Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 января 2014 г. N 57
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрению жалобы) в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупок, Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта контрольного отдела, рассмотрев жалобу ООО "Остеолаб" на действия заказчика - МБУЗ "Родильный дом N 4", при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка с доставкой реагентов и расходных материалов для лабораторных исследований для МБУЗ "Родильный дом N4" в 2014 году", реестровый номер - 0319300090213000059 на электронной площадке ООО "РТС-тендер", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Остеолаб" на действия заказчика - МБУЗ "Родильный дом N 4", при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка с доставкой реагентов и расходных материалов для лабораторных исследований для МБУЗ "Родильный дом N4" в 2014 году" (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация открытого аукциона в электронной форме составлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный статьей 57 Закона о размещении заказов.
В адрес заказчика - МБУЗ "Родильный дом N 4" (далее - заказчик), оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) и подателя жалобы ООО "Остеолаб" (далее - податель жалобы) были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени её рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседание Комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представитель подателя жалобы по доверенности N 2 от 09.01.2014 года Никитин Д.А.;
- представитель заказчика по доверенности б/н от 09.01.2014 года Вострикова Ю.В.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, аукционная документация содержит требования, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа, а также содержит косвенные указания на наименование производителя - Beckman Coulter Inc., эксклюзивным дистрибьютором которого на территории РФ является ООО "Бекмен Культер".
В ходе рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы по доверенности Никитин Д.А. доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объёме.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика по доверенности Вострикова Ю.В. с доводами, изложенными в жалобе не согласилась, представила письменный отзыв на жалобу, согласно которому считает, что документация открытого аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, в соответствии с чем, просила признать жалобу необоснованной.
Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев жалобу, представленные документы, выслушав доводы лиц, присутствующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Довод подателя жалобы, согласно которому аукционная документация содержит требования, которые косвенно указывают на производителя требуемых к поставке товаров - Beckman Coulter Inc., эксклюзивным дистрибьютором которого на территории РФ является ООО "Бекмен Культер" является необоснованным по следующим основаниям.
Заказчиком совершены действия по размещению заказа на поставку с доставкой реагентов и расходных материалов для лабораторных исследований для МБУЗ "Родильный дом N4".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
В соответствии со статьей 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация открытого аукциона в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Комиссия Красноярского УФАС России ознакомившись с аукционной документацией, установила, что документация открытого аукциона содержит требования и технические характеристики требуемого для поставки товара - реагентов и расходных материалов без указания наименования производителя. Представителем подателя жалобы не представлено документальных доказательств о том, что указанные к поставке товары производятся только одним производителем - Beckman Coulter Inc., эксклюзивным дистрибьютором которого на территории РФ является ООО "Бекмен Культер".
Также представителем заказчика по доверенности Востриковой Ю.В. представлены письменные пояснения, что согласно информации, представленной на официальном сайте Beckman Coulter, на территории РФ имеется 10 авторизированных дистрибьюторов помимо указанного представителем подателя жалобы по доверенности Никитина Д.А. - ООО "Бекмен культер".
Учитывая вышеизложенное, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что аукционная документация не содержит указания на наименование производителя, что соответствует требованиям статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Довод подателя жалобы о том, что аукционная документация содержит требования, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа путём объединения товаров функционально и технологически не связанных в один лот, является обоснованным по следующим основаниям.
Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов (часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).
В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Антимонопольные требования к торгам закреплены в статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). При проведении торгов запрещаются действия, которые проводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировании такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
При этом, необходимо принимать во внимание, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно извещению предметом контракта является на поставку с доставкой реагентов и расходных материалов для лабораторных исследований. Между тем, техническое задание документации об открытом аукционе содержит требования о поставке товара (реагентов и расходных материалов), определенного техническим заданием.
Согласно пояснениям представителя заказчика по доверенности Востриковой Ю.В., расходные материалы к анализаторам AU, AU 680, IMMULITE 2000, определенные техническим заданием аукционной документации к поставке, не являются взаимозаменяемыми.
На основании вышеизложенного, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что реагенты и расходные материалы, определенные заказчиком к поставке, являются неоднородными, имеющими различное значение, технически и функционально не связанных между собой, не взаимозаменяемые, следовательно, объединение в один лот расходных материалов к различным анализаторам приводит к ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
К участию в торгах будет ограничен доступ потенциальных участников, не обладающих возможностью одновременно поставить расходные материалы для анализаторов, определённых заказчиком в аукционной документации.
Не допускается объединять в один лот товары (работы, услуги), к поставщикам (исполнителям) которых, а также к самим товарам (работам, услугам) законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования. Формирование лотов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников торгов по реализации их права на участие в торгах.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что действия заказчика, выразившиеся во включении в один лот функционально не связанных между собой товаров, нарушают требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.41, 3.42 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Остеолаб" обоснованной.
2. Признать заказчика МБУЗ "Родильный дом N 4" нарушившим требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Н.А. Яхонтова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 января 2014 г. N 57
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2014