Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2013 г. N 1403
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СеверСтрой" на действия муниципального заказчика - Администрации Большеулуйского района Красноярского края (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме "Право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 95 мест, по адресу: Большеулуйский район, с. Большой Улуй, ул. Революции, N 5" (далее - аукцион в электронной форме), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю 16.12.2013 поступила жалоба ООО "СеверСтрой" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300168113000087.
Существо жалобы: документация об открытом аукционе в электронной форме составлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 указанного Закона.
В адреса заказчика, оператора электронной площадки, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы и заказчик не обеспечили. До момента рассмотрения жалобы в адрес Красноярского УФАС России от заказчика поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя (вх. N 24881 от 20.12.2013).
Из существа жалобы следует, что 27.11.2013 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме. По мнению подателя жалобы, документация об аукционе в электронной форме составлена с нарушениями Закона о размещении заказов по следующим основаниям.
Во-первых, в инструкции по заполнению первой части заявки, содержащейся в аукционной документации, заказчиком указано следующее: если участник размещения заказа предлагает товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, то необходимо предоставить в составе заявки товарный знак (его словесное обозначение, торговое наименование, марку модель, серию) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели (необходимо указать наименование предлагаемого товара, его полную комплектацию, точные технические характеристики, точные сроки гарантии на предлагаемый товар, объем гарантий) этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, комплект товаров. По сведениям подателя жалобы, в содержании части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов отсутствуют обязательные требования на указание в первой части заявки таких сведений о товаре, как "полная комплектация товара, точные сроки гарантии на предлагаемый товар, объем гарантий товара", которые требует Заказчик в инструкции по заполнению первой части заявки. Таким образом, участник размещения заказа не может при подготовке заявки определить, чем ему руководствоваться: требованиями инструкции по заполнению первой части заявки, противоречащей части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов или частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Во-вторых, по мнению подателя жалобы, в аукционной документации отсутствует перечень материалов, в соответствии с которым участник размещения заказа должен указать конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом аукциона. Техническое задание содержит только перечень работ, являющихся предметом заказа, и основные требования при производстве строительно-монтажных работ. Из-за отсутствия перечня товаров (материалов), с использованием которых будут выполняться работы, участник размещения заказа не может однозначно, недвусмысленно определить, какие позиции Технического задания предполагают только выполнение работ (без материала), а какие - предполагают также использование материалов (товаров) и представление сведений о них в составе первой части заявки на участие в аукционе.
На вышеприведенные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены нижеследующие возражения.
По мнению заказчика, приведенная инструкция по заполнению первой части заявки, подаваемой на участие в аукционе в электронной форме, которая содержится в аукционной документации, не противоречит части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Также заказчик отмечает, что при подготовке технического задания аукционной документации он руководствовался проектной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы за N 24-1-5-0246-12 от 28.05.2012.
Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
Заказчиком, в связи с возникшей потребностью, были совершены действия по размещению заказа путем проведения аукциона в электронной форме "Право заключения муниципального контракта на строительство детского сада на 95 мест, по адресу: Большеулуйский район, с. Большой Улуй, ул. Революции, N 5".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать следующие сведения:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Исследовав раздел 9 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" аукционной документации Комиссией было установлено, что в нем содержится следующая инструкция по заполнению первой части заявки:
В первой части заявки Участник размещения заказа должен в произвольной форме выразить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с пунктом 9.1.1 и 9.1.2 аукционной документации.
По тем позициям технического задания, которые изначально имеют товарный знак (его словесное обозначение, торговое наименование, марку модель, серию):
Если участник размещения заказа предлагает товар, товарный знак которого (его словесное обозначение, торговое наименование, марка модель, серия) совпадает с товарным знаком, указанным в документации, то участник предоставляет согласие участника размещения заказа на поставку товара (электронный документ, в котором участник выражает согласие на поставку товара в соответствии с требованиями документации об аукционе в электронной форме (технического задания)).
Если участник размещения заказа предлагает товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, то необходимо предоставить в составе заявки товарный знак (его словесное обозначение, торговое наименование, марку модель, серию) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели (необходимо указать наименование предлагаемого товара, его полную комплектацию, точные технические характеристики, точные сроки гарантии на предлагаемый товар, объем гарантий) этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, комплект товаров.
По тем позициям технического задания, которые изначально имеют только технические характеристики без указания товарного знака (его словесного обозначения, торгового наименования, марки модели, серии), участник размещения заказа предоставляет конкретные показатели (необходимо указать наименование предлагаемого товара, его полную комплектацию, точные технические характеристики, точные сроки гарантии на предлагаемый товар, объем гарантий).
Комиссия отмечает, что часть 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов не устанавливает обязательных требований к указанию в первой части заявки участником размещения заказа сведений о полной комплектации товаров, о точных сроках их гарантий, об объеме гарантий на товары, с использованием которых будут выполняться работы, являющиеся предметом заказа.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что установление заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки, содержащейся в разделе 9 аукционной документации, в качестве требования к содержанию первой части заявки участника размещения заказа указания сведений о полной комплектации товаров, о точных сроках их гарантий, об объеме гарантий на них является необоснованным и нарушает требования, установленные пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Изучив техническое задание, являющееся приложением N 1 к аукционной документации, Комиссией были установлены следующие материалы (товары), с использованием которых будут производиться выполнение работ, являющихся предметом заказа:
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
Приме-чание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 8. Кровля | ||||
42 |
Утепление покрытий плитами из минеральной ваты или перлита на битумной мастике в один слой (Флекси-Баттс) |
100 м2 утепляемого покрытия |
12,402 |
|
47 |
Ветрозащитная пленка Изоспан А или эквивалент |
м2 |
1364 |
|
52 |
Пароизоляция Изоспан В или эквивалент |
м2 |
1364 |
|
Раздел 9. Внутренняя отделка помещений | ||||
66 |
Грунтовка "Тифенгрунд", КНАУФ или эквивалент |
кг |
329 |
|
68 |
Окраска поливинилацетатными водоэмульсионными составами улучшенная по штукатурке потолков ВД-АК "Радуга 217" ( или эквивалент) |
100 м2 окрашиваемой поверхности |
4,3831 |
|
71 |
Плитки "Унипрок" или эквивалент |
м2 |
54,76 |
|
74 |
Грунтовка "Тифенгрунд", КНАУФ или эквивалент |
кг |
577,2 |
|
81 |
Плитки "Унипрок" или эквивалент |
м2 |
362,1 |
|
Раздел 10. Полы | ||||
87 |
Устройство покрытий на цементном растворе из плиток керамических для полов одноцветных с красителем ("Шахтинская керамическая плитка" или эквивалент) |
100 м2 покрытия |
4,2707 |
|
92 |
Устройство покрытий на цементном растворе из плиток керамогранитных ("Моноколор" или эквивалент) |
100 м2 покрытия |
7,7182 |
|
103 |
Устройство тепло- и звукоизоляции сплошной из плит или матов минераловатных или стекловолокнистых (Пеноплекс или эквивалент) |
100 м2 изолируемой поверхности |
1,2707 |
|
Раздел 12. Фундаменты | ||||
164 |
Гидроизоляция боковая обмазочная битумная в 2 слоя по выровненной поверхности бутовой кладки, кирпичу, бетону ("Технониколь N1" или эквивалент) |
100 м2 изолируемой поверхности |
5,2293 |
|
207 |
Вилла Дрейн 8 Гео -профилированная дренажная мембрана из ПЭВП с геотекстилем или эквивалент |
м2 |
301,3 |
|
Раздел 14. Кровля | ||||
336 |
Антисептик-антипирен "ПИРИЛАКС 3000" для древесины или эквивалент |
кг |
413,3 |
|
Раздел 19. Узел управления | ||||
908 |
Рулонные утеплители URSA М-11Ф (50*18000*1200) (фольгированный) или эквивалент |
м3 |
2,5 |
|
910 |
Мастика термостойкая антикоррозийная Вектор (в комплекте катализатор для мастики Вектор) или эквивалент |
кг |
0,7868 |
|
Раздел 24. Вентиляция | ||||
1043 |
Теплоогнезащитное покрытие - Изовент или эквивалент |
м2 |
52,9 |
|
Раздел 50. МАФ | ||||
1980 |
Качалка-балансир "Зайка" |
шт |
3 |
|
1982 |
Карусель (код 0508) |
шт |
5 |
|
1984 |
Горка "Локомотив" (код 0941) |
шт |
3 |
|
1985 |
Песочница (код 0203) |
шт |
6 |
|
1986 |
Игровое устройство деревянное "Пароплан" |
шт |
1 |
|
1987 |
Качели с доской, каркас металлический, сиденье деревянное |
шт |
5 |
|
1989 |
Бум из лесенок, (Переход "Дуга") |
шт |
3 |
|
1991 |
Игровой столик "Ромашка" |
шт |
6 |
|
1992 |
Бум "Ящерица" |
шт |
2 |
|
1994 |
Бум "Жук" |
шт |
1 |
|
1996 |
Качели балансирующие тройные (код0506) |
шт |
1 |
|
1998 |
Качели с жесткой подвеской двойные (код0504) |
шт |
1 |
|
2000 |
Лабиринт (код 0712) |
шт |
1 |
|
2002 |
Воротики (код 0710) |
шт |
1 |
|
2003 |
Скамья (код 0603) |
шт |
21 |
|
2004 |
Мусоросборник (урна) |
шт |
6 |
|
В результате изучения совокупности сведений аукционной документации Комиссией не было установлено требовании к качеству, техническим характеристикам вышеперечисленных товаров (материалов), требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) вышеперечисленных товаров (материалов), требования к размерам, упаковке, отгрузке вышеуказанных товаров (материалов) и иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товаров потребностям заказчика. При этом аукционная документация не содержит максимальных и (или) минимальных показателей, с помощью которых участник размещения заказа имел бы возможность определить соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемых к использованию при выполнении работ, являющихся предметом заказа, вышеуказанных товаров (материалов).
Таким образом, отсутствие в аукционной документации вышеуказанных требований для вышеперечисленных в таблице товаров (материалов), использование которых предполагается заказчиком при выполнении исполнителем работ, являющихся предметом заказа, вводит в заблуждение участника размещения заказа, в связи с чем он не имеет возможности определить соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемых к использованию при выполнении работ, являющихся предметом заказа, вышеуказанных товаров (материалов), что является нарушением требований пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
В результате проведения внеплановой проверки размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме на предмет соответствия требованиям Закона о размещении заказов, Комиссией было установлено, что в аукционной документации отсутствует перечень видов работ, на которые при составлении второй части заявки участник размещения заказа должен иметь действующее свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулирующей организацией (далее - допуск СРО), в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ).
В результате изучения раздела 9 аукционной документации Комиссией было установлено, что заказчиком были установлены следующие требования к составу второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
- копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов: наличие действующего свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулирующей организацией - приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ, определенные Приказом Минрегионразвития, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Комиссией установлено, что в проекте муниципального контракта не предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы, являющиеся предметом контракта, лично, в связи с чем подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик будет выступать в роли генерального подрядчика.
Исходя из вышеизложенного участнику размещения заказа необходимо в составе второй части заявки представить допуск СРО, в том числе, и на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ.
Вместе с тем Комиссией установлено, что при отсутствии в аукционной документации перечисления заказчиком видов работ, на которые участники размещения заказа должны предоставить допуски СРО, участники размещения заказа вводятся в заблуждение, так как при формировании заявки, подаваемой на участие в аукционе в электронной форме, должны самостоятельно определять виды работ, требующие допуска СРО, в связи с чем они не имеют возможности определить соответствие предоставляемых видов работ, указанных в предлагаемых ими допусках СРО, с видами работ допуска СРО, которые необходимы заказчику.
Исходя из вышеизложенного, отсутствие в аукционной документации перечисления заказчиком видов работ, на которые участники размещения заказа должны предоставить допуски СРО в составе вторых частей заявок, подаваемых на участие в аукционе в электронной форме, является нарушением пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемой документации об аукционе в электронной форме и в действиях заказчика содержатся нарушения требований статьи 41.6 Закона о размещении заказов, действиями заказчика нарушены права и законные интересы участников размещения заказа.
На основании изложенного, в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки и руководствуясь, частями 4, 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "СеверСтрой" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа путем внесения изменений в документацию об аукционе в электронной форме на основании выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Передать материалы по жалобе ООО "СеверСтрой" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2013 г. N 1403
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2013