Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29 марта 2017 г. N 519
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоТехно" (далее - ООО "АвтоТехно", заявитель) на действия аукционной комиссии Управления Судебного Департамента в Республике Татарстан (далее также - аукционная комиссия) при определении исполнителя путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "АвтоТехно" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для нужд районных (городских) судов Республики Татарстан и Управления Судебного департамента в Республике Татарстан, номер извещения 0111100008417000006 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "АвтоТехно" и Управления Судебного Департамента в Республике Татарстан на заседании отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 21.02.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.etp.zakazrf.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для нужд районных (городских) судов Республики Татарстан и Управления Судебного департамента в Республике Татарстан, номер извещения 0111100008417000006, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Управление Судебного Департамента в Республике Татарстан.
Оператором электронной площадки является ГУП АГЗ РТ.
Предметом контракта является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для нужд районных (городских) судов Республики Татарстан и Управления Судебного департамента в Республике Татарстан.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 200 000,00 рублей.
2) Согласно пункту 5) части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 названного Федерального закона.
Как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России закупка на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для нужд районных (городских) судов Республики Татарстан и Управления Судебного департамента в Республике Татарстан (номер извещения 0111100008417000006) осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако в нарушение части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении рассматриваемой закупки не содержит информацию относительно преимуществ, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение части 1 статьи 64 документация не содержит информации об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с пунктом 4) статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок
3) По смыслу пункта 7 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении и документации о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 названной статьи.
На основании пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд входит в данный Перечень.
Между тем в нарушение части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещением об осуществлении закупки такое ограничение не установлено.
4) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Пунктом 4 названных Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Кроме того, пунктом 5 названных Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемого аукциона составляет 3 200 000,00 рублей.
С учетом того, что аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона (часть 4 статьи 68 Закона о контрактной системе), в проекте контракта следует устанавливать размер штрафа для заказчика и подрядчика, за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, с учетом такого снижения, то есть, должен быть установлен размер штрафа на все предусмотренные Правилами случаи (с учетом начальной (максимальной цены)).
Кроме того, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Между тем, Заказчиком в проекте государственного контракта установлен не соответствующий требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных государственным контрактом (а именно: без учета возможного снижения начальной (максимальной) цены контракта), что противоречит части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также письму ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14.
5) 20.03.2017 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.03.2017 N0111100008417000006-1.
В соответствии с протоколом от 20.03.2017 N0111100008417000006-1 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (17.03.2017 07:00) поступило 5 заявок на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера с 1 по 5 соответственно.
Согласно протоколу от 20.03.2017 N0111100008417000006-1 аукционная комиссия допустила к участию и признала участником электронного аукциона участника закупки, подавшего заявку под порядковым номером 1.
Участникам закупки, подавшим заявки под порядковыми номерами 2, 3, 4, 5 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В жалобе отсутствует указание на порядковый номер заявки, установить номер заявки заявителя не представляется возможным, поскольку участникам закупки, подавшим заявки под порядковыми номерами 2, 3, 4, 5 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по аналогичным основаниям, - на основании пункта 1 части 4 статьи 67 названного Федерального закона, а именно: "Первая часть заявки не соответствует Требованиям документации об аукционе (пункт "б" части 36 информационной карты), и статьи 66 Закона о контрактной системе. Участником закупки представлена недостоверная информация. В соответствии с документацией об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона в электронной форме на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара. Участник закупки указал недостоверную информацию - наименование места происхождения используемого товара.
Раздел IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ п.4 (Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей должны производиться с использованием только оригинальных запасных частей и эксплуатационных жидкостей рекомендованных заводом-изготовителем автотранспортных средств, с предоставлением соответствующих сертификатов качества (соответствия). Использование аналогов запасных частей не допускается;)
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае: 1) непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44- ФЗ, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44- ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается. Указанная норма является императивной: если заявка участника подпадает под действие ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия обязана отказать такому участнику в допуске к аукциону. Принять иное решение комиссия не вправе.
В настоящее время на рынке России представлен в основном легковой модельный ряд европейского филиала (Германия) Ford Werke (Форд Фокус, Форд Мондео и т.д.), не имеющий прямого отношения к автомобилям американской Ford Motor Company. Из моделей же американского рынка в России представлены только внедорожники Ford Escape и Ford Explorer, имеющие огромные отличия от автомобилей европейского филиала по внешнему и внутреннему дизайну, а также используемым компонентам.
Модели (Форд Фокус,Форд Мондео) разработаны силами европейского филиала "Форда" (Германия) с расчётом на рынок Европы. Оригинальные запчасти на модели Форд Фокус, Форд Мондео так же представлены Ford Werke (Германия)".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктами а) и б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
- согласие, предусмотренное пунктом 2 неназванной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документация содержит аналогичные требования.
Как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России, и следует из протокола, фактическим основанием для отказа в допуске к участию в рассматриваемом электронном аукционе участникам закупки, подавшим заявки под порядковыми номерами 2, 3, 4, 5, - послужило наличие в заявках недостоверных сведений, относительно страны происхождения товаров, предполагаемых к использованию при оказании услуг, однако, надлежащие доказательства наличия такой недостоверности у аукционной комиссии на момент принятия решения отсутствовали. Также достаточных, допустимых доказательств такой недостоверности не представлено при рассмотрении жалобы.
Таким образом, единая комиссия заказчика, отказав в допуске к участию в электронном аукционе участникам, подавшим заявки под порядковыми номерами 2, 3, 4, 5 по основаниям, указанным в протоколе, нарушила требования части 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "АвтоТехно".
6) Рассмотрение второй части единственного участника закупки состоялось 21.03.2017. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 23.03.2017 N0111100008417000006-2.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанной процедуры не усматривается.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, допущенные единой комиссией, в данном случае могут быть устранены путём отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона (номер извещения 0111100008417000006) и повторного проведения аукционных процедур, начиная со стадии рассмотрения первых частей заявок. В связи с этим аукционной комиссии выдаётся соответствующее предписание. Также возникает необходимость в выдаче предписания оператору электронной площадки (ГУП АГЗ РТ) об обеспечении возможности аукционной комиссии совершения действий указанных в предписании.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "АвтоТехно" о нарушении аукционной комиссией Управления Судебного Департамента в Республике Татарстан при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для нужд районных (городских) судов Республики Татарстан и Управления Судебного департамента в Республике Татарстан, номер извещения 0111100008417000006, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 5, 8 статьи 34, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ГУП АГЗ РТ) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Нижегородского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 29 марта 2017 г. N 519
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017