Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 января 2014 г. N 10-ВП/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), статьей 99, частью 1 статьи 112 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании информации, содержащейся в жалобе ООО "В-П-К-", возвращенной заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 17.01.2014 о возврате жалобы N 15-ж/2014, провела внеплановую проверку действий ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России (далее - Заказчик), аукционной комиссией по Аукциону законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение противопожарных мероприятий, капитальный ремонт, установка огнезадерживающих клапанов в вертикальные шахты системы вентиляции главного корпуса Федерального государственного бюджетного учреждения науки Уральский научно-практический центр радиационной медицины Федерального медико-биологического агентства (изв. N 0369100033213000044), в присутствии представителей ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России, действующих на основании доверенностей от 21.01.2014 N 33,34, членов аукционной комиссии, в отсутствие представителей ООО "В-П-К-" (о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки уведомлено надлежащим образом по электронной почте, а также путем опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru жалобы и решения о возврате жалобы),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.01.2014 поступила жалоба ООО "В-П-К" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение противопожарных мероприятий, капитальный ремонт, установка огнезадерживающих клапанов в вертикальные шахты системы вентиляции главного корпуса Федерального государственного бюджетного учреждения науки Уральский научно-практический центр радиационной медицины Федерального медико-биологического агентства (изв. N 0369100033213000044).
Комиссия Челябинского УФАС России, руководствуясь статьей 17, пунктом 3 части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов, статьей 99, пунктом 3 части 11 статьи 105 Закона о контактной системе возвратила жалобу заявителю в связи с пропуском сроков обжалования действий аукционной комиссии, а также приняла решение о проведении внеплановой проверки действий заказчика, аукционной комиссии по соблюдению законодательства о размещении заказов при проведении рассматриваемого Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 20.12.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта- 2 241 116, 00 рублей.
По состоянию на 22.01.2014 гражданско-правовой договор не заключен, размещение заказа находится на стадии подписания договора заказчиком.
В соответствии с информацией, содержащейся в жалобе, заявитель полагает, что аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в Аукционе ООО "В-П-К", в связи с представлением в первой части заявки показателей моющих средств, не являющихся предметом размещаемого заказа.
Представители заказчика, члены аукционной комиссии с доводами заявителя не согласились, представили письменные возражения, а также пояснили, что в первой части заявки участники размещения заказа должны были представить конкретные показатели огнезадержавающих клапанов, а не моющих средств, действия аукционной комиссии соответствуют требованиям документации об Аукционе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, статьей 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия, рассмотрев информацию, содержащуюся в жалобе ООО "В-П-К", и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов (часть 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов).
Часть 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов предусматривает, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки (часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Пунктом 1.2 документации об Аукционе определено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Характеристики товара, установленные документацией об открытом аукционе в электронной форме, отражены в Спецификациях проектно-сметной документации (Приложения 2,3).
В инструкции по заполнению первой части заявки заказчиком установлено, что заполнение в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме сведений о товарном знаке (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования при выполнении работ товара и конкретных показателях этого товара, должно быть произведено участником размещения заказа согласно "Спецификаций оборудования", сметной документации.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 30.12.2013 на участие в Аукционе поступило три заявки от участников размещения заказа.
При этом участнику размещения заказа, заявке которого в протоколе присвоен номер 3, единогласным решением аукционной комиссии отказано в допуске к участию в Аукционе со следующим обоснованием причины отказа: "Отказать в допуске к участию в аукционе в электронной форме на основании п. 4.1 статьи 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Предлагаемые к поставке товары (моющие средства) не соответствуют техническому заданию аукционной документации на выполнение противопожарных мероприятий, капитальный ремонт, установка огнезадерживающих клапанов в вертикальные шахты системы вентиляции главного корпуса ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России".
Комиссией Челябинского УФАС России при изучении документации об Аукционе, протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 30.12.2013, первой части заявки ООО "В-П-К" установлено, что ООО "В-П-К" не представило в первой части заявки на участие в Аукционе показатели товара, соответствующие значением товара, установленным в документации об Аукционе, поскольку в Техническом задании документации об Аукционе, локальной смете N 2 указаны технические характеристики огнезадерживающих клапонов, приобретение моющих средств документацией об Аукционе не предусмотрено.
Таким образом, действия аукционной комиссии по отказу в допуске ООО "В-П-К" к участию в Аукционе соответствуют требованиям частей 1,3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что аукционной комиссией в нарушение части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 30.12.2013 указано положение п. 4.1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов как правовое основание для признания несоответствующей требованиям документации об Аукционе указанной заявки, поскольку пункт 4.1 статьи 41.9 в Законе о размещении заказов отсутствует,
основаниями для отклонения заявок могут являться только пункты 1,2 части 4 статьи 41.9, часть 4 статьи 12 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при проведении торгов заказчиком устанавливается обязательно требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 17.2.1 документации об Аукционе установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать обязательным требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов (наименование документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа, установленным требованиям, указаны в подпункте 2 пункта 1.3 документации об открытом аукционе в электронной форме).
Подпунктом 2 пункта 1.3 определено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом открытого аукциона в электронной форме, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В составе второй части заявки участник размещения заказа предоставляет копию допуска, выданного саморегулируемой организацией в соответствии Градостроительным кодексом РФ и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 N 624), на следующие виды работ, являющиеся предметом контракта:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство".
В соответствии с пунктом 14.2 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Документацией об Аукционе, локальной сметой N 2 не предусмотрена замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов, что исключает необходимость установления требования к участникам размещения заказа о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (допуск 33.3).
Таким образом, заказчиком в нарушение части 5 статьи 41.6, пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено неправомерное требование к участникам размещения заказа о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации на допуск в выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (допуск 33.3).
Пунктом 4.1 технического задания документации об Аукционе установлено, что подрядчику по договору необходимо осуществить строительный контроль.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
При этом строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
На основании части 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 определен Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства и утверждено Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 32 Перечня предусмотрены работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, заказчик обязан установить в документации об Аукционе требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства саморегулируемой организации к работам по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, что в нарушение части 5 статьи 41.6, пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов в документации об Аукционе не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемым видом деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" предусмотрен перечень работ и оказание услуг, которые включены в указанный вид лицензируемой деятельности, в том числе выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 5 статьи 41.6, пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов не установлено в документации об Аукционе требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
3. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
3.1. Пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения деятельность монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемым видом деятельности, в работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требует наличие свидетельства саморегулируемой организации о допуске к такому виду работ.
В нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит требований заказчика о предоставлении копий указанных документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям законодательством Российской Федерации, которые установлены к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом, во второй части заявки.
3.2. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.8, пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
В нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.8, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов раздел 1.2 документации об Аукционе предусматривает указание участниками размещения заказа в первой части заявки модель оборудования, в случае отсутствия товарного знака и (или) модели оборудования "товарный знак не имеется" и (или) "обозначение модели не имеется".
4. В соответствии с частью 1 статьи 41.6, частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об Аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об Аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Кроме того, размещение документов, на которые в документации об Аукционе заказчиком осуществлены ссылки, также позволяет участникам размещения заказа сделать вывод о потребности заказчика, сформировать свое предложение по товарам, оформить и направить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
4.1. Как указано Комиссией Челябинского УФАС России в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения, заказчиком в пункте 1.2 документации об Аукционе установлены требования к составу и содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, из которых следует, что характеристики товара, установленные документацией об Аукционе отражены в Спецификациях проектно-сметной документации (Приложения 2,3).
Исходя из инструкции по заполнению первой части заявки конкретные показатели товара, предлагаемые участниками размещения заказа, должны соответствовать значениям таких показателей, установленным в Спецификации.
Вместе с тем на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru проектно-сметная документация и спецификация не размещены, что не позволяет сделать вывод о потребности заказчика и заполнить участникам размещения заказа первые части заявки в соответствии с требованиями документации об Аукционе, что является нарушением части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4.2. Пунктом 2.1 технического задания документации об Аукционе определено, что осуществляется авторский надзор за проектированием.
Вместе с тем, проектирование не является предметом размещаемого заказа, из указанного пункта технического задания невозможно установить, подрядчик должен осуществлять авторский надзор или он уже осуществляется заказчиком или иным хозяйствующим субъектом.
4.3. Пунктом 3.1 технического задания документации об Аукционе предусмотрено, что подрядчику по договору необходимо выполнить следующие работы по осуществлению строительного контроля; согласованию и оформлению необходимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации документов и разрешений для выполнения работ, если таковые требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации; обследования и мониторингу технического состояния элементов здания в зоне влияния работ; оплате строительный контроль Заказчика в соответствии с действующим Законодательством в размере 2,14%.
Представители заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не представили пояснения по положениям действующего законодательства Российской Федерации, которые предусматривают оплату подрядчиком по рассматриваемому Аукциону строительного контроля заказчику в размере 2,14 %.
Кроме того, из указанного пункта технического задания документации об Аукционе невозможно установить от какой суммы подрядчик должен вычислить 2,14 %: от начальной (максимальной) цены контракта, сметы, цены, предложенной по итогам Аукциона или иной стоимости работ, сведения о которых в документации об Аукционе не отражены.
5. В соответствии с пунктами 6.1, 7 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об Аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов, порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.
Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Под предметом заказа в рассматриваемом случае является не только виды работ, которые необходимо выполнить по условиям документации об Аукционе, товар и материалы, используемые при выполнении работ, но и условия выполнения работ, расходы, которые заказчик включает в цену товара и которые могут повлиять на формирование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 7.1 документации об Аукционе в цену контракта включены строительно-монтажные работы, пуско-наладочные работы, ввод в эксплуатацию объекта, оснащение оборудованием, обучение/инструктаж персонала, работы по технологическому присоединению объекта к инженерным сетям, стоимость материалов и оборудования, стоимость использования машин и механизмов, рабочей силы, транспорта (включая расходы на проезд на территорию объекта), расходы на плату работ поставщикам и субпоставщикам, хранение оборудования, накладные расходы, таможенные пошлины и сборы, все налоги, страхование, услуги органов надзора, согласующих организаций, и другие расходы подрядчика, связанные с выполнением подрядчиком своих обязательств по договору.
Пунктом 7.1 документации об Аукционе определено, что неучтенные затраты участника по гражданско-правовому договору, связанные с исполнением гражданско-правового договора, и не включенные в предлагаемую цену гражданско-правового договора, не подлежат оплате Заказчиком.
Согласно пункту 8 документации об Аукционе начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора определена путем составления сметного расчета в соответствии с ГрК РФ.
Локальный сметный расчет N 2 (локальная смета) содержит сведения о том, что заказчиком в цену включены установка клапанов огнезадерживающих, клапаны огнезадерживающие диаметрами 100 мм, 125 мм, 160 мм, 200*200, 250*140 , огнезащитное покрытие металлоконструкций воздуховодов приточно-вытяжных систем составом "Файрекс-300" с пределом огнестойкости 1,5 часа.
Однако осуществление авторского надзора и строительного контроля, обследования и мониторинга технического состояния элементов здания в зоне влияния работ, страхование при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком в цену контракта не включалось, что является нарушением части 1 статьи 19.1, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
6. В соответствии с частью 5 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В силу требования части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 статьи 9, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов, частью 26.1 статьи 65 Закона о размещении заказов.
Следовательно, положения проекта гражданско-правового договора заказчика должны соответствовать иным положениям документации об Аукционе, извещению о проведении Аукциона.
6.1. Согласно извещению о проведении Аукциона, разделу 4 извещения документации об Аукционе предметом Аукциона, гражданско-правового договора является выполнение противопожарных мероприятий, капитальный ремонт, установка огнезадерживающих клапанов в вертикальные шахты системы вентиляции главного корпуса Федерального государственного бюджетного учреждения науки Уральский научно-практический центр радиационной медицины Федерального медико-биологического агентства (ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России).
Пунктом 2.1 проекта гражданско-правового договора установлено, что заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению капитального ремонта объекта в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, условиями договора, техническим заданием на капитальный ремонт объекта (Приложение N1), графиком выполнения работ (Приложение N2), сметного расчета (Приложение N3).
Предмет гражданско-правового договора, указанный в пункте 2.1 проекта договора не соответствует извещению о проведении Аукциона, разделу 4 извещения документации об Аукционе.
6.2. Пунктом 6.5 проекта договора установлено, что подрядчик оплачивает строительный контроль заказчика в соответствии со сводным сметным расчетом (Приложение 4) и согласовывает с органами строительного контроля порядок ведения работ на объекте и обеспечивает его соблюдение на объекте.
При этом в проекте договора и документации об Аукционе отсутствует перечень органов строительного контроля, с которыми подрядчик обязан согласовать порядок ведения работ на объекте, сроки такого согласования.
6.3. Пунктом 7.2 проекта договора установлено, что заказчик обеспечивает передачу подрядчику исходных данных и технических условий, необходимых для работ по капитальному ремонту объекта.
Вместе с тем, в документации об Аукционе отсутствует перечень указанных исходных данных и технических условий.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной ООО "В-П-К-", ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России, Комиссия на основании статьи 17 Закона о размещении заказов, статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 11, части 1 статьи 19.1, части 2 статьи 34, пункта 1 части 4, пункта 2 части 6 статьи 41.8, пунктов 1, 6.1 части 3, части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов;
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов;
2. Выдать заказчику, Аукционной комиссии по Аукциону, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов;
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии В.А. Ливончик
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 января 2014 г. N 10-ВП/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2014