Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 декабря 2013 г. N 264-гз
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - Мухаметзянова Д.Ф. - заместителя руководителя;
Членов Комиссии: - Шайдуллова Д.Н.- заместителя начальника;
- Колебановой Е.С. - главного специалиста-эксперта;
- Смирновой Р.А. - государственного инспектора,
в присутствии представителя муниципального заказчика - Исполнительного комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, уполномоченного органа - Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан Авзалова Б.М. (доверенность б/н от02.12.2013 г.), в отсутствии заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрев проведением внеплановой проверки в соответствии со статьями 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) жалобу Татарстанской республиканской молодежной благотворительной общественной организации "ЗооЗабота" на действия муниципального заказчика - Исполнительного комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, уполномоченного органа - Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан при проведении запроса котировок на проведение работ по отлову безнадзорных животных (идентификационный номер извещения 0111300052313000176),
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении запроса котировок на отлов бездомных животных в г. Азнакаево на 2014 г. было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 18.11.2013 г. (идентификационный номер извещения 0111300052313000176)
Муниципальный заказчик - Исполнительный комитет города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Уполномоченный орган - Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Начальная (максимальная) цена контракта - 400 000,00 рублей.
В жалобе заявитель сообщил о том, что извещение о проведении запроса котировок не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в частности требованиям Закона о размещении заказов, а именно отсутствует надлежащее техническое задание, нет надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также, по мнению заявителя, у данного заказчика отсутствуют полномочия на проведение подобных размещений заказов.
Представитель уполномоченного органа, муниципального заказчика с доводами жалобы не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Заслушав представителя уполномоченного органа, муниципального заказчика, а также изучив материалы, Комиссия сочла доводы заявителя, изложенные в жалобе, частично обоснованными ввиду следующего.
1. Согласно части 4 статьи 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 4.2, 4.5 Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бешенство", собаки, находящиеся на улицах и иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Покусавшие людей или животных собаки, кошки и другие животные (кроме явно больных бешенством) подлежат немедленной доставке владельцем или специальной бригадой по отлову безнадзорных животных в ближайшее ветеринарное лечебное учреждение для осмотра и карантирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней. По окончании срока карантирования клинически здоровые животные после предварительной вакцинацией могут быть возвращены владельцам - при условии их изолированного содержания в течение 30 дней. Животных, заболевших бешенством уничтожают.
Статьями 230-321 ГК РФ установлен необходимый статус безнадзорного животного, а также порядок обращения с ним, а именно: отловленное животное должно содержаться в течение 6 месяцев лицом, его задержавшим, либо органом местного самоуправления вплоть до явки (обнаружения) собственника животного, либо до передачи животного в пользование и на содержание лицу, имеющему подходящие для этого условия.
Согласно пункта 4.10 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 февраля 2012 г. N126, в случае отлова животных, имеющих признаки принадлежности человеку (наличие клейма, электронного идентификационного номера, ошейника, породистость) специализированная организация размещает информацию в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" об отловленном животном, имеющем признаки принадлежности человеку, а в случае идентификации незамедлительно извещает владельца о местонахождении животного любыми доступными способами и возвращает по его требованию. Специализированная организация вправе требовать возмещения владельцем животного расходов по проведению отлова, транспортировке, ветеринарному обслуживанию и содержанию животного в пункте временного содержания (приюте). В случае если животное, имеющее признаки принадлежности человеку, и идентифицированное животное не востребовано его владельцем в течение шести месяцев со дня получения владельцем извещения, оно подлежит стерилизации (кастрации) и возврату в места прежнего обитания в соответствии с настоящим Порядком.
Вместе с тем, в нарушение данных норм, техническим заданием не предусмотрена возможность содержания безнадзорного животного в течение 6 месяцев, а также, не предусмотрена возможность передачи животного владельцу либо заказчику.
Кроме того, в техническом задании не установлены требования к услугам в полном объеме, что не позволяет определить потребность заказчика в полном объеме, что является нарушением требований части 4 статьи 43 Закона о размещении заказов.
Таким образом, извещение о проведении запроса котировок составлено некорректно, требования к выполняемым услугам не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, что может привести к ненадлежащему исполнению условий контракта, и, как следствие, к жестокому обращению с безнадзорными животными.
2. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-социальные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Кроме того, к санитарно-противоэпидемиологическим (профилактическим) мероприятиям относятся и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов обитания, предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидации.
В соответствии с пунктами "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), статьей 1 которого установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Так, пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31 мая 1996 г., N 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18 июня 1996 г., N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
В соответствии со статьей 29 Закона РФ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно- противоэпидемиологические мероприятия.
Отдельно необходимо отметить, что указанный запрос котировок проводится на право заключения муниципального контракта на проведение мероприятий по обеспечению надлежащей санитарно-эпидемиологической обстановки и профилактики социально опасных заболеваний безнадзорных животных. Из положений подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184- ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 1, 6 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации" следует, что нормативно-правовое регулирование санитарнопротивоэпидемических мероприятий отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и в компетенцию органов местного самоуправления не входит, и согласно пункту 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
То есть, осуществление мероприятий по обеспечению надлежащей санитарно- эпидемиологической обстановки и профилактики социально опасных заболеваний безнадзорных животных производится в рамках обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и предупреждения распространения заболеваний, передающихся от животных человеку, и данный заказчик, как орган местного самоуправления, такими полномочиями не обладает.
3. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
Если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах, в извещении о проведении запроса котировок.
В случае использования в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контрактов иных источников информации о ценах на товары, работы, услуги в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок также должны содержаться реквизиты источников такой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, средства массовой информации и т.д.), обеспечивающие возможность проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах, извещения о проведении запроса котировок.
В извещении о проведении запроса котировок в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта указана "Калькуляция на 2014 год по проведению данных мероприятий" с ценой 400 000,00 рублей.
Таким образом, данная калькуляция содержит все необходимые расчеты и является доказательством надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок не было подано ни одной заявки, Комиссия пришла к выводу предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Татарстанской республиканской молодежной благотворительной общественной организации "ЗооЗабота" на действия муниципального заказчика - Исполнительного комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, уполномоченного органа - Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан при проведении запроса котировок на проведение работ по отлову безнадзорных животных (идентификационный номер извещения 0111300052313000176) частично обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - Исполнительный комитет города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, уполномоченный орган - Исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим требования части 4 статьи 43 Закона о размещении заказов.
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лица (лиц), допустившего нарушение норм законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ф. Мухаметзянов
Члены Комиссии Д.Н. Шайдуллов
Р.А. Смирнова
Е.С. Колебанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 декабря 2013 г. N 264-гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2013