Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 декабря 2013 г. N 06-727/13т
изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя комиссии
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Андросовой Алены Владимировны (далее - ИП Андросова, заявитель): Андросов М.В. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - уполномоченный органа): Веревкин С.А. (представитель по доверенности);
от государственного заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее - государственный заказчик) Бубякина И.И (по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП Андросовой А.В. на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов "Антикоагулянты" (извещение N 0116200007913005219), проведя в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
4 декабря 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Андросовой А.В. на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов "Антикоагулянты" (извещение N 0116200007913005219).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 11 декабря 2013 года в 16 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ИП Андросовой изложил суть жалобы.
Заявитель признан победителем в открытом аукционе в электронной форме на поставку лекарственных средств (розувастатин).
03 декабря 2013 года заказчиком в адрес заявителя был направлен проект контракта с ценой контракта, сниженной на 15 % от предложенной в ходе аукциона, заявителем в свою очередь направлен протокол разногласий.
ИП Андросова считает, что цена контракта не подлежит снижению, ввиду того, что в отношении открытого аукциона в электронной форме не могли быть применены преференции, ввиду отсутствия аналога российского происхождения на товар с международным непатентованным названием (далее-МНН) Тикагрелол. Указанный лекарственный препарат в виде таблеток, покрытых пленочной оболочкой 90 мг блистер 14, пачка картонная 4; круглые, двояковыпуклые таблетки, покрытые пленочной обложкой желтого цвета, с гравировкой "90/Т" на одной стороне зарегистрирован на территории России только под торговым наименованием "Брилинта" (производитель: Астра, Швеция).
Просит приостановить процедуру заключения контракта и выдать соответствующее предписание.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и указал на следующее.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о размещении заказов при размещении заказов к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, если иное не установлено международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 17.04.2013 N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" (далее - Приказ) при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения аукциона в случае, если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь, государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения с таким победителем аукциона заключаются по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения.
В п. 1 Приказа содержится указание на фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (2423000). Товар, предлагаемый к поставке по данному государственному заказу, зарегистрированный в Государственном реестре лекарственных средств под торговым наименованием "Ксарелто", представляющий собой антикоагулянтное средство прямого действия, подходит под описание, содержащееся в подгруппе 2423253 ОКДП (Средства, тормозящие свертывание крови (средства антикоагуляционные, фибринолитические)), которая входит в группу 2423000 (фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты). Таким образом, при размещении заказа на поставку такого лекарственного средства и при отсутствии условий, перечисленных в п. 6 Приказа, преференция должна быть применена.
Необходимо отметить, что ни Закон о размещении заказов, ни Приказ не закрепляют обязанность Заказчика или уполномоченного органа проверять наличие или отсутствие товаров российского или белорусского происхождения по каждому коду ОКДП, перечисленному в Приказе.
Согласно требованиям, установленным в пункте 14 части 2 "Информационная карта", предусмотрено применение национального режима к товарам, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Приказом.
Кроме того, указание сведений о стране происхождения товара в первой части заявки подтверждается пунктом 10.8 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ОАО "ЕЭТП" являющимся обязательным для соблюдения оператором, участниками размещения заказа, уполномоченным органом и заказчиком, в котором установлено: при формировании карточки заявки на участие в аукционе у участника размещения заказа имеется возможность при заполнении первой части заявки указать преференции, на получение которых он претендует.
В этом случае оператор электронной площадки автоматически после проведения торгов понизит цену контракта на 15 процентов участнику размещения заказа, сделавшему лучшее предложение по цене в случае, если им поставляется товар иностранного происхождения.
При этом, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать достоверную информацию о стране происхождения товара, т.к. в случае проставления участником размещения заказа отметки об осуществлении поставки товаров российского происхождения в электронном виде первой части заявки оператор электронной площадки автоматически после проведения торгов понизит цену контракта на 15 процентов участнику размещения заказа, сделавшему лучшее предложение по цене в случае, если им поставляется товар иностранного происхождения.
Таким образом, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать достоверную информацию о стране происхождения товара. Подобная правовая позиция содержится, например, в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2012 года по делу N А36-4733/2011.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган не несут ответственности за предоставление участниками размещения заказа недостоверных сведений о происхождении предлагаемого к поставке товара, так как снижение цены контракта на основе данных, предоставленных участником, происходит оператором электронной торговой площадки. Более того, действия самого оператора также соответствуют положениям ФЗ-94, на что в аналогичных ситуациях было указано ФАС России в решениях от 20.12.2011 по делу N К-2797/11, от 04.07.2012 по делу N К-1287/12.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
11 ноября 2013 года на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки http://roseltorg.ru ОАО "Единая электронная торговая площадка" уполномоченным органом размещены извещение N 0116200007913005219 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств Поставка лекарственных препаратов "Антикоагулянты", а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 997 500,00 рублей.
21 ноября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913005219-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступили 4 заявки от участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3, 4.
Единая комиссия приняла решение допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме всех участников размещения заказа.
25 ноября 2013 года состоялся открытый аукцион в электронной форме. Предложения участников размещения заказа по цене контракта выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер |
1 |
Участник N1 |
25-11-2013 11:55:11 [GMT +10] |
952 612.50 |
RUR |
Заявка N1 |
2 |
Участник N4 |
25-11-2013 11:55:22 [GMT +10] |
952 612.50 |
RUR |
Заявка N4 |
3 |
Участник N3 |
25-11-2013 11:53:45 [GMT +10] |
957 600.00 |
RUR |
Заявка N3 |
26 ноября 2013 года состоялось подведение итогов открытого аукциона в электронной форме, о чем составлен протокол N 0116200007913005219-2.
Согласно указанному протоколу заявки участников размещения заказа ИП Андросова (заявка N1), ООО "Торговый дом Альфа" (заявка N3), ООО "Фарм-Сиб" (заявка N4) признаны соответствующими аукционной документации. Победителем признано ИП Андросова (заявка N1).
В связи с тем, что ООО "Фарм-Сиб" отметил на функционале оператора электронной площадки поставку товара российского происхождения, предложенная в ходе аукциона цена ИП Андросовой снижена на 15 %, ввиду применения преференции на товар российского происхождения.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ИП Андросовой обоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует снижение цены, предложенной участником размещения заказа на 15% в связи с применением преференции на поставку товаров российского и (или) белорусского происхождения. Указывает, что поставляемый товар (лекарственный препарат) не имеет российских (белорусских) аналогов, следовательно, преференция не может быть применена.
По смыслу ч. 3 ст. 13 Закона о размещении заказов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Так, в соответствии со ст. 13 Закона о размещении заказов Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 года N 211 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства на поставки товаров для нужд заказчиков (далее - Приказ N 211).
Предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка лекарственных средств "Антикоагулянты".
Согласно части 2.1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ в случае, если предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка лекарственных средств, в документации об открытом аукционе в электронной форме должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.
Техническим заданием аукционной документации предполагается поставка лекарственного средства:
N п/п |
МНН |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска, упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Описание лекарственной формы |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Тикагрелор |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой 90 мг; блистер 14, пачка картонная 4; |
Круглые, двояковыпуклые таблетки, покрытые пленочной оболочкой желтого цвета, с гравировкой "90/T" на одной стороне. |
Уп. |
300 |
Как следует из материалов дела, ООО "Фарм-Сиб" отметил на функционале оператора электронной площадки поставку товара российского происхождения, что послужило основанием для применения национального режима, следовательно, снижения цены контракта другого участника размещения заказа ИП Андросовой на 15 %.
Однако, материалами дела установлено, что ни один из участников размещения заказа, подавших заявку на участие в электронном аукционе, в том числе и ООО "Фарм-Сиб", не предложил товар российского происхождения.
Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определяет порядок государственной регистрации лекарственных препаратов.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 746н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения" определяет, что государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.
Указанный реестр публикуется на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и обновляется ежедневно, с сохранением размещения на сайте всех предыдущих редакций Реестра. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств grls.rosminzdrav.ru препарат Тикагрелор в виде таблеток, покрытых пленочной оболочкой 90 мг, блистер 14, пачка картонная 4 обращается на территории Российской Федерации под торговым наименованием Брилинта (Швеция).
Аналоги российского происхождения отсутствуют. Таким образом, применение национального режима относительно поставки препарата Тикагрелор в виде таблеток, покрытых пленочной оболочкой 90 мг, блистер 14, пачка картонная 4 невозможно, ввиду отсутствия товаров российского происхождения.
Между тем уполномоченным органом в пункте 14 Информационной карты, техническим заданием документации установлена возможность применения национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичное требование установлено и извещении N 0116200007913005219 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств "Антикоагулянты".
Следовательно, статья 13 Закона о размещении заказов, порядок, определенный в Приказе N 211 в данном случае не применяются.
При изложенных обстоятельствах дела, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что уполномоченным органом неправомерно установлена преференция в отношении товаров российского и (или) белорусского происхождения в п. 14 части 2 "Информационная карта" аукционной документации.
В соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 899, заказчик представляет в уполномоченный орган утвержденные техническое задание, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора), проект контракта (договора). В свою очередь уполномоченный орган утверждает аукционную документацию.
Таким образом, уполномоченным органом нарушено требование ч. 3 ст. 13 Закона о размещении заказов, пп. "в" п. 6 Приказа N 211.
Частью 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме.
Поскольку установление в п. 14 Информационной карты применения преференции неправомерно, а контракт в силу ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов заключается по цене предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, Комиссией Якутского УФАС России заказчик признан нарушившим ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Андросовой А.В. на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов "Антикоагулянты" (извещение N 0116200007913005219) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пп. "в" п. 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 года N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков".
3. Признать государственного заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) нарушившим ч. 10 ст. 41.12 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: С.В. Луковцева
А.А. Игнатьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 декабря 2013 г. N 06-727/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2013