Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 апреля 2017 г. N 138-Ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "САНАС" на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по противоклещевой обработке территорий Чебаркульского городского округа (извещение N 0369300008417000099) (далее - Запрос котировок) в присутствии:
- представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности N 23 от 30.03.2017;
- представителя Администрации Чебаркульского городского округа (далее - Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N 36 от 20.10.2016;
- в отсутствие представителей ООО "САНАС" (далее - Заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.03.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по противоклещевой обработке территорий Чебаркульского городского округа (извещение N0369300008417000099).
Согласно представленным документам, извещение о проведении запроса котировок опубликовано Заказчиком и Уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 21.03.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта - 143 344,54 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок в запросе котировок от 28.03.2017, на участие в запросе котировок подано 3 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о запросе котировок.
Заявитель в жалобе приводит следующие доводы:
1. В Приложении N 1 к контракту "Техническое задание" включено требование о выполнении работ по противоклещевой обработке "переносным опрыскивателем мелкодисперсного распыления".
Данное требование не соответствуют Закону о контрактной системе, поскольку работы по проведению акарицидной обработке могут выполняться с применением различных технических средств, не являющихся бензомоторными опрыскивателями.
2. В Приложении N 1 к контракту "Техническое задание" включено требование о выполнении работ по противоклещевой обработке препаратами, сертифицированными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не является сертифицирующим органом средств для проведения акарицидной обработки.
3. В Извещении о проведении запроса котировок в пункте "Требования к участнику размещения заказа" отсутствуют требования, установленные статьей 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик на заседании комиссии Челябинского УФАС России с доводами Заявителя не согласился, поскольку считает действия Заказчика соответствующими Закону о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
1.1. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В приложении N 1 к проекту контракта "Техническое задание" установлено: "2. Работы по противоклещевой обработке выполняются переносным бензомоторным опрыскивателем мелкодисперсного распыления".
Заявитель в жалобе утверждает, что работы по проведению акарицидной обработки могут выполняться с применением различных технических средств, не являющихся бензомоторными опрыскивателями.
Заказчик на заседании комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что данный способ проведения акарицидной обработки выбран по причине того, что большая часть обрабатываемой местности (кладбища и парки) находятся на территории, недоступной для автомобильного транспорта.
В подтверждение своей позиции представитель Заказчика ссылался на пункт 4.3.14 "МУ 3.5.3011-12. 3.5. Дезинфектология. Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов. Методические указания" (далее - Методические указания), согласно которому, если позволяют условия, при обработке территорий возможно применение аппаратуры на автомобилях. Обработка небольших участков пересеченной местности (до 100 га) возможна с помощью ранцевых опрыскивателей. Основное условие - обеспечение равномерного покрытия рабочим раствором всей поверхности.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что указание на возможность обработки пересеченной местности с помощью ранцевых опрыскивателей носит рекомендательный характер, в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно данным методологическим рекомендациям, основным условием является обеспечение равномерного покрытия рабочим раствором всей поверхности.
Более того, Заказчиком на Заседании Комиссии Челябинского УФАС России не представлены нормативно-правовые акты, обязующие использовать именно бензомоторные опрыскивателя для достижение данного результата.
Таким образом, Челябинское УФАС России считает указание в Приложении N 1 "Техническом задание" к проекту контракта требования о выполнении обработки именно переносным бензомоторным опрыскивателем мелкодисперсного распыления, нарушающим часть 3 стать 33, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
1.2. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В Приложении N 1 к проекту контракта "Техническое задание" установлено: "противоклещевая обработка территорий производится препаратом, сертифицированным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для проведения аккарицидной обработки природных территорий против иксодовых клещей".
Заказчик на Заседании Комиссии Челябинскоего УФАС России пояснил, что данное требование установлено в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 10.07.2007 N 357 "Об утверждении Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов" (далее - Приказ N 357).
Вместе с тем, согласно Приказу N 357, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет регистрацию пестицидов и агрохимикатов, по которым в необходимом объеме проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы федеральных органов исполнительной власти по результатам регистрационных испытаний.
Таким образом, в Приложении N 1 к проекту контракта "Техническое задание" неправомерно установлено требование о проведении противоклещевой обработки препаратом, сертифицированным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для проведения аккарицидной обработки природных территорий против иксодовых клещей, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
1.3. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводам Заявителя, в Извещении о проведении запроса котировок в пункте "Требования к участнику размещения заказа" отсутствуют требования, установленные статьей 31 Закона о контрактной системе.
В электронной версии извещения о проведении запроса котировок, составленной на сайте http://www.zakupki.gov.ru, в пункте " Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)" установлено: "в соответствии с документацией".
В файле, прикрепленном к данному извещению в пункте "Требования к участнику размещения заказа", установлены требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в данном пункте извещения о проведении запроса котировок не установлены требования к участнику закупки об отсутствии у физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие у участника закупки в течение двух лет до момента подачи заявки привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что нарушает пункты 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
1.4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из извещения о проведении запроса котировок следует, что объектом закупки является оказание услуг. Вместе с тем, Заказчиком в извещении не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении о запросе котировок Заказчиком не установлен запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "САНАС" на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по противоклещевой обработке территорий Чебаркульского городского округа (извещение N 0369300008417000099) обоснованными в части указания в Приложении N 1 "Техническом задание" к проекту контракта требований о выполнении обработки именно переносным бензомоторным опрыскивателем мелкодисперсного распыления и о проведении противоклещевой обработки препаратом, сертифицированным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение, пунктов 1, 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и котировочной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
Д.С. Урванцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 апреля 2017 г. N 138-Ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2017