Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 января 2014 г. N 02-06/08-14
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов 20.01.2014 г. Текст решения в полном объеме изготовлен 23.01.2014 г.
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии -- заместитель руководителя- начальник отдела;
члены Комиссии:
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии:
представителей заказчика - ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница":
- доверенность N01/2014 от 16.01.2014;
- доверенность N04/2014 от 20.01.2014,
представителей заявителя ООО "Конфрут Плюс":
- доверенность NА0000004 от 17.01.2014,
- доверенность N00000003 от 17.01.2014,
представителя заинтересованного лица ООО "Торговая компания "Север":
- доверенность N3 от 20.01.2014,
рассмотрев жалобу ООО "Конфрут Плюс" на действия Заказчика ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" при проведении открытого аукциона на поставку молочной продукции,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком - ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" 31.12.2013 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на поставку молочной продукции. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 613 500,00 рублей.
Распоряжением ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" от 20.12.2013 N460А принято решение о закупке бакалеи, также утвержден состав единой комиссии для проведения данного аукциона.
Извещение о проведении вышеназванного открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31.12.2013.
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.etp-micex.ru.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 09.01.2014 года 10 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе: 10.01.2014 года.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме на электронной площадке: 13.01.2014 года.
13.01.2014 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Конфрут Плюс" на действия ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" при проведении вышеуказанного открытого аукциона.
По мнению заявителя, Заказчиком были совершены действия, повлекшие ограничения числа участников вышеуказанного аукциона, в виду следующего. Заказ был размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31.12.2013 в 12 часов 25 минут, срок окончания подачи заявок на участие в вышеуказанном аукционе заканчивался 09.01.2014 в 10 часов 00 минут. В связи с тем, что 25.12.2013 электронная площадка разместила на своем сайте объявление, о том что денежные средства полученные площадкой 31.12.2013 после 17 часов 00 минут будут зачислены на счет участника в 10 часов 00 минут 09.01.2014, Заявитель полагает что участие в данном аукционе всех желающих являлось невозможным, в связи с максимально коротким сроком перечисления денежных средств для обеспечения заявки с целью участия в открытом аукционе.
Представители государственного заказчика, с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласились, представив устные и письменные пояснения.
По мнению Заказчика, в виду того, что официальный сайт www.zakupki.gov.ru не работал с 23.12.2013 г. по 31.12.2013, а потребность в продукции была срочной, Заказчиком опубликован заказ лишь 31.12.2013 с 12.20 по 12.30, таким образом, по мнению Заказчика, устанавливая срок подачи заявок с 1 января 2014 года по 9 января 2014 года до 10 часов 00 минут Закон о размещении заказов нарушен не был, так как все законные сроки были соблюдены.
В рамках рассмотрения жалобы ООО "Конфрут Плюс" на действия ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" при проведении вышеуказанного открытого аукциона, поступило ходатайство ООО "Торговая компания "Север" об участии на заседаниях Марийского УФАС России в качестве заинтересованного лица. Комиссия Марийского УФАС России, удовлетворила данное ходатайство.
По мнению, заинтересованного лица ООО "Торговая компания "Север", денежные средства для обеспечения заявки для участия в вышеуказанном открытом аукционе были перечислены в адрес получателя средств 31.12.2013 в 15 часов 20 минут.
ООО "Торговая компания "Север" считает, что нарушений Закона о размещении заказов не допущено, у всех потенциальных участников вышеуказанного аукциона имелась возможность подать заявки и участвовать в данном аукционе.
Заслушав представителей заказчика, заявителя, заинтересованного лица, а также изучив материалы, Комиссия Марийского УФАС России, сочла доводы заявителя, изложенные в жалобе, обоснованными ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о размещении заказов участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Комиссией Марийского УФАС России установлено, что заказ был размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31.12.2013 в 12 часов 25 минут, срок окончания подачи заявок на участие в вышеуказанном аукционе заканчивался 09.01.2014 в 10 часов 00 минут, 25.12.2013 электронная площадка разместила на своем сайте объявление, о том, что денежные средства полученные площадкой 31.12.2013 после 17 часов 00 минут будут зачислены на счет участника 09.01.2014. Таким образом, действия заказчика существенно снижают возможность подачи заявок потенциальных участников размещения заказов, так как для перечисления денежных средств для обеспечения заявки для участия в открытом аукционе у участников размещения заказов было 4 часа 35 минут с момента публикации вышеуказанного аукциона на официальном сайте.
В связи с тем, что срок на подачу заявок на участие в вышеуказанном аукционе приходился на Новогодние каникулы, а именно с 31.12.13 по 09.01.14, выходные из которых были с 01.01.14 по 08.01.14 включительно, в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что данный факт, не давал в полной мере эффективно провести вышеуказанный аукцион, в связи максимально коротким сроком перечисления денежных средств для обеспечения заявки с целью участия в открытом аукционе.
В части 2 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ установлено, что участие в открытом аукционе в электронной форме возможно только при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету в соответствии с частью 11 названной статьи, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, предусмотренный документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику размещения заказа в случае отсутствия на счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Из положений статьи 41.8 Закона о размещении заказов следует, что обеспечение участия в открытом аукционе в электронной форме должно быть внесено и зачислено на счет участника размещения заказа, открытый для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, до подачи соответствующим лицом заявки на участие в аукционе.
Обеспечение должно было быть внесено на счет получателя - оператора электронной площадки "Электронная торговая площадка ММВБ "Госзакупки" в банке получателя ЗАО АКБ "Национальный клиринговый центр" г. Москва, с которым оператор электронной площадки заключил договор о взаимодействии при проведении электронных аукционов.
Из объявления о Порядке работы ЭТП ММВБ "Госзакупки в новогодние праздники" с сайта http://www.etp-micex.ru/ Электронная торговая площадка ММВБ "Госзакупки следует, что денежные средства, поступившие на счёт ЭТП ММВБ "Госзакупки" в ЗАО АКБ "Национальный клиринговый центр" г. Москва после 17:00 31 декабря 2013 г., будут зачислены на лицевой счёт участника размещения заказа 9 января 2014 г.
Тем самым Заказчик ограничил круг потенциальных участников, имевших желание участвовать в данном аукционе. В таком положении оказалось и ООО "Конфрут Плюс", которое не имело реальной возможности подать заявку на участие в аукционе в течение общей продолжительности установленных Заказчиком сроков приема заявок, поскольку не могло исполнить требования частей 2, 10 - 16 статьи 41.8 Закона о размещении заказов (направить оператору площадки обеспечение заявки, которое должно предшествовать подаче заявки).
Доказательством вышеуказанного является жалоба ООО "Конфрут Плюс" и действия Заказчика ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" которые, по мнению Комиссии Марийского УФАС России ведут к ограничению числа участников вышеуказанного аукциона.
Относительно довода Заказчика, о том, что официальный сайт www.zakupki.gov.ru не работал с 23.12.2013 г. по 31.12.2013, Комиссия Марийского УФАС России полагает, что данный довод является необоснованным, так как согласно официальным данным с сайта www.zakupku.gov.ru только Заказчиками из Республики Марий Эл в период с 23.12.13 по 30.12.13 опубликовано 385 размещений заказов. Так же, согласно данным официального сайта www.zakupku.gov.ru Заказчики имели возможность опубликовать извещения о размещении заказов в рабочее время. Учитывая, что основной срок подачи заявок приходился на новогодние каникулы и объявления площадки о порядке работы в новогодние праздники, Заказчик имел возможность установить более длительный срок, чем предусмотрен частью 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов с целью обеспечения возможности участия потенциальными претендентами.
Вследствие, этого, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушений части 1 статьи 1, части 2 статьи 8 Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Марийского УФАС России установлено:
В соответствии с пунктом 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона
Согласно части 1,2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно Письму ФАС РФ от 13.02.2012 N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта" если источником информации о ценах на товары, работы, услуги, если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах. В случае использования в качестве обоснования начальной максимальной цены контрактов иных источников информации о ценах на товары, работы, услуги в документации о торгах также должны содержаться реквизиты источников такой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т.д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах.
Однако в документации об открытом аукционе не усматривается надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта: отсутствует источник информации о ценах товаров, в частности реквизиты полученных от поставщиков ответов на запрос информации, а так же расчеты необходимые для определения начальной максимальной цены, так же не указано сколько коммерческих предложений было учтено при расчете начальной (максимальной) цены контракта.
В этой связи, Комиссия Марийского УФАС России не может признать обоснование начальной (максимальной) цены контракта надлежащим исполнением требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о наличии, в действиях заказчика ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушений пункта 6.1 части 3 статьи 41.6, части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "Конфрут Плюс" на действия Заказчика ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" при проведении открытого аукциона на поставку молочной продукции (идентификационный номер извещения 0308200003113000379) обоснованной.
2) Признать в действиях заказчика ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушение пункта 6.1 части 3 статьи 41.6, части 1,2 статьи 19.1 Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3) Признать в действиях заказчика ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" нарушение требований части 1 статьи 1, части 2 статьи 8, Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4) Выдать заказчику, ГБУ РМЭ "Республиканская клиническая больница" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
5)Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 января 2014 г. N 02-06/08-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2014