Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28 марта 2017 г. N 500
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, врИО заместитель руководителя управления, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРЕСПОЛИПЛИТ" (далее - ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ", заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Оренбургской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по уборке помещений, номер извещения 0353100003617000027 (далее по тексту - электронный аукцион),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" на действия Управления Судебного департамента в Оренбургской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по уборке помещений, номер извещения 0353100003617000027.
По мнению заявителя, заказчиком нарушен порядок заключения контрактов по результатам электронных аукционов, что противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" отсутствовали. Доказательства о надлежащем извещении, о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пришла к следующим выводам.
1) 07.02.2017 в Единой информационной системе и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по уборке помещений, номер извещения 0353100003617000027, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступало Управление Судебного департамента в Оренбургской области.
Оператором электронной площадки являлось ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта являлась оказание услуг по уборке помещений.
Начальная (максимальная) цена контракта - 238 244,00 рублей.
2) В соответствии с частью 5 статьи 63 и частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе должны содержаться помимо прочего требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно требованиям части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Требования к участникам закупки определены в пункте 11 извещения о проведении электронного аукциона.
Между тем в документации о проведении электронного аукциона отсутствует обязательное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кроме того, требование к участнику закупки, установленное в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке, изложено в недействующей редакции.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3) 14.02.2017 аукционной комиссией заказчика рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0353100003617000027-1 от 14.02.2017.
В соответствии с протоколом N 0353100003617000027-1 от 14.02.2017 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 14.02.2017 10:00 - поступило 8 заявок на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены соответствующие номера по мере поступления, всех участников аукционная комиссия допустила к участию и признала участниками электронного аукциона участников закупки.
17.02.2017 состоялась процедура проведения электронного аукциона, что зафиксировано в протоколе N 0353100003617000027-2 от 17.02.2017.
20.02.2017 аукционная комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе. Результаты указанной процедуры зафиксированы в протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0332100021216000534-3 от 20.02.2017.
Победителем электронного аукциона признано ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" с ценой контракта 179 669,81 рублей, заявка которого соответствовала требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанных процедур не установлено.
4) Порядок заключения по результатам открытого аукциона в электронной форме контракта установлен статьёй 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
При этом частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре указанных в заявке на участие в электронный аукцион такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об электронный аукцион.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение пяти дней о контрактной системе в сфере закупок с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 указанного Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частями 1-3 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 указанной статьи. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 указанной статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
27.02.2017 заказчик разместил без своей подписи проект контракта. Регламентированный срок подписания контракта по данному электронному аукциону установлен 13.03.2017.
В рассматриваемом случае требование об обеспечении исполнения контракта с Управлением Судебного департамента в Оренбургской области в документации об электронном аукционе установлено в размере 71 473 рублей 20 копеек.
ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" предложил цену контракта в размере 179 669,81 рублей, которая ниже начальной (максимальной) цены контракта на 24,59 %, т.е. менее чем на 25 %, то есть с учетом названных норм, размер обеспечения контракта не изменяется (71 473 рублей 20 копеек).
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" 13.03.2017 подписан проект контракта, и в качестве документа, подтверждающего предоставление заказчику обеспечения исполнения контракта представлена банковская гарантия N 17777-447-00686 от 10.03.2017 на сумму 71 473 рублей 20 копеек.
Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 названной статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 названного Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 названного Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Однако ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" подписан проект контракта и предложенная цена контракта снижена на 24,59 % от начальной максимальной цены. Таким образом, в данном случае статья 37 Закона о контрактной системе не применима.
16.03.2017 заказчиком неправомерно принято решение об отказе от заключения контракта с ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ", что зафиксировано в протоколе отказа от заключения контракта от 16.03.2017 N0353100003617000027-4.
Таким образом, заказчик, отказавшись от заключения контракта с заявителем, и признав ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" уклонившимся от заключения контракта, нарушил требования части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, жалоба ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" признаётся обоснованной.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, в данном случае не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует. Вместе с тем нарушения части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, являются существенными и могут быть устранены только путем отмены протокола отказа от заключения контракта от 16.03.2017 N0353100003617000027-4 и осуществления процедуры заключения контракта с ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "ПРЕСПОЛИПЛИТ" на действия Управления Судебного департамента в Оренбургской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по уборке помещений, номер извещения 0353100003617000027, обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление Судебного департамента в Оренбургской области - нарушившим требования требований части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 и части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений.
4. Направить материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30 и частью 3 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28 марта 2017 г. N 500
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017