выполнении работ товару, не влияющих на качество работ и качество конечной продукции, а также требований к указанию в первой части заявок таких участников закупки конкретных показателей такого товара, которые становятся известны исключительно после производства работ.
Также заявитель в рамках заседания Комиссии не представил объективных доказательств того, каким образом установленные в аукционной документации требования к техническим характеристикам по ряду позиций товаров и их значениям явились непреодолимыми для данного участника закупки, в том числе, исключили возможность подачи последним заявки на участие в данном аукционе.
При этом, Комиссией учитывается также и то обстоятельство, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001917000251 от 28 марта 2017 года на участие в аукционе в электронной форме подано 5 заявок, в том числе заявка ООО "Угличское ДСУ" (порядковый номер заявки данного участника закупки N 4), которому не было отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании неуказания каких-либо значений показателей материалов (товаров), используемых при выполнении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, в том числе и тех, которые, по мнению заявителя, не влияют на качество работ и значения которых могут стать известны только после производства таких работ.
Таким образом, Комиссия при имеющихся доказательствах не усматривает оснований для признания в указанных выше действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе, довод заявителя об обратном считает недоказанным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Ярославского УФАС России в действиях заказчика и уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком и уполномоченным органом установлено, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме.
Раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме представляет собой документ, содержащий в числе прочего требования к товарам, перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, положение об обязательствах, которые подрядчик принимает на себя для выполнения работ.
Требования к товарам, указаны заказчиком и уполномоченным органом в виде таблицы, включающей в себя наименование товара, технические характеристики наименование показателя, требуемое значение и единицы измерения (далее - техническое задание).
Так, например, при выполнении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, подрядчик должен использовать холодный пластик для дорожной разметки автомобильных дорог (позиция 19), цвет которого должен быть белый при коэффициенте яркости не менее 40%, и холодный пластик для дорожной разметки автомобильных дорог (позиция 44) желтого цвета (при этом коэффициент яркости должен быть не менее 70%). В составе первых частей заявок, участники закупки должны указать конкретное значение коэффициента яркости для каждого цвета такого пластика по обеим позициям технического задания.
Положение об обязательствах, которые подрядчик принимает на себя при выполнении работ, являющееся, как указано выше, неотъемлемой частью раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме, в числе прочего содержит требование о том, что качество выполняемых работ, применяемых материалов и конструкций должно соответствовать действующим нормативно-техническим документам, в том числе документам, указанным в Перечне нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ.
Согласно разделу 7 проекта государственного контракта, являющегося также неотъемлемым приложением к аукционной документации, подрядчик обязан обеспечить качество выполнения всех работ в полном соответствии с условиями Контракта и приложений к нему, обязательное соблюдение требований ГОСТ, СНиП, СП, ВСН и иных нормативно-технических документов в соответствии с Перечнем нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ (пункт 7.4) и качество выполняемых работ, применяемых материалов и конструкций должно соответствовать действующим нормативно-техническим документам, в том числе документам, указанным в Перечне нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ (абзац 2 пункта 7.6).
Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, включает в себя, в том числе ГОСТ 32830-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования" (далее - ГОСТ 32830-2014) и ГОСТ Р 52575-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования" (далее - ГОСТ Р 52575-2006).
Обратившись к ГОСТ 32830-2014, Комиссия установила, что настоящий стандарт распространяется на материалы для дорожной разметки, применяемые для устройства горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования и устанавливает технические требования к материалам.
В пункте 5.1.2 ГОСТ 32830-2014 указано, коэффициент яркости высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру:
Цвет |
Класс материала для дорожной разметки |
Коэффициент яркости , %, не менее |
Белый |
В7 |
80 |
В6 |
70 |
|
Желтый |
В4 |
50 |
В3 |
40 |
ГОСТ Р 52575-2006 распространяется на материалы - краски (эмали) и пластичные материалы, применяемые для устройства разметки проезжей части автомобильных дорог и улиц с усовершенствованным покрытием по ГОСТ Р 51256 и устанавливает технические требования к материалам для дорожной разметки.
В пункте 5.1.2 ГОСТ Р 52575-2006 также указано, что коэффициент яркости высушенной пленки красок (эмалей), отвердевших термопластиков и холодных пластиков должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру:
Цвет |
Класс разметочного материала |
Коэффициент яркости бета, % V |
Белый |
В7 |
более 80 |
В6 |
70-79 |
|
Желтый |
В4 |
50-59 |
В3 |
40-49 |
Иными словами из приведенных выше выдержек из указанных ГОСТов (при условии отсутствия в аукционной документации указания на то, каким именно ГОСТом, из приведенных в документации об аукционе в электронной форме, необходимо руководствоваться участникам закупки при указании значения показателей, содержащихся в позициях 19,44 технического задания) следует, что для холодного пластика белого цвета (в зависимости от класса разметочного материала В6 или В7) показатель "коэффициент яркости" может быть выражен следующими значениями 70-79% (для класса В6) или более 80% (для класса В7) (ГОСТ Р 52575-2006) либо не менее 70% (для класса В6) или не менее 80% (для класса В7) (ГОСТ 32830-2014), то есть, учитывая все приведенные выше значения для показателя "коэффициент яркости" холодного пластика белого цвета в совокупности, крайнее минимальное значение данного показателя в любом случае не может быть менее 70%. При этом, как установлено выше, в аукционной документации для холодного пластика для дорожной разметки автомобильных дорог белого цвета (позиция 19) заказчиком и уполномоченным органом установлено, что показателю "коэффициент яркости" соответствует крайнее минимальное значение "40%",
Для холодного пластика желтого цвета в зависимости от класса разметочного материала В3 или В4) показатель "коэффициент яркости" может быть выражен следующими значениями - 40-49% (для класса В3) или 50-59% (для класса В4) (ГОСТ Р 52575-2006) либо не менее 40% (для класса В3) или не менее 50% (для класса В4) (ГОСТ 32830-2014), то есть для холодного пластика желтого цвета (позиция 44 технического задания) ГОСТами 52575-2006 и 32830-2014, указания на необходимость использования которых содержится в аукционной документации, установлены различные (отличающиеся друг от друга) требования к коэффициенту яркости холодного пластика.
По условиям аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом для холодного пластика для дорожной разметки автомобильных дорог желтого цвета (позиция 44) установлено значение показателя "коэффициент яркости" - "не менее 70%", что в свою очередь выходит за границы требований к значению такого показателя, содержащегося в ГОСТе Р 52575-2006, на необходимость соблюдения которого указано в аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России, учитывая положения аукционной документации, согласно которым участники закупки при формировании первой части своей заявки и при выполнении работ, являющихся объектом закупки, должны руководствоваться положениями раздела 2 "Описание объекта закупки", включающего в себя как значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом закупки, определенных заказчиком и уполномоченным органом (таблица "Требования к товарам"), так и положения нормативно - технических документов, содержащих также значения таких показателей (таблица "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ"), отличных от значений, содержащихся в таблице "Требования к товарам", приходит к выводу о том, что в аукционной документации описание объекта закупки (ряд требований к техническим характеристикам используемых при выполнении работ товаров (примеры таких требований приведены выше) сформировано заказчиком и уполномоченным органом необъективным, противоречивым образом, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий такой закупки, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Угличское ДСУ" на действия заказчика - Государственного казённого учреждения Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба", и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги Ярославль - Углич, км 7+770 - км 8+800 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Яковлевское - Диево-Городище, км 0+850 - км 4+000, км 6+600 - км 7+050, км 7+810 - км 12+410 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Шебунино - Красный Профинтерн, км 0+000 - км 4+520 в Ярославской муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль - Заячий Холм - а/д "Иваново - Писцово - Гаврилов - Ям - Ярославль" (до дер. Шопша), км 7+765 - км 11+206, км 12+946 - км 14+004,км 14+654 - км 15+597 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области; ремонт автомобильной дороги Ярославль-Углич, км 11+623 - км 14+270, км 16+350 - км 19+430 в Ярославском муниципальном районе Ярославской области (извещение N 0171200001917000251) необоснованной.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать заказчика - Государственное казённое учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба, и уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Государственному казённому учреждению Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба, и уполномоченному органу - Департаменту государственного заказа Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Т.В. Крюкова
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
Т.А. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 31 марта 2017 г. N 3139/05-02(79Ж-17)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2017