Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 декабря 2013 г. N 06-728/13т
изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Гемамед" (далее - ООО "Гемамед", общество, заявитель): Андросова Л.В. (представитель по доверенности),
от уполномоченного органа и аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РС (Я), уполномоченный орган, Единая комиссия): Веревкин С.А. (представитель по доверенности);
от государственного заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее - заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Гемамед" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов "Антикоагулянты" (извещение N 0116200007913005203), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
04 декабря 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Гемамед" на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов "Антикоагулянты" (извещение N 0116200007913005203).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 11 декабря 2013 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Представитель ООО "Гемамед" поддержал жалобу в полном объеме и пояснил, что заявитель обжалует применение преференции в отношении заявителя, а именно снижение цены контракта, предложенной участником размещения заказа на 15%.
Обществом 02 декабря 2013 года был размещен протокол разногласий с предложением заключить контракт по цене предложенной участником, поскольку данный лекарственный препарат не имеет российских аналогов, единственный препарат зарегистрирован с торговым наименованием "Ксарелто", производства Байер Шеринг Фарма АГ, Германия.
Следовательно, преференция не может быть применена, поскольку другие участники аукциона не имели возможности предложить к поставке препарат российского и (или) белорусского производства.
Представитель уполномоченного органа в ходе рассмотрения дела с жалобой ООО "Гемамед" не согласился и пояснил следующее.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона о размещении заказов, при размещении заказов к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, если иное не установлено международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 17.04.2013 N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" (далее - Приказ) при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения аукциона в случае, если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь, государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения с таким победителем аукциона заключаются по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения.
В п. 1 Приказа содержится указание на фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (2423000).
Товар, предлагаемый к поставке по данному государственному заказу, зарегистрированный в Государственном реестре лекарственных средств под торговым наименованием "Ксарелто", представляющий собой антикоагулянтное средство прямого действия, подходит под описание, содержащееся в подгруппе 2423253 ОКДП (Средства, тормозящие свертывание крови (средства антикоагуляционные, фибринолитические), которая входит в группу 2423000 (фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты). Таким образом, при размещении заказа на поставку такого лекарственного средства и при отсутствии условий, перечисленных в п. 6 Приказа, преференция должна быть применена.
Необходимо отметить, что ни Закон о размещении заказов, ни Приказ не закрепляют обязанность Заказчика или уполномоченного органа проверять наличие или отсутствие товаров российского или белорусского происхождения по каждому коду ОКДП, перечисленному в Приказе.
Согласно требованиям, установленным в п. 14 ч. 2 "Информационная карта", предусмотрено применение национального режима к товарам, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Приказом.
Кроме того, указание сведений о стране происхождения товара в первой части заявки подтверждается пунктом 10.8 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ОАО "ЕЭТП" являющимся обязательным для соблюдения оператором, участниками размещения заказа, уполномоченным органом и заказчиком, в котором установлено: при формировании карточки заявки на участие в аукционе у участника размещения заказа имеется возможность при заполнении первой части заявки указать преференции, на получение которых он претендует.
В этом случае оператор электронной площадки автоматически после проведения торгов понизит цену контракта на 15 процентов участнику размещения заказа, сделавшему лучшее предложение по цене в случае, если им поставляется товар иностранного происхождения.
При этом, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать достоверную информацию о стране происхождения товара, т.к. в случае проставления участником размещения заказа отметки об осуществлении поставки товаров российского происхождения в электронном виде первой части заявки оператор электронной площадки автоматически после проведения торгов понизит цену контракта на 15 процентов участнику размещения заказа, сделавшему лучшее предложение по цене в случае, если им поставляется товар иностранного происхождения.
Таким образом, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать достоверную информацию о стране происхождения товара. Подобная правовая позиция содержится, например, в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2012 года по делу N А36-4733/2011.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган не несут ответственности за предоставление участниками размещения заказа недостоверных сведений о происхождении предлагаемого к поставке товара, так как снижение цены контракта на основе данных, предоставленных участником, происходит оператором электронной торговой площадки. Более того, действия самого оператора также соответствуют положениям ФЗ-94, на что в аналогичных ситуациях было указано ФАС России в решениях от 20.12.2011 по делу N К-2797/11, от 04.07.2012 по делу N К-1287/12.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лица, участвующие в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
11 ноября 2013 года на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" www.roseltorg.ru уполномоченным органом размещены извещение N 0116200007913005203 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов "Антикоагулянты", а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 496 880,00 руб.
21 ноября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913005203-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (19 ноября 2013 года в 09:00 по местному времени) поступили три заявки от участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3.
Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме всех участников размещения заказа.
25 ноября 2013 года на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" проведен открытый аукцион в электронной форме.
Предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом (ранжированные по мере убывания):
- 913 096,80 руб. предложение о цене контракта участника размещения заказа N 1;
- 920 581,20 руб. предложение о цене контракта участника размещения заказа N 3.
26 ноября 2013 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913005203-2.
Согласно указанному протоколу, вторые части заявок всех участников размещения заказа признаны соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Гемамед" обоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует снижение цены, предложенной участником размещения заказа на 15%. Указывает, что поставляемый товар (лекарственный препарат) не имеет российских (белорусских) аналогов, следовательно, преференция не может быть применена.
По смыслу ч. 3 ст. 13 Закона о размещении заказов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
Так, в соответствии со ст. 13 Закона о размещении заказов Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 года N 211 установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства на поставки товаров для нужд заказчиков (далее - Приказ N 211).
Согласно извещению N 0116200007913004475 о проведении открытого аукциона в электронной форме предметом данного размещения является поставка лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием "Ривароксабан" (далее - МНН).
Согласно части 2.1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ в случае, если предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка лекарственных средств, в документации об открытом аукционе в электронной форме должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.
Часть 3 "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме содержит МНН лекарственного препарата, а также определены характеристики препарата:
N п/п |
МНН |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска, упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
1 |
Ривароксабан |
таблетки покрытые пленочной оболочкой 15 мг, 10 шт. - блистеры из Ал/ПП или Ал/ПВХ-ПВДХ (10) - пачки картонные |
Как следует из материалов дела, участник размещения заказа N 3 (ООО "Фарм-Сиб") подавая заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме указал в функционале электронной торговой площадки, что поставка включает товар российского происхождения, что и послужило основанием для снижения цены контракта победителя открытого аукциона в электронной форме ООО "Гемамед" на 15 %.
При этом, все три участника размещения заказа с порядковыми номерами 1, 2, 3 предложили к поставке лекарственные препараты с МНН "Ривароксабан" с указанием торгового наименования "Ксарелто", производства Германии.
Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств относятся, в том числе государственная регистрация лекарственных препаратов, ведение государственного реестра лекарственных средств.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru) (далее - ГРЛС) по МНН "Ривароксабан" (таблетки покрытые пленочной оболочкой, дозировка 15 мг) зарегистрирован один лекарственный препарат с торговым наименованием "Ксарелто", производства Германия, с регистрационным удостоверением ЛП-001457.
Согласно п. 3 Приказа N 211 участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 5 настоящего приказа.
Подпунктом "в" п. 6 Приказа N 211 установлено, что при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения аукциона порядок, установленный пунктами 3 - 5 настоящего приказа, не применяется в случае, в заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
При этом, как было выше установлено, все три участника размещения заказа предложили к поставке лекарственный препарат иностранного происхождения.
Между тем, в п. 14 Информационной карты аукционной документации уполномоченным органом предусмотрено применение национального режима к товарам, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам в соответствии с Приказом N 211. Аналогичное требование установлено и извещении N 0116200007913004475 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственного препарата Ривароксабан, опубликованного 11.11.2013 года на официальном сайте, предусматривающий предоставление преференции на поставку товаров российского и (или) белорусского происхождения (Приказ N 211): 15 %.
Материалами дела, установлено, что по международному непатентованному наименованию "Ривароксабан", согласно ГРЛС, соответствует один лекарственный препарат с торговыми наименованием "Ксарелто", производства Германия, лекарственного препарата российского производства соответствующего требованиям, установленным к поставляемому товару в аукционной документации не имеется.
Следовательно, статья 13 Закона о размещении заказов, порядок, определенный в Приказе N 211 в данном случае не применяются.
При изложенных обстоятельствах дела, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что уполномоченным органом неправомерно установлена преференция в отношении товаров российского и (или) белорусского происхождения в п. 14 части 2 "Информационная карта" аукционной документации.
В соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 899, заказчик представляет в уполномоченный орган утвержденные техническое задание, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора), проект контракта (договора). В свою очередь уполномоченный орган утверждает аукционную документацию.
Таким образом, уполномоченным органом нарушено требование ч. 3 ст. 13 Закона о размещении заказов, пп. "в" п. 6 Приказа N 211.
Частью 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме.
Поскольку установление в п. 14 Информационной карты применения преференции неправомерно, а контракт в силу ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов заключается по цене предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, Комиссией Якутского УФАС России заказчик признан нарушившим ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
Жалоба ООО "Гемамед" признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Гемамед" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов, заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов "Антикоагулянты" (извещение N 0116200007913005203) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пп. "в" п. 6 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 года N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков".
3. Признать государственного заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) нарушившим ч. 10 ст. 41.12 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать государственному заказчику Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 декабря 2013 г. N 06-728/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2013