Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2013 г. N 06-748/13т
изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "БИГ" (далее - ООО "БИГ", заявитель, Общество): Третьякова В.Е., представителя по доверенности;
от единой комиссии, государственного заказчика Якутского авиационного технического училища гражданской авиации (колледж) - филиал ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" (далее - заказчик, единая комиссия, Училище): Онуца Л.Ю., представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "БИГ" на действия единой комиссии заказчика Якутского авиационного технического училища гражданской авиации (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (овощей и фруктов) для нужд ЯАТУ ГА (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА (извещение N 0316100014113000032), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
11 декабря 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "БИГ" на действия единой комиссии заказчика Якутского авиационного технического училища гражданской авиации (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (овощей и фруктов) для нужд ЯАТУ ГА (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 18 декабря 2013 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Представитель заявителя в ходе рассмотрения пояснил следующее. Общество обжалует отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме. Считает неправомерными действия единой комиссии, поскольку согласно требованию аукционной документации заявителем указан гарантийный срок (остаточный срок годности) товара на момент поставки не менее 60 % от срока годности, установленного изготовителем. Указывает на то, что остаточный срок годности является величиной не постоянной, и может быть рассчитан при условии наличия в аукционной документации плана - графика поставки товара в течение срока поставки.
Просит признать жалобу обоснованной.
Представитель единой комиссии в ходе рассмотрения дела с жалобой ООО "БИГ" согласилась и пояснила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 указанного закона.
На основании ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком. В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. Исходя из п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 4 и 6 ст. 41.8 и инструкцию по ее заполнению. Данные требования были исполнены заказчиком:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара были указаны в разделе 3 аукционной документации "Техническое задание. Требования к качеству, техническим и функциональным требованиям". Заказчиком было предъявлено требование об остаточном сроке годности товара на день поставки (а именно "не менее 60 % от общего срока годности, указанного на упаковке").
В инструкции по заполнению заявки была предусмотрена обязательность неиспользования слов "эквивалент", "аналог", "типа", "не менее", "не более" и т.п. (сведений, допускающих разночтения и/или двусмысленное толкование).
Заказчик является образовательным бюджетным учреждением, т.е. закупку продуктов питания заказчик производит для обеспечения курсантов питанием, для приготовлении пищи несовершеннолетним. Заказчиком могут быть использованы только качественные продукты, соответствующие ГОСТ и ТУ: как по качественным, так и по техническим и функциональным показателям, поскольку заказчик несёт ответственность за здоровье обучающихся у него курсантов. Руководствуясь вышеизложенным, единая комиссия приняла о не допуске к участию в аукционе двух заявок, в т.ч. аукционной заявки заявителя.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29 ноября 2013 года на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов" государственным заказчиком размещены извещение N 0316100014113000032 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (овощей и фруктов) для нужд ЯАТУ ГА (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА, а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 839 498,00 рублей.
10 декабря 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 48-12/13-ОА в ЭФ.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (09 декабря 2013 года в 10:00 по местному времени) поступило 3 (три) заявки от участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3.
Единая комиссия приняла решение допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа с порядковым номером заявки 2, отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам размещения заказа с порядковыми номерами заявок 1 и 3.
Открытый аукцион в электронной форме на поставку продуктов питания (овощей и фруктов) для нужд ЯАТУ ГА (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА признана несостоявшимся.
11 декабря 2013 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 50-12/13-ОА в ЭФ.
Согласно указанному протоколу единой комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, заявки с порядковым номер 2.
На момент рассмотрения жалоб государственный контракт не заключен.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "БИГ" обоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 48-12/13-ОА в ЭФ от 10 декабря 2013 года участнику размещения заказа с порядковым номером заявки 3 отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании: "Не соответствует требованиям установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а именно заказчик не имеет возможности идентифицировать срок годности предлагаемого к поставке товара (конкретно не указан срок годности)".
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Материалами дела установлено, что требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара указаны в разделе 3 аукционной документации "Техническое задание. Требования к качеству, техническим и функциональным требованиям". При этом заказчиком также предъявлено требование об остаточном сроке годности товара на день поставки (а именно "не менее 60 % от общего срока годности, указанного на упаковке").
Заявитель отметил, что остаточный срок годности является величиной не постоянной, и может быть рассчитан при условии наличия в аукционной документации плана - графика поставки товара в течение срока поставки
С указанным доводом представитель Училища согласилась.
Также условие об остаточном сроке годности товара содержится в разделе "Требования к сроку предоставления гарантий качества товара" Технического задания аукционной документации, а также в разделе 6 "Качество и комплектность" проекта контракта, а именно: "Остаточный срок годности Товара на день поставки товара должен составлять не менее 60 % от общего срока годности указанного на упаковке".
В соответствии с ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
Также Комиссия Якутского УФАС России указывает на следующее.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Часть 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов определяет, что под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.
Как указывалось ранее, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (овощей и фруктов) для нужд ЯАТУ ГА (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА размещено на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов" www.sberbank-ast.ru.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 N 179, на сайтах в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд, в обязательном порядке размещается регламент проведения открытого аукциона, утвержденный оператором в соответствии с настоящим Положением и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов" утвержден Регламент электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ", размещенный на сайте www.sberbank-ast.ru, в соответствии с пунктом 13.7 которого, подавая заявку на участие в электронном аукционе, участник размещения заказа подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении.
Следовательно, заявитель выразил свое согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, подав заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, причем такое согласие обеспечено программно-аппаратными средствами сайта оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - автоматизированная система торгов". При этом заявитель представил сведения о поставляемом товаре согласно техническому заданию.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ (часть 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов).
Единая комиссия при проверке первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме должна проверять всю совокупность сведений, указанных в первой части заявки участника размещения заказа, не допуская излишне формального подхода к рассмотрению представленных сведений, поскольку решение комиссии затрагивает право участника размещения заказа на участие в открытом аукционе.
Единая комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа с порядковым номером заявки 3, чем нарушила часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Жалоба ООО "БИГ" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения Закона о размещении заказов.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 48-12/13-ОА в ЭФ от 10 декабря 2013 года участнику размещения заказа с порядковым номером заявки 1 отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании: "Не соответствует требованиям установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а именно заказчик не имеет возможности идентифицировать срок годности предлагаемого к поставке товара (конкретно не указан срок годности)".
По основаниям, изложенным выше, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу, что единой комиссией допущено нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части неправомерного отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа, подавшему заявку N 1.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "БИГ" на действия единой комиссии заказчика Якутского авиационного технического училища гражданской авиации (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания (овощей и фруктов) для нужд ЯАТУ ГА (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА (извещение N 0316100014113000032) обоснованной.
2. Признать единую комиссию Якутского авиационного технического училища гражданской авиации (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" нарушившей часть 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать единой комиссии Якутского авиационного технического училища гражданской авиации (колледж) - филиала ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, указанные в предписании уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении предписания
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
Т.В. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2013 г. N 06-748/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.12.2013