Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 декабря 2013 г. N 1417
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия по рассмотрения жалоб) в составе: председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - главный специалист-эксперт Н.А. Яхонтова, специалист - эксперт правового отдела Зинкеев П.М., рассмотрев жалобу МП ГК "Школьный комбинат питания N 38" на действия заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 121", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 85", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5", уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска при проведении открытого конкурса "Совместный открытый конкурс на оказание услуг по организации горячего питания учащихся в МБОУ СОШ N 121, МБОУ СОШ N 85, МБОУ СОШ N 5 Советского района города Красноярска в 2014 году у субъектов малого предпринимательства", реестровый номер торгов - 0119300019813003120, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба МП ГК "Школьный комбинат питания N 38" на действия заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 121", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 85", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска при проведении открытого конкурса "Совместный открытый конкурс на оказание услуг по организации горячего питания учащихся в МБОУ СОШ N 121, МБОУ СОШ N 85, МБОУ СОШ N 5 Советского района города Красноярска в 2014 году у субъектов малого предпринимательства" (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация открытого конкурса составлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Жалоба подана в управление в срок, установленный статьей 57 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес подателя жалобы - МП ГК "Школьный комбинат питания N 38" (далее - податель жалобы), заказчиков - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 121", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 85", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" (далее - заказчики), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска (далее - уполномоченный орган) были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
На заседание комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представитель подателя жалобы по доверенности N 50 от 17.12.2013 года Косогорова Н.В.;
- представитель подателя жалобы по доверенности N 52 от 19.12.2013 года Шевякова Е.Н.;
- представитель подателя жалобы по доверенности N 53 от 19.12.2013 года Шульга Р.А.;
- представитель уполномоченного органа по доверенности N 1 от 10.01.2013 года Лузан Н.Ф.
Из содержания жалобы следует, документация открытого конкурса составлена с нарушениями требований Закона о размещении заказов, а именно: незаконное размещение заказа у субъектов малого предпринимательства, что повлекло ограничение число участников торгов.
Представители подателя жалобы доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, указав, что в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы "О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ в частности размещения заказов у субъектов малого предпринимательства" от 20.08.2009 размер не менее чем десять и не более чем 20 процентов общего годового объёма поставок рассчитывается об общего объёма заказов, размещённых заказчиком в течение года (с 01 января по 31 декабря) и соответствующих перечню товаров, работ, услуг, установленными Правительством Российской Федерации для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.
По состоянию на 13.12.2013 года заказчиком МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 85" в период с 01.01.2013 года по 13.12.2013 года было размещено заказов на общую сумму 13 386 210 руб., в том числе сумма заказов, размещенных у единственного поставщика, составляет 11 115140 руб.
Таким образом, максимальная сумма, разрешенная к размещению у субъектов малого предпринимательства для данного заказчика, не должна превышать 454 214 руб.
Согласно конкурсной документации, начальная (максимальная) цена контракта по данному заказу составляет 1 310 332, 10 руб., что превышает максимальную сумму, разрешённую к размещению у субъектов малого предпринимательства для данного заказчика в соответствии с действующим законодательством, следовательно, ограничение в виде "только для субъектов малого предпринимательства" при размещении данного заказа применяется необоснованно.
Представители заказчиков - директор МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 85" Сафронова Л.М., директор МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" Акачутина О.А. и директор МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 121" Чипура С.В. представили письменный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной, поскольку согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик обязан разместить закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объёма закупок. Денежные средства на эти цели предусмотрены в муниципальном бюджете на 2014 год.
Представитель уполномоченного органа Лузан Н.Ф. пояснила, что открытый конкурс проводится на оказание услуг по организации горячего питания учащихся в 2014 году, финансирование на эти цели предусмотрены бюджетом 2014 года, поэтому расчёт, приведённый подателем жалобы, является необоснованным.
Комиссия Красноярского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав пояснение лиц, присутствующих при рассмотрении жалобы, рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства в соответствии с которыми жалоба МП ГК "Школьный комбинат питания N 38" признана необоснованной.
Заказчиками, уполномоченным органом совершены действия по размещению заказа путем проведения открытого конкурса "Совместный открытый конкурс на оказание услуг по организации горячего питания учащихся в МБОУ СОШ N 121, МБОУ СОШ N 85, МБОУ СОШ N 5 Советского района города Красноярска в 2014 году у субъектов малого предпринимательства".
Законом о размещении заказов установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказа должно осуществляться преимущественно путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о размещении заказов под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты, а в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства государственные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.
Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень N 642).
Из анализа приведенных норм следует, что государственный заказчик самостоятельно выбирает одну или несколько позиций из Перечня N 642, способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок) и устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), которые не должны превышать значений, установленных частью 1.1 статьи 15 Закона о размещении заказов, для начальных (максимальных) цен контракта (цен лотов). При размещении заказа должны быть соблюдены следующие требования: в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе должна содержаться информация о том, что участниками таких торгов, запроса котировок могут являться только субъекты малого предпринимательства.
Как следует из конкурсной документации, размещение заказа путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по организации горячего питания учащихся в МБОУ СОШ N 121, МБОУ СОШ N 85, МБОУ СОШ N 5 Советского района города Красноярска в 2014 году проводилось среди субъектов малого предпринимательства.
Комиссией Красноярского УФАС России принят во внимание расчёт размещённых заказов за период 2013 года, приведённый подателем жалобы, однако указанный расчёт комиссия Красноярского УФАС России посчитала не применяемым к размещению заказа на 2014 год, поскольку расчёт в соответствии с действующим законодательством рассчитывается об общего объёма заказов, размещённых заказчиком в течение года, то есть с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года.
Таким образом, комиссией Красноярского УФАС России установлено, что размещение заказа проводится на оказание услуг в 2014 году.
Ввиду вышеизложенного, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что размещения заказа путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по организации горячего питания учащихся в МБОУ СОШ N 121, МБОУ СОШ N 85, МБОУ СОШ N 5 Советского района города Красноярска в 2014 году проводимое среди субъектов малого предпринимательства не нарушает требования действующего законодательства.
Помимо изложенного, в ходе проведения внеплановой проверки комиссией Красноярск УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частями 10, 14, 15 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десять дней со дня подписания протокола, указанного в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона. При проведении конкурса на право заключить контракт, начальная (максимальная) цена которого превышает пятьдесят миллионов рублей, либо на право заключить контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ такой срок не может превышать тридцать дней со дня подписания указанного протокола.
Согласно части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
В силу части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
В ходе изучения конкурсной документации, комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в пункте 24. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе определено следующее: для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявке на участие в конкурсе, единая конкурсная комиссия, аукционная, котировочная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки по цене договора и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются: цена договора - 80 %, качество оказываемых услуг - 20 %, в том числе: опыт работы участника размещения заказа по организации питания в образовательные учреждения (лет); количество человек, необходимое для оказания услуг являющихся предметом договоров: общее количество, в том числе по профессиям (чел).
Учитывая вышеизложенное, установление в конкурсной документации такого подкритерия оценки, как "количество человек, необходимое для оказания услуг являющихся предметом договоров: общее количество, в том числе по профессиям (чел)" не является, по мнению комиссии Красноярского УФАС России, критерием отображаемым критерий качества в отсутствии какого - либо разумного предела количества человек, необходимого для оказания услуг.
Также комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что указанный выше подкритерий состоит как из качественного - "в том числе по профессиям (чел)", так и количественного "количество человек, необходимое для оказания услуг являющихся предметом договоров: общее количество_" показателя, что влечёт нарушение требований статьи 28 Закона о размещении заказов, поскольку установление в одном критерии качественного и количественного подкритериев недопустимо, поскольку не позволяет провести оценку по таким подкритериям.
На основании вышеизложенного, комиссия Красноярского УФАС России установила, что установленные вышеуказанные критерии оценки не соответствуют требованиям Закона о размещении заказов и является нарушением статьи 22 и статьи 28 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 6 статьи 60, частями 4, 5, 9 статьи 17 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 14 ноября 2007 года N 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу МП ГК "Школьный комбинат питания N 38" необоснованной.
2. Признать заказчиков - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 121", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 85" и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" нарушившими требования статьи 22 и статьи 28 Федерального Закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчикам - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 121", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 85" и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчиков - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 121", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 85" и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5".
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Н.А. Яхонтова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 декабря 2013 г. N 1417
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2013