Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 29 марта 2017 г. N 05-05-06/49-17
Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 03.04.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "__", действующий на основании доверенности от 02.03.2017 года N 45
- "__", действующий на основании доверенности от 11.01.2017 года N 1644,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" и подателя жалобы - ООО "Альянс-Строй",
рассмотрев жалобу (вх. N 1059 от 23.03.2017 года) ООО "Альянс-Строй" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона N 0112200000817000031 на выполнения работ по капитальному ремонту здания ГБОУ РТ "Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Кызыл и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам ООО "Альянс-Строй" уполномоченным органом сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Представители уполномоченного органа пояснили, что при размещении изменений в извещение о проведении электронного аукциона ответственным лицом не учтено, что 8 марта 2017 года является нерабочим праздничным днем, в связи с чем, указанное изменение было опубликовано только 09.03.2017 года.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000817000031 на выполнения работ по капитальному ремонту здания ГБОУ РТ "Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Кызыл, Комиссия Тывинского УФАС России, приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 22.02.2017 г. размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000817000031 на выполнения работ по капитальному ремонту здания ГБОУ РТ "Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Кызыл, начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 199 850 рублей.
Документация электронного аукциона на выполнения работ по капитальному ремонту здания ГБОУ РТ "Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Кызыл утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 20.02.2017 г. N 28.
09.03.2017 года на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено изменение в извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000817000031, в соответствии с которым срок окончания подачи заявок установлен 24.03.2017 года 08 часов 00 минут.
Аналогичный срок окончания подачи заявок также установлен в пункте 25 Информационной карты аукционной документации.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как указано выше, начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 199 850 рублей, последнее изменение в извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000817000031 опубликовано на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09.03.2017 года.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации начало исчисления пятнадцатидневного срока начинается с 10.03.2017 года, пятнадцатидневный срок заканчивается 24.03.2017 года, окончание срока подачи заявок должно быть установлено уполномоченным органом не ранее чем 25.03.2017 года.
Вместе с тем, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000817000031 и в пункте 25 Информационной карты аукционной документации указана дата и время окончания срока подачи заявок 24.03.2017 года 08 часов 00 минут, следовательно, на 1 день сокращен срок подачи заявок для участников закупки.
Таким образом, довод ООО "Альянс-Строй" о сокращении уполномоченным органом срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является обоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
1.) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено в пункте 21 Информационной карты аукционной документации.
Таким образом, исходя из изложенного следует, что участники электронного аукциона N 0112200000817000031 в составе первой части заявки должны указать:
А) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в аукционной документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и т.д.;
Б) либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и т.д.;
В) либо если участник электронного аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным аукционной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и т.д.
Таким образом, для применения подпункта "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе обязательным условием является наличие в аукционной документации указаний на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем, пунктом 21 Информационной карты аукционной документации предусмотрено, что "при заполнении заявки ВНИМАТЕЛЬНО необходимо изучить Часть 5. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ".
В части 5 аукционной документации (Инструкция по заполнению заявки (первая часть)) установлено следующее:
"Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "от", "до", "не более", "не менее", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "должен", "должна" (в любых словосочетаниях и падежах) и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование.
Если в документации о закупке значение показателя технического или функционального параметра является минимальным (не менее, не ниже, от и т.п.), максимальным (не более, не выше, до и т.п.) либо находится в установленных минимальным и максимальным значениями пределах, в предоставляемых сведениях участник закупки указывает конкретное (точное) значение соответствующего показателя технического или функционального параметра предлагаемого (используемого) товара, используемого при выполнении работ.
Если в документации о закупке указываются (предлагаются) несколько альтернативных видов (типов) товара или показателей товара (обязательно сопровождаемого словом "или", и/или знаком ";"), участником закупки в первой части заявки самостоятельно определяется и указывается вид (тип) товара или показатель товара, используемого при выполнении работ.
Если в документации о закупке указываются (предлагаются) несколько видов (типов) товара или показателей товара (обязательно сопровождаемого словом "и", и/или знаком ",",), участнику закупки в первой части заявки необходимо указать все виды (типы) товара или все показатели товара, используемых при выполнении работ.
Используемые Заказчиком общепринятые обозначения параметров <и> соответствуют словесным обозначениям "менее" и "более", обозначение параметров > и < соответствуют словесным обозначениям "не менее" и "не более", диапазон может быть обозначен в формате: минимальное значение - максимальное значение, т.е. с использованием знака дефиса.
Во избежание ошибок, связанных с неподачей предложения в отношении отдельных товарных единиц, допускается включение в заявку (дублирование из документации о закупке) позиций, содержащих товары с теми же товарными знаками, указание на которые содержатся в документации, но без сопровождения словом "эквивалент" и показателей эквивалентности, использование (применение) которых гарантировано согласием".
Кроме того, из части 5 аукционной документации следует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе N 0112200000817000031 могут содержать информацию, предусмотренную подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что из содержания положений пункта 21 Информационной карты и части 5 "Инструкция по заполнению заявок" аукционной документации электронного аукциона N 0112200000817000031, невозможно однозначно установить требования к содержанию первой части заявки (достаточно дать согласие либо необходимо также указывать конкретные показатели товаров).
Кроме того, частью 2 аукционной документации (Описание объекта закупки) предусмотрено, что работы выполняются в соответствии с локальными сметными расчетами.
При этом в ходе анализа аукционной документации и локального сметного расчета Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что не все товары, указанные в локальных сметных расчетах, содержат указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, используемых при выполнении работ.
Более того, локальные сметные расчеты содержит материалы с указанием слов "до" (например: пункт 11 локального сметного расчета N 02-01-01), "или" (например: пункт 12 раздела "монтаж" локального сметного расчета N 02-01-03), при наличии, которых согласно инструкции по заполнению заявок участникам закупки в составе в первой части заявки необходимо указать конкретное (точное) значение и одну из значений на выбор.
Таким образом, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены в пункте 21 Информационной карты и в части 5 "Инструкция по заполнению заявок" аукционной документации противоречащие требования к содержанию первой части заявки.
2.) В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
27.02.2017 года в адрес уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок поступил
запрос о даче разъяснений положений аукционной документации следующего содержания:
"Участник закупки не понимает как заполнять заявку на данный аукцион, т.к Заказчик вводит в заблуждение Участника, разместив инструкцию по заполнению первой части а описание товаров/материалов отсутствует.
А) К первой части заявки достаточно будет только согласия?
Б) Если уважаемый Заказчик хочет видеть к первой части заявки конкретные показатели указанные участником, просьба указать в каком разделе аукционной документации содержаться требования к конкретным показателям? (просьба указать страницы документации)".
28.02.2017 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено разъяснение положений аукционной документации следующего содержания:
"А) К первой части заявки достаточно будет только согласия.
Б) Требования к конкретным показателям содержаться в приложении "Обоснование начальной максимальной цены" - локально сметный расчет".
Таким образом, из содержания разъяснений положений аукционной документации следует, что первая часть заявки должна содержать только согласие, при том, что аукционная документация также предусматривает предоставление участниками закупки в составе первой части своих заявок конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе дано разъяснение положений аукционной документации, изменяющее ее суть.
3.) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено в части 2 аукционной документации.
Как указано выше, частью 2 аукционной документации (Описание объекта закупки) предусмотрено, что работы выполняются в соответствии с локальными сметными расчетами.
Иных положений часть 2 аукционной документации (Описание объекта закупки) не содержит.
Таким образом, описание объекта закупки не содержит функциональных, технических и качественных характеристик с указанием показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, работ установленным заказчиком требованиям.
В свою очередь, локальные сметные расчеты не могут быть приняты как описание объекта закупки в понятии, определенном статьей 33 Закона о контрактной системе, в силу следующего.
Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 года N 15/1 утверждена и введена в действие Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее - Методика).
Согласно пункту 3.16 Методики локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).
Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
В соответствии с пунктом 3.18 Методики сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить лимит средств в целом по стройке, необходимых для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти, и т.п.).
Таким образом, локальные сметные расчеты определяют размер, объем и стоимость работ (товаров) и не определяют функциональных, технических и качественных характеристик работ (товаров), что не соответствует описанию объекта закупки, установленного статьей 33 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, локальный сметный расчет в силу статьи 22 Закона о контрактной системе, Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, относиться к документам проектно-сметного метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок описание объекта закупки сформировано ненадлежащим образом, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанные действия должностного лица уполномоченного органа содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Строй" обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении и документации электронного аукциона N 0112200000817000031 требования к сроку подачи заявок.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение:
3.1. пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в пункте 21 Информационной карты и в части 5 "Инструкция по заполнению заявок" аукционной документации электронного аукциона N 0112200000817000031 противоречивых требований к содержанию первой части заявки;
3.2. часть 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части дачи разъяснений положений аукционной документации электронного аукциона N 0112200000817000031, изменяющих ее суть;
3.3. пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего описания в аукционной документации электронного аукциона N 0112200000817000031 объекта закупки.
4. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа и уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, оператору электронной торговой площадки ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связам Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы N 05-05-06/49-17 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
С.С. Оюн
М.Ю. Сарыг-оол |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 29 марта 2017 г. N 05-05-06/49-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2017