Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 апреля 2017 г. N 05-05-06/55-17
Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.04.2017 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства";
- "_", действующий на основании доверенности от 31.03.2017 года N 21,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - ООО "Перспектива",
рассмотрев жалобу (вх. N 1170 от 29.03.2017 года) ООО "Перспектива" на положения аукционной документации электронного аукциона N 0312100005617000004 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией км 457+000-км 462+000, Красноярский край и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Перспектива" его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственного заказчика:
1. в проекте контракта не установлен срок оплаты аванса;
2. в проекте контракта неправомерно установлен порядок определения пени и штрафа за ненадлежащее исполнение (неисполнение) подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом;
3. неправомерно установлено в аукционной документации требование к сроку действия банковской гарантии;
4. в проекте контракта неправомерно установлено основание для изменения существенных условий контракта.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312100005617000004 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией км 457+000-км 462+000, Красноярский край, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 20.02.2017 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312100005617000004 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией км 457+000-км 462+000, Красноярский край, начальная (максимальная) цена контракта - 41 830 800 рублей.
Документация электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-257 "Енисей" Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией км 457+000-км 462+000, Красноярский край утверждена приказом Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" от 14.02.2017 года N 5.
1.) В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 4.3 проекта контракта предусмотрено, что заказчик производит авансирование части стоимости подрядных работ в размере 10 % от стоимости Контракта, после предоставления Подрядчиком счёта на перечисление аванса.
Вместе с тем, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что проект контракта не содержит конкретных сроков оплаты аванса.
Таким образом, государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлен в проекте контракта конкретный срок оплаты аванса.
При таких обстоятельствах, довод ООО "Перспектива" об отсутствии в проекте контракта срока оплаты аванса является обоснованным.
2.) В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Порядок определения размера штрафа (пени, неустойки) за неисполнения или ненадлежащее исполнение заказчиком или подрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, установлен в частях 5-8 статьи 34 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1063.
Ответственность сторон и порядок расчета размера штрафа (пени, неустойки) предусмотрен в разделе 12 проекта контракта, по результатам изучения которого Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установленный в разделе 12 проекта контракта порядок определения размера штрафа (пени, неустойки) не противоречит Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Перспектива" о неправомерном установлении в проекте контракта порядка определения пени и штрафа за ненадлежащее исполнение (неисполнение) подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не нашел своего подтверждения.
3.) Пунктом 1.7 проекта контракта предусмотрено, что срок действия обеспечения исполнения контракта - 1 (один) год после окончания срока выполнения работ.
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрен только минимальный срок действия банковской гарантии (один месяц), следовательно, установление заказчиком требования к сроку действия банковской гарантии на один год после окончания срока выполнения работ не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, довод ООО "Перспектива" о неправомерном установлении в аукционной документации требования к сроку действия банковской гарантии является необоснованным.
4.) Согласно пункту 16.3 проекта контракта если, по мнению сторон работы, могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно настоящему Контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
Таким образом, указанным пунктом проекта контракта фактически предусмотрена возможность сторон на изменение условий контракта (сроки выполнения работ) при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе сформулировано общее правило, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Вместе с тем, в данной норме содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не предусматривает возможность изменения по соглашению сторон срока выполнения работ по государственному контракту, в том числе, по основаниям наступления обстоятельств непреодолимой силы.
В свою очередь, наступление обстоятельств непреодолимой силы в силу части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе является условием для освобождения одной из сторон контракта от уплаты неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что положения пункта 16.3 проекта контракта, предусматривающее изменение существенных условий контракта, не соответствуют части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе неправомерно установлено в проекте контракта основание для изменения существенных условий контракта.
При таких обстоятельствах, довод ООО "Перспектива" о неправомерном установлении в проекте контракта основания для изменения существенных условий контракта является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" нарушение:
2.1. части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в проекте контракта аукционной документации электронного аукциона N 0312100005617000004 конкретного срока оплаты аванса;
2.2. части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в пункте 16.3 проекта контракта аукционной документации электронного аукциона N 0312100005617000004 основания для изменения существенных условий контракта;
3. В связи с выдачей предписания по делу N 05-05-06/53-17, предписание по настоящей жалобе не выдавать.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
С.С. Оюн
А.В. Саин
М.Ю. Сарыг-оол Ч. |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 апреля 2017 г. N 05-05-06/55-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2017