Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 марта 2017 г. N 259-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Павлова Дениса Александровича (624860, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Урицкого, 10-15) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Центр обеспечения деятельности администрации Камышловского городского округа" (624860, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Карла Маркса, д. 51), его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения электронного аукционана содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования в границах Камышловского городского округа (извещение N 0862600012617000011), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаПавлова Дениса Александровича (вх. N 01-3583 от 03.03.2017 г.) о нарушении заказчиком в лицеМКУ "Центр обеспечения деятельности администрации Камышловского городского округа", его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона насодержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования в границах Камышловского городского округа (извещение N 0862600012617000011),Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации содержат нарушения Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, требований к участнику закупки, требований к порядку дачи разъяснений закупочной документации, а также, что заказчиком нарушен, установленный Законом о контрактной системе, порядок внесения изменений в закупочную документацию, просил признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчикас доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
14.02.2017г.в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0862600012617000011 и документация об аукционе насодержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования в границах Камышловского городского округа, в действующей редакции от 17.02.2017 NИИ2.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 309 695,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться установленными настоящей статьей правилами, в том числе: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. г) п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 5.1.2 Части 2 аукционной документации техника, выполняющая работы по зимнему содержанию должна быть оборудована датчиками спутниковой системы навигации.
Частью 2 аукционной документации установлено описание объекта закупки, в том числе:
Раздел 4. Автобусные остановки | |||
Зимнее содержание | |||
17 |
Очистка автопавильонов и территорий, прилегающих к ним, от мусора, снега и льда |
100 м2 |
177,6 30*37*18/100 |
18 |
Затаривание мусора в мешки |
т |
7,7 14*0,55 |
19 |
Погрузочные работы при автомобильных перевозках: Мусор с погрузкой вручную |
1 т груза |
7,7 14*0,55 |
20 |
Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 12 км IV класс груза |
1 т груза |
7,7 14*0,55 |
21 |
Сдача мусора на свалку |
м3 |
14 |
Раздел 8. Обочины | |||
Летнее содержание | |||
32 |
Уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги |
1 км прохода |
18 |
33 |
Затаривание мусора в мешки |
1т |
15,6 |
34 |
Погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора с погрузкой вручную |
1 т груза |
25,7015 46,73*0,55 |
36 |
Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 12 км I класс груза |
1 т груза |
865,7015 25,7015+840 |
37 |
Сдача мусора на свалку |
м3 |
746,73 |
Раздел 13. Автобусные остановки | |||
Летнее содержание | |||
60 |
Очистка автобусных остановок, площадок отдыха и стоянок автомобилей от пыли и мусора вручную |
100 м2 |
233,1 30*37*21/100 |
61 |
Затаривание мусора в мешки |
т |
2,871 5,22*0,55 |
62 |
Погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой вручную |
1 т груза |
2,871 5,22*0,55 |
63 |
Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 12 км I класс груза |
1 т груза |
2,871 5,22*0,55 |
64 |
Сдача мусора на свалку |
м3 |
5,22 |
Таким образом, в состав работ, являющихся объектом закупки входят работы связанные со сбором и транспортированием отходов от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и отходов (мусора) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог.
Статья 4.1 Закона об отходах производства и потребления устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 N 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов. В соответствии с указанным классификатором отходам от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог присвоен код 7 31 205 11 72 4, отходам (мусору) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог присвоен код 7 39 911 01 72 4.
Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792, конкретные виды отходов представлены в кадастре отходов по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
Таким образом, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и отходы (мусор) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог относятся к отходам IV-го класса опасности, и являются по своей сути опасным грузом.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Вместе с тем, заявителем документального подтверждения доводов жалобы с точки зрения достаточности и достоверности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о несоответствии описания объекта закупки требованиям законодательства о контрактной системе представлено не было.
На основании вышеизложенного, комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что требование к транспортным средствам исполнителя, закрепленное в п. 5.1.2 Части 2 аукционной, установлено заказчиком в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, довод заявителя не находит своего подтверждения.
В соответствии с пп. а) п. 4.4. Части III"Проект контракта" аукционной документации в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств в зимний период Подрядчик обязан на момент заключения настоящего Контракта иметь в наличии противогололедные материалы в объеме не менее 30% от потребности противогололедных материалов зимнего периода 2017 г., рассчитанных в соответствии с Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденным распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 NОС-548-р.
В силу п. 6.2.5 Части III"Проект контракта" аукционной документации Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ с использованием собственных либо привлеченных в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ техники (машин), механизмов и оборудования. При этом должно быть нанесено наименование Подрядчика, надпись должна быть выполнена из световозвращающих материалов.
Однако, указанные требования являются по своей сути требованиями о наличии уучастника закупкипроизводственных мощностей, технологического оборудованияиресурсов, необходимых длявыполнения работ являющихся предметом контракта. Законом о контрактной системе не предусматривается возможность установления заказчиком в положениях аукционной документации подобных требований.
Таким образом, заказчиком в нарушение требований ч. 3 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в положениях аукционной документации установлены требования о наличии у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования и ресурсов, необходимых для выполнения работ являющихся предметом контракта, не предусмотренное Законом о контрактной системе.
В данных действиях заказчика присутствуют признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 9 и п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьвозможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно п. 4 Информационной карты аукционной документации дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе определены 06 марта 2017 года в 23:59 по местному времени. В соответствии с п. 8.2 Информационной карты аукционной документации дата окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе 01 марта 2017 года.
Таким образом, действия Заказчика, не соответствуют части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьтребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии таких требований), или копии этих документов.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство) организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в перечень, установленный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Объектом закупки в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона являются работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования в границах Камышловского городского округа, которым в соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст присвоен код 42.11.20. Данные работы не относятся к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта и не включены в перечень установленный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
17.02.2017 г. заказчиком принят приказ N 56, в соответствии с которым внесены изменения в частности в п. 13.2 информационной карты Части 1 документации об аукционе в электронной форме на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования в границах Камышловского городского округа, а именно из положений аукционной документации исключено требование о содержании во второй части заявки копии Свидетельства о допуске на выполнениеработ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства согласно п. 33.2.1 "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта" раздела III перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624. А в случае выполнения самостоятельно отдельных видов работ - наличие у участника закупки свидетельства о допуске к таким работам.
В то же время, изменения вносимые заказчиком в аукционную документацию не коснулись требований к участникам закупки, так как п. 12.1 Информационной карты Части 1 документации об аукционе в электронной форме остался без изменений и содержит требование: условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства согласно п. 33.2.1 "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта" раздела III перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624. А в случае выполнения самостоятельно отдельных видов работ - наличие у участника закупки свидетельства о допуске к таким работам.
Следовательно, в нарушение требований ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком в положениях аукционной документации включено требование к участникам закупки не предусмотренное положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуПавлова Дениса Александровичапризнать обоснованной в части установления заказчиком в положениях аукционной документации излишних требований к участникам закупки, нарушения порядка внесения изменений в аукционную документацию, необъективного описания объекта закупки.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "Центр обеспечения деятельности администрации Камышловского городского округа" выявлены нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 33, п. 1 и п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МКУ "Центр обеспечения деятельности администрации Камышловского городского округа" выдатьпредписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчику обеспечить явку должностного лица утвердившего документацию об электронном аукционе с документами, подтверждающими личность, а также документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации, ___.___.2017 г. в ___:___ по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5/Химиков,3 этаж 4.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 259-з
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 13.03.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N 259-З от 13.03.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице МКУ "Центр обеспечения деятельности администрации Камышловского городского округа" в срок до 19 апреля 2017 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены всех составленных протоколов, внесения изменения в документацию согласно решению 259-з от 13.03.2017 г., продления срока для подачи заявок.
2. Заказчику в лице МКУ "Центр обеспечения деятельности администрации Камышловского городского округа" в срок до 03 мая 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 марта 2017 г. N 259-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2017