Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2013 г. N 06-744/13т
изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Евсеевой А.С. - государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Сидлецкого Виталия Викторовича (далее по тексту- ИП Сидлецкий В.В. , заявитель): представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от аукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ, уполномоченный орган): Тогуллаев Е.А. (представитель по доверенности);
от государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Сидлецкий В.В. на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку котельного оборудования на объект: "Республиканская специальная школа интернат N 2 для детей сирот в г.Якутске" (извещение N 0116200007913005060), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
11 декабря 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Сидлецкий В.В. на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку котельного оборудования на объект: "Республиканская специальная школа интернат N2 для детей сирот в г.Якутске".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 декабря 2013 года в 12 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения жалоба ИП Сидлецкий В.В. оглашена в полном объеме, из содержания которой следует, что 17 ноября 2013 года заявителем была подана заявка на участие в аукционе в электронной форме на поставку котельного оборудования на объект: "Республиканская специальная школа интернат N 2 для детей сирот в г. Якутске. В заявке был предложен эквивалентный котел марки RS-D 2000, производства ООО "Завод котельного оборудования", г. Туймазы, Республика Башкортостан. Заявка была признана соответствующей требованиям документации. В соответствии с протоколом подведения итогов N 0116200007913005060-2 заявка признана соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации. Заказчик на торговой площадке сформировал карточку контракта и выслал проект контракта для подписания. При изучении проекта контракта выяснилось, что в спецификацию включено не то оборудование, которое предлагалось в заявке, а то, которое изначально было указано в техническом задании. Сформирован протокол разногласий N1 и отправлен заказчику с просьбой внести изменения в проект контракта и включить то оборудование, которое было предложено в первой части заявки на участие в аукционе. После обработки первого протокола разногласий заказчик повторно разместил проект контракта, но изменений в спецификацию внесено не было. В связи с этим, был направлен второй протокол разногласий, с просьбой внести соответствующие изменения, также была указана норма закона в соответствии с которой, заказчик должен внести такие изменения, но повторный протокол был проигнорирован и после его обработки заказчик по прежнему разместил проект контракта с оборудованием которое не соответствует тому оборудованию, которое было предложено в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Считает, что действия заказчика противоречат статье 41.12 Закона о размещении заказов. Просит приостановить размещение заказа и выдать соответствующее предписание.
Представитель уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов пояснил следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Заказчик вправе самостоятельно определять требования, включаемые им в документацию об открытом аукционе в электронной форме (далее- ОАЭФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N ФЗ-94 в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) "Об определении уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия)" от 06.09.2011 N 899 (далее - Указ) за Госкомзаказом РС (Я) не закреплены полномочия по направлению проекта контракта (договора) без подписи заказчика оператору электронной площадки. Перечень функций Госкомзаказа РС (Я), определённый Указом, является закрытым.
Согласно п. 7.2 части 1 документации об ОАЭФ государственный заказчик в течение 5 дней со дня размещения на электронной площадке указанного в пункте 6.1.7. части 1 документации об ОАЭФ протокола направляет оператору электронной площадки проект государственного контракта (договора) без подписи государственного заказчика, который составляется путем включения цены государственного контракта (договора), предложенной участником аукциона, с которым заключается государственный контракт (договор), сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в аукционе такого участника, в проект государственного контракта (договора), прилагаемого к документации об аукционе.
Таким образом, Госкомзаказ РС (Я) не несёт ответственности за направление участнику проекта договора, в который не включены сведения о товаре, предлагаемом к поставке участником, с которым заключается договор. Кроме того, заявитель не обжалует действий (бездействия), решений уполномоченного органа, указывая в жалобе лишь на неправомерные действия заказчика.
При этом указывает, что заявка заявителя соответствовала требованиям, указанным в техническом задании аукционной документации. Экспертного заключения от заказчика о несоответствии заявок требованиям, установленным в аукционной документации, в адрес уполномоченного органа не поступало.
Из письменного пояснения ГКУ "СГЗ РС (Я)", оглашенного в ходе рассмотрения дела в полном объеме, следует, что заказчик указывает на недостоверность сведений представленных в заявке участника размещения заказа, подавшего заявку N 2, в графе значение параметров котла RS-D 2000 "размеры котла длина (без горелки) - 3550 мм., ширина 1572 мм., высота 1955 мм." содержит недостоверную информацию.
Согласно паспорту данного котла точные размеры котла RS-D 2000 составляют: длинна (без горелки) 4052 мм., ширина 1572 мм., высота 2175 мм.
Просят отклонить заявку N 2 (ИП Сидлецкий В.В.) на основании предоставления недостоверной информации.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
07 ноября 2013 года уполномоченным органом Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0116200007913005060 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку котельного оборудования на объект: "Республиканская специальная школа интернат N 2 для детей сирот в г.Якутске", а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 2 300 150,00 руб.
20 ноября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913005060-1.
Согласно данному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступили 3 (три) заявки участников размещения заказа с порядковыми номерами 1, 2, 3.
По итогам их рассмотрения аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме всех участников размещения заказа, подавших заявки.
27 ноября 2013 года на электронной площадке ООО "РТС-тендер" проведен открытый аукцион в электронной форме.
Предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом (ранжированные по мере убывания):
- 2 219 644,25 руб. предложение о цене контракта участника размещения заказа N 2;
- 2 231 145,00 руб. предложение о цене контракта участника размещения заказа N 1.
27 ноября 2013 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов размещения заказа, о чем составлен протокол N 0116200007913005060-2.
Согласно данному протоколу, вторые части заявок участников размещения заказа N 2 (ИП Сидлецкий В.В.), участник размещения заказа N 1 (ЗАО "Газовик-ЭНЕРГО") признаны соответствующими требованиями, установленными в аукционной документации. Победителем признан ИП Сидлецкий В.В.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ИП Сидлецкий В.В. считает обоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Из материалов дела следует, что первая часть заявки ИП Сидлецкий В.В. содержит, в том числе следующее, относительного предложенного к поставке товара: "Котел RS-D 2000, мощностью 2000 кВт; Горелка комбинированная (газ- дизельное топливо) HR73A.MG-MD, L2 350 мм".
Согласно проекту контракта, направленного победителю открытого аукциона в электронной форме ИП Сидлецкий В.В., в приложении N 1 к контракту N 0116200007913005060_97234 "Спецификация на поставку котельного оборудования на объект: "Республиканская специальная школа интернат N2 для детей сирот в г. Якутске"" указано следующее:
N |
Наименование |
Количество, компл. |
Всего стоимость в рублях, с НДС |
1 |
Котел водогрейный Dynatherm-1600 |
1 |
1 296 690,76 |
2 |
Горелка газовая модуляционная Oilon GKP-140-М |
1 |
922 953,49 |
|
ВСЕГО по контракту: |
|
2 219 644,25 |
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что государственным заказчиком нарушена часть 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, в части включения в проект контракта иных сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), не указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, жалоба ИП Сидлецкий В.В. признана обоснованной.
Довод заказчика о признании заявки ИП Сидлецкий В.В. не соответствующей, в виду предоставления недостоверных сведений, не может быть принят к рассмотрению ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Как следует из материалов дела, требования заказчика к поставляемому товару установлены в приложении N 3 к документации об открытом аукционе в электронной форме "Техническое задание" с указанием необходимых характеристик и требуемых значений, которым поставляемый товар должен соответствовать.
В соответствии с пп. "а" п.1 ч. 4 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ, при размещении заказа на поставку товара первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в отрытом аукционе N 0116200007913005060-1 от 20.11.2013 года следует, что Единой комиссией заявка ИП Сидлецкий В.В. (под номером 2) допущена к аукциону в электронной форме, технические характеристики указанные в заявке признаны соответствующими требованиям, установленным в техническом задании аукционной документации.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о размещении заказов, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 31.4, частью 2 статьи 35 или частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, установления факта проведения ликвидации участника размещения заказа юридического лица или принятия арбитражным судом решения о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, факта приостановления деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факта наличия у такого участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов такого участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.
Кроме того, согласно п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона N 94-ФЗ после определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных ч. 3 ст.25 или ч. 2 ст. 35 настоящего Федерального закона.
Как видно из данных положений Закона N 94-ФЗ, законодателем предусмотрена обязанность заказчика/аукционной комиссии отстранить участника размещения заказа от участия в торгах на любом этапе их проведения, в случае установления факта предоставления недостоверных сведений, в том числе, о характеристиках товара. При этом инициирование проверки достоверности сведений, указанных в первой части заявки, осуществляется заказчиком/аукционной комиссией на добровольной основе.
При этом, факт предоставления ложных сведений должен быть установлен на основании определенных доказательств.
По смыслу статьи 41.8 Закона о размещении заказов, все сведения, предоставляемые участником размещения заказа в составе заявки, по умолчанию принимаются как достоверные.
Поскольку добросовестность участника размещения заказа презюмируется, факт недостоверности сведений о характеристиках товара должен быть основан на неоспоримых доказательствах ложности сведений, указанных участником размещения заказа в первой части заявки. В качестве таких доказательств должна выступать информация, объективность и достоверность которой не подлежит сомнению.
По смыслу положений части 4 статьи 12, части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов в случае установления недостоверности сведений заказчик, уполномоченный орган обязаны отстранить такого участника от участия в аукционе на любом этапе их проведения, таким образом, заказчик вправе самостоятельно на добровольной основе установить недостоверность сведений указанных в заявке до заключения контракта на основании определенных доказательств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сидлецкого В.В. обоснованной.
2. Признать государственного заказчика государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим часть 2 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному заказчику государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
А.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2013 г. N 06-744/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2013