Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 31 марта 2017 г. N фкс17/56
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
ведущего специалиста-эксперта Бороздина Е.Н.,
с участием представителей сторон:
от заказчика: ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России (г.Тюмень) (далее также - заказчик) Чусовитин Д.Н. по доверенности,
в отсутствии заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Шелдонфарма" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Шелдонфарма" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100000817000011) (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 05.04.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 27.03.2017 г. N 108 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Из содержания жалобы следует, что документация об электронном аукционе разработана заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В частности заявитель указывает, что при описании объекта закупки не использован ГОСТ Р57106-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия", который введён в действие с 01.03.2017.
Также заявитель указывает, что описание объекта закупки не содержит максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, заявитель указывает, что заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещены разъяснения положений документации электронного аукциона без указания предмета запроса.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 30.03.2017), согласно которых документация об электронном аукционе на поставку витаминно-минерального комплекса не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России (г.Тюмень), выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса.
Информация об электронном аукционе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru), с реестровым номером закупки 0367100000817000011.
Согласно Разделу 5 аукционной документации на поставку витаминно-минерального комплекса, участнику закупки следует поставить товар со следующими характеристиками: биологически активная добавка к пище "Витаминно-минеральный комплекс: предназначена для предприятий общественного питания, пищеблоков лечебных учреждений для обогащения витаминам и минералами каш молочных и безмолочных, напитков (киселей, компотов). Витаминно-минеральный комплекс должен быть разрешен для оборота в РФ в качестве специализированного пищевого продукта (согласно ТР ТС 021 "О безопасности пищевой продукции"), соответствовать установленному режиму приготовления. Состав витаминно-минерального комплекса должен быть не менее 10 витаминов и 2 микроэлементов. Упаковка должна быть герметичной не более 50 грамм. (Участнику указать конкретное количество витаминов и микроэлементов, входящих в состав).
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Как пояснил представитель заказчика, в медицинских организациях нормативным документом использования витаминно-минерального комплекса является Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания", на основании этого приказа витаминно-минеральные комплексы включены в стандартные диеты в количестве 50-100% от физиологической нормы суточного потребления.
Согласно Приказу Министерства Здравоохранения РФ от 05.08.2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ", рационы лечебного питания утверждаются Советом по лечебному питанию медицинской организации, медицинская организация, в рамках действующего законодательства, вправе самостоятельно решать какой должен быть состав витаминно-минерального комплекса и какие блюда обогащать.
Кроме того, заказчиком в материалы дела представлен приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2016 N1245-ст, согласно которому ГОСТ Р 57106-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия" вводится в действие с 01.01.2018. Обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно описанию объекта закупки в состав витаминно-минерального комплекса должно входить не менее 10 витаминов и 2-х микроэлементов, при этом конкретное количество витаминов и микроэлементов, входящих в состав, указывается участником закупки самостоятельно.
Таким образом, довод заявителя, о том, что аукционная документация не содержит минимальные значения и (или) максимальные показатели, а также показатели которые не изменяются не нашел своего подтверждения.
В части довода заявителя, о том, что разъяснения положений документации электронного аукциона, размещены заказчиком в ЕИС в сфере закупок без указания предмета запроса, Комиссия указывает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Аукционной документацией на поставку витаминно-минерального комплекса определено, что подача заявок оканчивается 24 марта 2017 года. |
|
На заседании Комиссии установлено, что заказчиком 17.05.2017, 20.05.2017, 21.03.2017 в Единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения положений аукционной документации без указания предмета запроса, что не оспаривается заказчиком.
Таким образом, действия заказчика, разместившего в Единой информационной системе в сфере закупок разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем отсутствует основание для выдачи предписания.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Шелдонфарма" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса (реестровый номер закупки 0367100000817000011) частично обоснованной в части размещения разъяснений положений аукционной документации в ЕИС в сфере закупок без указания предмета запроса.
2. Признать ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России (г.Тюмень) нарушившим часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Н.В. Логинова
Е.Н. Бороздин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 31 марта 2017 г. N фкс17/56
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2017