Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 5 декабря 2013 г. N 02-06/141-13
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов после перерыва 05 декабря 2013 года. Текст решения в полном объеме изготовлен 10 декабря 2013 года.
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии -заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
рассмотрев в присутствии представителей:
заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Куракинская средняя общеобразовательная школа" (далее - МБОУ "Куракинская СОШ");
заявителя - Общества с ограниченной ответственностью КПК "Климат" (далее - ООО КПК "Климат");
жалобу ООО КПК "Климат" (ул. Строителей, 98, г. Йошкар-Ола, РМЭ) на действия заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ", при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку и установку вентиляции для детского сада с. Куракино Параньгинского района,
установила:
МБОУ "Куракинская СОШ" проводился запрос котировок на поставку и установку вентиляции для детского сада с. Куракино Параньгинского района.
В Марийское УФАС России 28 ноября 2013 года поступила жалоба ООО КПК "Климат" на действия государственного заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок.
Заявитель полагает, что Заказчиком в извещении запроса котировок не указано место подачи котировочных заявок, образец котировочной заявки не содержит необходимых сведений для оценки единой комиссией, также в техническом задании отсутствует конкретный перечень материалов и работ, нет проектно-сметной документации, в связи с чем невозможно определить стоимость реализации работ. Более того, в извещении, техническом задании и проекте договора на выполнение работ указаны разные сроки выполнения работ.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу заявителя необоснованной, поддержали письменные объяснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы, указав, что извещение о проведении запроса котировок содержит информацию о месте подачи котировочных заявок, техническое задание содержит минимальный перечень сведений, необходимых для участия в запросе котировок, образец котировочной заявки и отсутствие в техническом задании конкретного перечня материалов и работ, проектно-сметной документации не повлекло за собой ограничение участников размещения заказа (поступило 2 котировочные заявки).
При рассмотрении жалобы в соответствии с ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры размещения заказа. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Приказом руководителя отдела образования и по делам молодежи администрации МО "Параньгинский МР" от 12.02.2013 N16/2-О утвержден состав единой комиссии по размещению заказов по отделу образования:
Приказом руководителя отдела образования, в связи с увольнением юрисконсульта, N105-О от 03.12.2013 утвержден состав комиссии:
Приказом директора МБОУ "Куракинская СОШ" от 19.11.2013 N40/О-2 принято решение о проведении запроса котировок на поставку и установку вентиляции детского сада с. Куракино Параньгинского района.
Извещение о проведении запроса котировок на поставку и установку вентиляции для детского сада с. Куракино Параньгинского района размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 22.11.2013 (код закупки 0308300040313000014).
Начальная (максимальная) цена контракта 427 741,04 руб.
Дата и время начала подачи котировочных заявок: 22.11.2013, 09 часов 00 минут.
Дата и время окончания подачи котировочных заявок: 03.12.2013, 09 часов 00 минут.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.
В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 427 741,04 руб., извещение о проведении данного запроса котировок в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов должно быть опубликовано за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.
Извещение о проведении запроса котировок на поставку и установку вентиляции для детского сада с. Куракино Параньгинского района размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 22.11.2013 в 17:32, которым установлены дата и время начала подачи котировочных заявок: 22.11.2013, 09 часов 00 минут.
Следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение части 4 статьи 45 Закона о размещении заказов.
Статьей 43 Закона размещении заказов установлены требования, предъявляемые к запросу котировок.
Пунктом 3 указанной статьи определено, что запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Требования, предъявляемые к котировочной заявке, установлены в статье 44 Закона о размещении заказов. Согласно пункту 5 настоящей статьи котировочная заявка должна содержать цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Из совокупности приведенных норм, запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки, соответствующую требованиям, установленным Законом о размещении заказов.
Приложением N1 к извещению о проведении запроса котировок установлена форма котировочной заявки. Однако данная форма не предусматривает, установленных статьей 44 Закона о размещении заказов, предоставление участниками размещения заказа сведений о цене товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Таким образом, форма котировочной заявки на участие в конкретной процедуре размещения заказа не соответствует требования, установленным законодательством о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Марийского УФАС России признает в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение пункта 5 статьи 44, пункта 3 статьи 43 Закона о размещении заказов, в части утверждения извещения, содержащего не соответствующую Закону форму котировочной заявки.
Предметом запроса котировок является поставка и установка вентиляции для детского сада с. Куракино Параньгинского района.
Согласно техническому заданию (приложение N1 к договору) предметом государственного контракта:
Наименование |
Ед.измерения |
Количество |
Вентиляция 100*1,03/1,18/2,98, компл. |
шт |
1 |
Е 20-04-001-01 Установка агрегатов воздушно-отопительных массой до 0,25т, 1 агрегат |
шт |
3 |
Ц11-01-001-06 Конструкции для установки приборов, масса до 25 кг, 1 шт |
шт |
6 |
Е20-06-015-01 Установка агрегатов вентиляторных производительностью до 10 тыс.м3/час, 1 агрегат |
шт |
7 |
Согласно пункту 3.24 технического задания проведение пуско-наладочных работ по запуску преобразователя частоты и регулированию из ЦНУС величины частоты силового питания (скорости вращения) двигателя системы приточной вентиляции П2 Блока Б комплекса административных зданий по зданию детского сада с. Куракино Параньгинского района.
Между тем, согласно части 1 статьи 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии со статьей 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать, в том числе наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1-3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.
Однако в данном запросе котировок, а именно в техническом задании, отсутствуют наименование, характеристики и объем выполняемых работ.
В связи с чем в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" имеется нарушение пункта 4 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Закона. Пунктом 5 статьи 43 Закона о размещении заказов установлено, что запрос котировок должен содержать место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг.
В извещении о проведении запроса котировок, техническом задании, а также в проекте договора место поставки оборудования и место выполнения работ указано 425577 Республика Марий Эл, Параньгинский район, с. Куракино, ул. Советская, 25.
Однако по указанному адресу расположено МБОУ "Куракинская СОШ", а не детский сад с. Куракино.
Следовательно, указав в извещении о проведении запроса котировок неверный адрес места поставки оборудования и места выполнения работ, заказчик нарушил пункт 5 статьи 43, часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
Так же согласно пункту 6 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать сведения о сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Заказчиком - МБОУ "Куракинская СОШ" установлены следующие сроки поставки оборудования и выполнения работ:
- в форме извещения о размещении заказа, заполняемой на официальном сайте, - до 20.12.2013;
- в извещении о проведении запроса котировок - срок выполнения работ не позднее 15 дней после подписания контракта;
- в техническом задании:
1) пункт 6.1 - поставка оборудования должна быть осуществлена одной партией в течение 10 календарных дней с момента заключения договора;
2) пункт 6.2 - монтажные и пуско-наладочные работы должны быть проведены в течение 10 календарных дней с момента поставки оборудования;
- в проекте договора пункт 3.7 - установка и поставка вентиляции для детского сада с. Куракино должны быть проведены в течение 14 календарных дней с момента поставки оборудования.
Таким образом, установив в извещении о проведении запроса котировок и приложениях к нему противоречащие сроки поставки оборудования и выполнения работ, заказчик нарушил требования пункта 6 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать сведения о сроках и условиях оплаты товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Заказчиком - МБОУ "Куракинская СОШ" установлены следующие сроки и условия оплаты поставки оборудования и выполнения работ:
- в форме извещения о размещении заказа, заполняемой на официальном сайте, - до 205 декабря 2013 года;
- в извещении о проведении запроса котировок - оплата за выполненные работы будет произведена безналичным путем, после подписания акта выполненных работ, по мере поступления бюджетных средств;
- в техническом задании пункт 10.2 - оплата производится в течение 10 рабочих дней после подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ без замечаний;
- в проекте договора пункт 4.3 - поставка, работы по установке оборудования и пуско-наладке оплачиваются заказчиком в течение 10 рабочих дней после подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ и счета-фактуры.
Таким образом, установив в извещении о проведении запроса котировок и приложениях к нему противоречивые сроки оплаты поставки оборудования и выполнения работ, заказчик нарушил требования пункта 10 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
Так же в указанном запросе котировок отсутствуют сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, что в свою очередь является нарушением пункта 13 статьи 43 и части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, пунктом 8 статьи 43 Закона о размещении заказов определено, что запрос котировок должен содержать максимальную цену контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно Письму ФАС РФ от 13.02.2012 года NИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта" если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию. Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок. А так же в случае, если источником информации о ценах являются данные из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указывается адрес соответствующей страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой размещена информация о ценах на товары, работы, услуги и обратившись к которой возможно проверить соблюдение предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта. Поскольку ссылка (информация по ссылке) со временем может стать некорректной, что не позволит заказчику (уполномоченному органу) подтвердить надлежащее исполнение им требований Закона о размещении заказов, рекомендуется хранить графическое изображение снимка экрана ("скриншот" соответствующей страницы) вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.
В извещении о проведении запроса котировок на поставку и установку вентиляции для детского сада с. Куракино Параньгинского района указано, что начальная (максимальная) цена договора установлена исходя из расчетов, проведенных по инициативе заказчика в результате исследования рынка.
Заказчиком МБОУ "Куракинская СОШ" размещен протокол обоснования начальной (максимальной) цены договора, согласно которому для определения начальной цены договора были рассмотрены ценовые предложения 3 поставщиков.
Информация, позволяющая идентифицировать поступившие коммерческие предложения, заказчиком не указана, как то, исходящий номер и дата либо реквизиты, подтверждающие получение указанных писем самим заказчиком.
В этой связи, Комиссия Марийского УФАС России не может признать обоснование начальной (максимальной) цены контракта надлежащим исполнением статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Таким образом, в действиях заказчика МБОУ "Куракинская СОШ" имеется нарушение пункта 8 статьи 43, частей 1, 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, выразившегося в утверждении извещения о проведении запроса котировок, содержащего ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Более того, при рассмотрении котировочных заявок участников размещения заказа единой комиссией МБОЙ "Куракинская СОШ" допущено нарушение части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов.
Так, согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N0308300040313000014-П от 03.12.2013 к сроку окончания подачи котировочных заявок было подано 2 заявки. Единая комиссия рассмотрела котировочные заявки на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и приняла решение допустить к участию в запросе котировок всех участников размещения заказа.
В соответствии с протоколом от 03.12.2013 победителем запроса котировок признан участник размещения заказа N1 - ООО "Параньгинская ПМК" (425570, Республика Марий Эл, п. Параньга, ул. Мира, д. 1) предложение о цене контракта составило 327 875,00 руб., участник размещения заказа, который предложил цену такую же как победитель, котировочная заявка N2 - ЗАО "Марпромвентиляция" (424007, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 124б) предложение о цене контракта составило 327 875,00 руб.
Согласно статье 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать в том числе сведения о цене товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Однако, заявка участника размещения заказа N 1 - ООО "Параньгинская ПМК" не содержит ни сведений о цене товара, работы, услуги, ни сведений о включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки. При этом частью 2 настоящей статьи установлено, что победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров.
Согласно части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Исходя из вышеизложенного, решение единой комиссии заказчика о допуске участника размещения заказа с порядковым N1 (ООО "Параньгинская ПМК") к участию в запросе котировок является неправомерным. Учитывая, что заявка данного участника не соответствует требованиям Закона о размещении заказов и не содержит сведения о цене товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи), заключение контракта с таким участником размещения заказа на вышеуказанных условиях не представляется возможным.
Таким образом, рассмотрев котировочную заявку данного участника размещения заказа, единая комиссия МБОУ "Куракинская СОШ" нарушила часть 3 статьи 47 Закона о размещении заказов.
Так же Комиссией Марийского УФАС России выявлено нарушение части 4 статьи 47 Закона о размещении заказов в действиях заказчика.
В соответствии с частью 4 статьи 47 Закона о размещении заказов результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствовавшими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте.
Однако, как установлено Комиссией Марийского УФАС и не оспаривается представителями заказчика, в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок N0308300040313000014-П от 03.12.2013 отсутствует подпись уполномоченного представителя МБОУ "Куракинская СОШ", что является нарушением части 4 статьи 47 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя - ООО "Климат", изложенные в жалобе, признаются обоснованными.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, заказ приостановлен до рассмотрения жалобы по существу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 1, 2, 4 ст. 57, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО КПК "Климат" на действия муниципального заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение части 1 статьи 45 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение пункта 5 статьи 44, пункт 3 статьи 43 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение пункта 4 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
5. Признать в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение пункта 5 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
6. Признать в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение пункта 6 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
7. Признать в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение пункта 10 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
8. Признать в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение пункта 13 статьи 43, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов.
9. Признать в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение пункта 8 статьи 43, части 2 статьи 45, статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
10. Признать в действиях единой комиссии заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение части 3 статьи 47 Закона о размещении заказов.
11. Признать в действиях заказчика - МБОУ "Куракинская СОШ" нарушение части 4 статьи 47 Закона о размещении заказов.
12. Выдать заказчику - МБОУ "Куракинская СОШ" предписание об отмене запроса котировок на поставку и установку вентиляции для детского сада с. Куракино.
13. Передать материалы дела N 02-06/141-13 соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 5 декабря 2013 г. N 02-06/141-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2014