Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2013 г. N А356-12/13
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
рассмотрев в порядке статьи 60 Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) жалобу ООО "Стальпром - М" на действия Аукционной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по РСО - Алания (далее - Аукционная комиссия УФМС РФ по РСО-Алания) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0110100001613000103 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли административного здания УФМС России по РСО - Алания (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
11 декабря 2013 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Стальпром - М" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии УФМС по РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная комиссия УФМС по РСО-Алания необоснованно отказала ему в допуске к участию в Аукционе, в нарушение Закона о размещении заказов.
В жалобе Заявитель указал, что им была подана заявка на участие в Аукционе. 06.12.2013 от оператора электронной площадки получено уведомление об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме с указанием следующей причины отказа: "на основании п.3 ч.4 статьи 41.8. п.1 ч.4 статьи 41.9. Закона о размещении заказов в связи с непредставлением сведений, установленных абзацем 3 пункта 4.1.1. части 4 документации об аукционе "Порядок подачи заявки на участие в аукционе, инструкции по ее заполнению". В соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
По мнению Заявителя, анализ положений части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что в первой части заявки на участие в аукционе должны быть указаны конкретные показатели только к товару, который участник собирается поставить либо же который используется для выполнения работ, оказания услуг, а работ и услуг это требование не касается.
Данный вывод подтверждают требования пункта 4 Информационной карты Документации об аукционе - Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг - В соответствии с техническим заданием и локальным сметным расчетом, являющихся неотъемлемой частью настоящей документации.
Вместе с тем, в Техническом задании отсутствуют какие-либо требования к характеристикам товара, применяемого при производстве работ.
Локальный сметный расчет является документом, в котором вычисляется сумма затрат на производство работ, расписанная по статьям расходов, и не может устанавливать требования к характеристикам товаров либо материалов.
Таким образом, Заявитель считает, что в Документации об аукционе нет требований, которые бы обязывали участников размещения заказа указывать конкретные показатели к выполняемым работам, оказываемым услугам, а также товарам и материалам, применяемым при их производстве.
При составлении первой части заявки Заявитель руководствовался п.2 ч.4 ст.41.8 Закона о размещении заказов и требованиями Документации об аукционе. В составе его заявки предоставлено согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Кроме того, согласно части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Однако, по мнению Заявителя, в нарушение вышеуказанных норм Закона о размещении заказов, не смотря на то, что аукционной комиссией формально указана причина отклонения его заявки, указанное решение не обосновано и противоречит положениям Закона о размещении заказов и требованиям Документации об аукционе.
Отказ в допуске участника к участию в аукционе по причине несоответствия первой части заявки является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях отсеивания недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем анализ положений Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что отказ в допуске участника к участию в аукционе по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в:
1) непредставлении сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставление недостоверных сведений;
2) несоответствии сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Аукционная комиссия Заказчика при решении вопроса об отказе в допуске Заявителю к участию в аукционе в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не вправе ограничиться лишь формальным указанием на необоснованную причину отклонения, а обязана дать полную и объективную оценку всем недостаткам заявки с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом, аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
В объяснении по существу жалобы УФМС РФ по РСО-Алания указало, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в частности, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 4 Информационной карты требования к характеристикам товара (материалов), используемых при производстве работ установлены Техническим заданием и локальным сметным расчетом, которые продекларированы как неотъемлемые части документации об аукционе.
В строке 11 локального сметного расчета были установлены требования к характеристикам профилей холодногнутых из оцинкованной стали, используемых при производстве работ. Указанный товар был включен в локальный сметный расчет без обозначения товарного знака.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, первая часть заявки должна содержать согласие на участие в аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Следует при этом признать несостоятельной позицию Заявителя, согласно которой исключается возможность установления требований к материалам, используемым при производстве работ, в локальном сметном расчете. Определение, данное указанному документу в жалобе, крайне узкое, доктринальное и не применимое к правоотношениям в сфере государственных закупок. Действующее законодательство РФ не содержит положений, которые бы ограничивали цели и назначение локального сметного расчета, исключая возможность использования его как документа, определяющего перечень материалов (товаров), используемых при выполнении работ.
Таким образом, первая часть заявки на участие в рассматриваемом аукционе должна была содержать показатели профилей, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе.
Установление перечня материалов (товаров), которые должны быть использованы при выполнении работ, является для заказчика гарантией того, что результаты работ будут соответствовать потребностям заказчика. Отсутствие в первой части заявок показателей материалов (товаров), исключает саму возможность определить соответствие планируемых работ потребностям заказчика.
Так же УФМС РФ по РСО-Алания отмечает, что размещение заказа для государственных нужд является институтом частного права и отношения сторон, возникающие в ходе рассмотрения заявок на участие в аукционе есть, ни что иное, как определение потенциального контрагента по контрактам и гражданско-правовым договорам. При этом отказ в допуске к участию в аукционе является лишь мерой, направленной на исключение неэффективного расходования средств бюджета, когда победителем процедур размещения заказа становиться лицо, заведомо не планирующее полного и своевременного исполнения обязательств по контракту или договору.
Заявка Заявителя в нарушение указанных требований действующего законодательства, содержала исключительно согласие на участие в аукционе и декларацию-подтверждение об отнесении заявителя к субъектам малого предпринимательства.
Изучив представленные материалы, руководствуясь частью 5 статьи 17, и статьей 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России провела внеплановую проверку размещения заказа и пришла к следующим выводам.
1. 28 ноября 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов УФМС РФ по РСО-Алания разместило извещение N0110100001613000103 о проведении Аукциона, а также Документацию об Аукционе, утвержденную 19 ноября 2013 года начальником УФМС РФ по РСО-Алания (далее - Документация об аукционе).
Согласно Протоколу N1 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 06.12.2013 года, Аукционная комиссия УФМС РФ по РСО-Алания отказала в допуске к участию в Аукционе участнику размещения заказа, заявке которого был присвоен N6271100, то есть Заявителю, на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в связи с непредставлением сведений, установленных абзацем 3 пункт 4.1.1. части 4 Документации об аукционе, а именно в связи с тем, что его заявка не содержит конкретных показателей используемого для выполнения работ товара, соответствующих значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что аукционная документация должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно подпункту б пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и абз. 5 пункта 4.1.1 Документации об аукционе, заявка на участие в Аукционе при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Из пункта 2 Информационной карты Документации об аукционе следует, что предметом Аукциона является капитальный ремонт кровли административного здания УФМС России по РСО-Алания, а в пункте 4 Информационной карты указано, что требования к качеству, техническим характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, указаны в техническом задании и локально-сметном расчете, являющимся неотъемлемой частью Документации об аукционе.
При этом, Техническое задание, так же как и Локально-сметный расчет, приложенные к Документации об аукционе, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, содержат требования к качеству, техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия используемого товара потребностям заказчика.
Однако, в нарушение подпункта б пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и абз. 5 пункта 4.1.1 Документации об аукционе, заявка участника размещения заказа, заявке которого присвоен N6271100, то есть заявка Заявителя, не содержит конкретных показателей качества товара, который будет использоваться в ходе выполнения работ, соответствующих значениям, установленным Документацией об аукционе, а частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Таким образом, решение Аукционной комиссии УФМС РФ по РСО-Алания об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику размещения заказа, заявке которого присвоен N6271100, то есть Заявителю, является обоснованным.
2. Частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе.
Протокол N1 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N0110100001613000103 от 06.12.2013 года содержит сведения, установленные частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 57 и 60 Закона о размещении заказов и Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России N498 от 24.07.2012 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Стальпром - М" на действия Аукционной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по РСО - Алания при проведении открытого аукциона в электронной форме N0110100001613000103 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли административного здания УФМС России по РСО - Алания.
Согласно части 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 декабря 2013 г. N А356-12/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2013