Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 декабря 2013 г. N 1326
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - О.В. Бокаревой, специалиста-эксперта, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЧОО "Глобула" на действия государственного заказчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Норильске Красноярского края (далее - заказчик) при проведении открытого конкурса "Услуги по осуществлению охраны товарно-материальных ценностей объектов УПФР в г. Норильске с помощью средств охранно-пожарной сигнализации (опс) и тревожной сигнализации (тс)" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю 29.11.2013 поступила жалоба ООО "ЧОО "Глобула" (далее - Податель жалобы) на действия заказчика при проведении конкурса, извещение N 0219100003013000005.
Существо жалобы: документация конкурса составлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 указанного Закона.
В адреса заказчика и Подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель заказчика - Прокушева Евгения Александровна (доверенность б/н от 26.12.2012, удостоверение личности).
Явку своего представителя на рассмотрение жалобы Комиссией по существу Податель жалобы не обеспечил.
Из существа жалобы следует, что 05.11.2013 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении конкурса. По мнению Подателя жалобы, конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о размещении заказов по следующим основаниям.
По мнению Подателя жалобы, раздел 3 "техническое задание" конкурсной документации содержит нарушения требований части 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов, а именно: заказчиком установлены требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей и оборудования, трудовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом конкурса. Кроме того, приложение 3 к форме 2 конкурсной документации, которое согласно пункту 9 информационной карты конкурсной документации подлежит заполнению участниками размещения заказа при подаче первой части заявки на участие в конкурсе, содержит требование к описанию производственных мощностей, оборудования трудовых ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом конкурса.
Согласно письменным пояснениям заказчика, требования к участнику размещения заказа в конкурсной документации содержатся в пункте 1.5 раздела 1 "Общие положения", и они не содержат информации, указанной в части 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов. Информация раздела 3 "Технические требования, технические характеристики и технические условия" указываются, чтобы в последующем при оценке и сопоставлении заявок, поданных на участие в конкурсе, применить ее в качестве критериев оценки.
В силу части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Кроме того, в соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Учитывая вышеизложенное, заказчик считает, что конкурсная документация соответствует требованиям действующего законодательства, довод Подателя жалобы - необоснованным.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу представитель заказчика поддержала вышеизложенную позицию в полном объеме, дополнив ее пояснением о том, что для участника размещения заказа заказчиком не было установлено обязательного перечисления в заявке информации, указанной в техническом задании конкурсной документации. Участник размещения заказа должен был в подаваемой заявке на участие в конкурсе по своему усмотрению либо представить рассматриваемую информацию, либо не представить.
Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
Заказчиком были совершены действия по размещению заказа путем проведения конкурса на оказание услуги по осуществлению охраны товарно-материальных ценностей объектов УПФР в г. Норильске с помощью средств охранно-пожарной сигнализации (опс) и тревожной сигнализации (тс).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Пунктом 11 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
Исследовав конкурсную документацию, Комиссией были установлены следующие требования, установленные заказчиком к участникам размещения заказа, содержащиеся в пункте 1.5 раздела I "Инструкции участникам размещения заказа":
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе не принято;
5) обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности в случае проведения работ, связанных с передачей Заказчику объектов интеллектуальной собственности;
6) требования к участникам, предъявляемые заказчиком, указаны в Информационной карте.
Пунктом 9 раздела II "Информационная карта" конкурсной документации установлено следующее требование к форме заявки, подаваемой участниками размещения заказа: заявка на участие в конкурсе заполняется участниками конкурса по форме 2, прилагаемой к конкурсной документации и подается в письменной форме в запечатанном конверте с вложением в конверт заявки описи документов.
Согласно пункту 10 заявки на участие в конкурсе, содержащейся в форме 2 раздела V "Приложение к конкурсной документации", участник размещения заказа подтверждает, что к заявке прилагаются документы согласно описи приложения 1 к рассматриваемой форме, в позиции N7 которой должны быть приложены к заявке сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товаров, о качестве услуг (приложение 3 к форме 2) и иные предложения об условиях исполнения государственного контракта. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким услугам.
Приложение 3 к форме 2 содержит информацию о том, что участник размещения заказа, в том числе, соглашается выполнить предусмотренные конкурсом функции в соответствии с требованиями конкурсной документации и на условиях, указанных в нижеприводимой таблице:
N п/п |
Характеристики оказываемых услуг (указываются в соответствии с техническим заданием или техническими требованиями с указанием на пункт Технического задания, технических требований) |
Данные (предложение) участника конкурса |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Комиссией установлено, что технические требования, технические характеристики и технические условия (техническое задание) установлены заказчиком в разделе III (далее - Техническое задание) и имеют следующее содержание:
1.Наличие центральной станции наблюдения по приему и передачи сигналов по радиоканалу - копии документов о наличии центральной станции наблюдения, с её описанием, и техническими характеристиками, действующего разрешения на использование радиочастот и др.
Наличие центральной станции наблюдения по приему и передачи сигналов по системе телефонной связи - копии документов о наличии центральной станции наблюдения, с её описанием, и техническими характеристиками, действующих договоров с операторами связи и др.;
Наличие центральной станции наблюдения по приему и передачи сигналов по каналам GSM/GPRS - копии документов о наличии центральной станции наблюдения, с её описанием, и техническими характеристиками, действующих договоров с операторами сотовой связи и др.;
2. Наличие у участника размещения заказа в каждом районе расположения Объектов сформированных групп немедленного реагирования в составе не менее 2-х человек на автотранспорте, со средствами связи - копии документов подтверждающих наличие групп, их численный состав, экипировку, адреса дислокации, автотранспортное оснащение, оснащение средствами связи и др.;
3.Наличие в штате участника размещения заказа специалистов, прошедших обучение по вопросам эксплуатации охранной, автоматической пожарной, тревожной сигнализации - копия штатного расписания или копии гражданско-правовых договоров, копии дипломов (свидетельств) специалистов и иные документы и др.
В результате изучения конкурсной документации Комиссией не установлено положений документации о проведении конкурса, из которых бы следовало предоставление заказчиком возможности участнику размещения заказа по своему усмотрению и желанию указывать характеристики услуг, являющихся предметом конкурса. Вместе с тем Комиссией установлены положения конкурсной документации, из которых прямо следует потребность заказчика в указании участником размещения заказа в подаваемой на участие в конкурсе заявке характеристик услуг, являющихся предметом конкурса, в соответствии с Техническим заданием, с указанием на пункт рассматриваемого задания, установленного заказчиком.
В результате изучения конкурсной документации Комиссия пришла к выводу о том, что формулировка Технического задания свидетельствуют об установлении заказчиком требований о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, а именно: наличие центральных станций наблюдения по приему и передачи сигналов по радиоканалу, по системе телефонной связи, по каналам GSM/GPRS; наличие у участника размещения заказа в каждом районе расположения Объектов сформированных групп немедленного реагирования в составе не менее двух человек на автотранспорте, со средствами связи; наличие в штате участника размещения заказа специалистов, прошедших обучение по вопросам эксплуатации охранной, автоматической пожарной, тревожной сигнализации.
Исходя из вышеизложенного, установление заказчиком требований о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, противоречит требованиям части 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов, в связи с чем действия заказчика нарушают законные права и интересы участников размещения заказа.
На основании изложенного, в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки и руководствуясь, частями 4, 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "ЧОО "Глобула" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа путем внесения изменений в конкурсную документацию на основании выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе не менее, чем на 20 дней, начиная со дня выставления измененной конкурсной документации на официальном сайте в сети Интернет.
5. Передать материалы по жалобе ООО "ЧОО "Глобула" должностному лицу Красноярского УФАС для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
О.В. Бокарева |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 декабря 2013 г. N 1326
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2013