Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 декабря 2013 г. N 06-724/13т
изготовлено в полном объеме 9 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "МЕДИПАЛ-ОНКО" (далее - ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО", заявитель): Малогулов Р.Ш. (представитель по доверенности);
от заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" (далее - ЯГКБ, заказчик): Федоров Б.П. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ, уполномоченный органа): Федорова А.И. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО" на действия государственного заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница", уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств (извещение N 0116200007913004518), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
27 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО" на действия государственного заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница", уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 4 декабря 2013 года в 16 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель "МЕДИПАЛ-ОНКО" изложил суть жалобы.
Общество признано победителем в открытом аукционе в электронной форме на поставку лекарственных средств (порактант альфа).
21 ноября 2013 года заказчиком в адрес общества был направлен проект договора с ценой договора, сниженной на 15 % от предложенной в ходе аукциона, заявителем в свою очередь направлен протокол разногласий.
ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО" считает, что цена договора не подлежала снижению, ввиду того, что в отношении открытого аукциона в электронной форме не могли быть применены преференции, ввиду отсутствия аналога российского происхождения на товар с международным непатентованным названием (далее-МНН) Порактант альфа. Указанный лекарственный препарат в виде суспензии для эндотрахеального введения 80 мг/мл зарегистрирован на территории России только под торговым наименованием Куросурф (страна производитель - Италия).
Просит приостановить процедуру заключения договора и выдать соответствующее предписание.
Представители уполномоченного органа и заказчика с жалобой не согласились и указали на следующее.
Уполномоченный орган в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о размещении заказов и Приказом МЭРТ от 17.04.2013 N 211 установил национальный режим к товарам, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно к поставке лекарственного средства с МНН Порактант альфа. Указанное требование содержится в пункте 14 информационной карты документации.
По мнению уполномоченного органа, при утверждении документации Госкомзаказ должен сверить код товара по ОКДП, и если указанный код установлен в Приказе МЭРТ от 17.04.2013 N 211, то применение преференции обязательно.
Закон о размещении заказов и Приказ МЭРТ от 17.04.2013 N 211 не закрепляют обязанность заказчика, уполномоченного органа проверить наличие или отсутствие товаров российского происхождения по каждому коду ОКДП, имеющемуся в указанном приказе.
Согласно пункту 10.8 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд ОАО "Единая электронная торговая площадка" при формировании карточки заявки на участие в аукционе у участника размещения заказа имеется возможность заполнить первую часть заявки, в том числе указать преференции, на получение которых он претендует. Следовательно, участник размещения заказа самостоятельно при подаче заявки указывает на применение преференции по отношению к нему.
Подпункт "д" пункта 6 Приказа МЭРТ от 17.04.2013 N 211 устанавливает единственное условие, когда при формировании документации может возникнуть вопрос о применении преференции. В остальных случаях, решение о предоставлении преференции принимается уже на этапе заключения контракта (договора) на основании сведений о стране происхождения товара.
Представитель заказчика дополнительно пояснил, что при формировании аукционной документации было известно, что на поставляемый товар аналоги российского происхождения отсутствуют, в уполномоченный орган данная информация не была направлена, ввиду того, что такое требование таковым не установлено.
Сторонами дела факт отсутствия аналогов российского происхождения на товар с МНН Порактант альфа не оспаривается.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
17 октября 2013 года на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки http://roseltorg.ru ОАО "Единая электронная торговая площадка" уполномоченным органом размещены извещение N 0116200007913004518 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств, а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена договора составила 5 036 058 (пять миллионов тридцать шесть тысяч пятьдесят восемь) рублей 00 копеек.
12 ноября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913004518-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (7 ноября 2013 года 9 ч. 00 мин. (время местное)) поступили 4 заявки от участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3,4.
Единая комиссия приняла решение допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме всех участников размещения заказа.
15 ноября 2013 года состоялся открытый аукцион в электронной форме. Предложения участников размещения заказа по цене договора выглядят следующим образом:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер |
1 |
Участник N1 |
15-11-2013 09:18:45 [GMT +10] |
4 154 739.71 (3 531 528,75) |
RUR |
Заявка N1 |
2 |
Участник N4 |
15-11-2013 09:11:01 [GMT +10] |
4 179 920.00 |
RUR |
Заявка N4 |
19 ноября 2013 года состоялось подведение итогов открытого аукциона в электронной форме, о чем составлен протокол N 0116200007913004518-2.
Согласно указанному протоколу заявки участников размещения заказа ООО "Фарм-Сиб" (заявка N4), ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО" (заявка N1) признаны соответствующими аукционной документации. Победителем признано ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО".
В связи с тем, что ООО "Фарм-Сиб" отметил на функционале оператора электронной площадки поставку товара российского происхождения, предложенная в ходе аукциона цена ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО" снижена на 15 %, ввиду применения преференции на товар российского происхождения.
На момент рассмотрения жалобы по существу договор не заключен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания договора приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО" обоснованной по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 94-ФЗ установлено, что при размещении заказов к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, если иное не установлено международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 13 Закона N 94-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, если при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков товары российского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Во исполнение статьи 13 Закона о размещении заказов принят Приказ Минэкономразвития России от 17.04.2013 N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" (далее - Приказ N 211). Пунктом 2 Приказа N 211 установлено, что при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4-5 настоящего приказа.
В соответствии с пунктом 5 Приказа N 211 при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения аукциона в случае, если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь, государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения с таким победителем аукциона заключаются по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения.
Из смысла вышеприведенных норм закона следует, что если имеются товары российского происхождения аналогичные товарам, происходящим из иностранных государств, то товары российского происхождения имеют приоритет перед иностранными товарами в виде предоставления преференции по цене товара на 15 процентов.
Предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка лекарственных средств.
Техническим заданием аукционной документации предполагается поставка лекарственного средства под МНН "Порактант альфа" в форме суспензии для эндотрахеального введения 80 мг/мл, в количестве 200 уп.
Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определяет порядок государственной регистрации лекарственных препаратов.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 746н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения" определяет, что государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.
Указанный реестр публикуется на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и обновляется ежедневно, с сохранением размещения на сайте всех предыдущих редакций Реестра. Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведений по ссылке:
http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx?s=%u043f%u043e%u0440%u0430%u043 a%u0442%u0430%u043d+%u0430%u043b%u044c%u0444%u0430 препарат "Порактант альфа" обращается на территории Российской Федерации под торговыми наименованиями Куросурф (страна Австрия), Куросурф R (страна Австрия).
Аналоги российского происхождения отсутствуют. Таким образом, применение национального режима относительно поставки препарата "Порактант альфа" невозможно, ввиду отсутствия товаров российского происхождения.
Между тем уполномоченным органом в пункте 14 Информационной карты, техническим заданием документации установлена возможность применения национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Часть 1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ отсылает на норму части 1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ, согласно которой документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку лекарственных средств утверждена уполномоченным органом, соответственно Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушил часть 1 статьи 13 Закона о размещении заказов.
Признавая в действиях уполномоченного органа указанные нарушения Комиссия Якутского УФАС России руководствовалась также следующим.
Довод уполномоченного органа об автоматическом применении национального режима в отношении иностранного товара, в случае, если код товара по ОКДП закреплен в Приказе N 211 не нашел своего подтверждения ввиду следующего.
Приказ N 211 принят во исполнение статьи 13 Закона о размещении заказов, поэтому положения Приказа N 211 применяются только в том случае, если в отношении конкретного открытого аукциона в электронной форме применима статья 13 указанного закона.
Довод уполномоченного органа о том, что участники самостоятельно указывают на применение преференции и только в том случае, если участники размещения заказа предложат только иностранный товар или только российский товар к поставке, то преференция не применима, не может быть принят к рассмотрению ввиду следующего.
Как было указано ранее, Приказ N 211 принят во исполнение статьи 13 Закона о размещении заказа, таким образом, указанный приказ применяется в целях создания российским товарам преференции перед иностранными товарами.
Указанное доказывает тот факт, что пунктом 6 установлены случаи не применения порядка, установленного пунктами 3 - 5 настоящего приказа в случае, если национальный режим применим, но участие в торгах пожелали принять участники размещения заказа, предлагающие к поставке только иностранный товар.
Как следует из материалов дела, ООО "Фарм-Сиб" отметил на функционале оператора электронной площадки поставку товара российского происхождения, что послужило основанием для применения национального режима, следовательно, снижения цены договора другого участника размещения заказа ООО "МЕДИПАЛ-ОНКО" на 15 %.
Однако, материалами дела установлено, что ни один из участников размещения заказа, подавших заявку на участие в электронном аукционе, в том числе и ООО "Фарм-Сиб", не предложил товар российского происхождения. Следовательно, порядок, определенный Приказом N 211 не применяется.
Комиссия приходит к выводу, что снижение цены гражданско-правового договора в результате предоставления преференции незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя. Жалоба подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДИПАЛ-ОНКО" обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим часть 1 статьи 13 Закона о размещении заказов.
3. Государственному заказчику - государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 декабря 2013 г. N 06-724/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2013