Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 декабря 2013 г. N 1062
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.
специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
В присутствии представителей: от государственного заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СК" - Пановой СВ., Измалковой И.В.;
от ООО "Дом" - представители не прибыли;
от ООО "Санрайз" - представители не прибыли;
от ООО "Аркада" - представители не прибыли.
Рассмотрев жалобы, ООО "Дом" и ООО "Санрайз" и ООО "Аркада" на действия государственного заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СК" по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100006113000115 на выполнение работ по "Капитальному ремонту части зданий и сооружений Минераловодского подразделения Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Пятигорске",
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "Дом" и ООО "Санрайз" и ООО "Аркада" на действия государственного заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СК" по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100006113000115 на выполнение работ по "Капитальному ремонту части зданий и сооружений Минераловодского подразделения Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Пятигорске".
По мнению заявителей жалоб, аукционная документация сформирована с нарушением законодательства о размещении заказов.
Представители заказчика представили письменные объяснения, в которых указали, что аукционная документация сформирована в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, и не нарушает законных прав потенциальных участников размещения заказа.
Комиссия выслушав, доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя внеплановую проверку открытого аукциона в электронной форме N 0321100006113000115, установила следующее:
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СК" Извещением было объявлено размещение заказа на выполнение работ по "Капитальному ремонту части зданий и сооружений Минераловодского подразделения Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Пятигорске".
Информация о размещении заказа была размещена на официальном сайте в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.
Воспользовавшись своим правом ООО "Дом" и ООО "Санрайз" и ООО "Аркада" обжаловали действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Пятигорске", по формированию и утверждению аукционной документации в Ставропольское УФАС России.
После исследования предоставленных на рассмотрение дела заказчиком документов, Ставропольским УФАС России принято решение признать жалобы ООО "Дом" обоснованной, ООО "Санрайз" и ООО "Аркада" необоснованными по следующему основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов целью данного закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Как следует из аукционной документации предметом аукциона является выполнение работ по "Капитальному ремонту.
В ходе проведения проверки по жалобе ООО "Дом" Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что в состав аукциона включены не связанные технологически и функционально с предметом аукциона товары и работы, а именно: наряду с работ по "Капитальному ремонту предусмотрена поставка оборудования не связанного с ремонтом: пункт 37 плита газовая, пункт 39 телефонный аппарат, пункт 40 приемник, пункт 181 манометр
Целями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона "135-ФЗ),
Закон о размещении заказов является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе для реализации принципа части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов расширение участия физических и юридических лиц в размещении заказов. Правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
Антимонопольные требования к торгам установлены в статье 17 Закона о защите конкуренции. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (часть 3 статьи 17).
Исходя из буквального и смыслового толкования вышеперечисленных нормативных положений, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень нарушений, перечисленный в статье 17 Закона N 135-ФЗ, не является исчерпывающим и для квалификации действий по организации и проведению торгов (аукционов) как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
Законом о размещении заказов не определен порядок формирования лотов. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов (части 2.1 и 3 статьи 10). При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), допускается также возможность объединения в составе одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой, если такое формирование лота не противоречит положениям статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В рассматриваемой жалобе предметом аукциона явилось выполнение работ по "Капитальному ремонту и поставка товаров, которые функционально и технологически не связаны между собой.
Так же, частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При таких обстоятельствах в действиях ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СК" при формированию аукционной документации установлено нарушение части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Жалобы ООО "Санрайз" и ООО "Аркада" не нашли своего подтверждения, поскольку аукционная документация в части доводов заявителей не противоречит требованиям законодательства о размещении заказов.
В части 6 статьи 17 Закона о размещении заказов сказано, при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе - выдать заказчику, аукционной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4, 5 статьи 57, и на основании статьи 17, статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дом" на действия государственного заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СК" по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100006113000115 на выполнение работ по "Капитальному ремонту части зданий и сооружений Минераловодского подразделения Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Пятигорске" - обоснованной.
2. Признать жалобы ООО "Санрайз" и ООО "Аркада" на действия государственного заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СК" по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100006113000115 на выполнение работ по "Капитальному ремонту части зданий и сооружений Минераловодского подразделения Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в городе Пятигорске" - необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки проведённой в соответствии со статьёй 17 Закона о размещении заказов, признать действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СК" при формировании аукционной документации нарушившим требования части 3.1 статьи 34.
3. Государственному заказчику ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СК", по результатам проведённой в соответствии со статьёй 17 Закона о размещении заказов проверки выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса, о привлечении должностного лица допустившего нарушение требований Закона о размещении заказов к административной ответственности
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
С.Р. Хамирзов
И.Ю. Неботова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 декабря 2013 г. N 1062
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2013