Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 декабря 2013 г. N 1059
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Г.В. Золиной,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколов Е.А.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от МКУ "Центр организационно-методического обеспечения Кировского муниципального района СК" - Молявичко О.В.;
от ООО фирма "Ставремстрой" - Полтевой С.В.
Рассмотрев жалобу, ООО фирма "Ставремстрой" на действия муниципального заказчика - МКУ "Центр организационно-методического обеспечения Кировского муниципального района СК", по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N 0321300221913000008 на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в ст.Зольской, Зона отдыха, Кировского района",
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО фирма "Ставремстрой" на действия муниципального заказчика - МКУ "Центр организационно-методического обеспечения Кировского муниципального района СК", по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N 0321300221913000008 на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в ст. Зольской, Зона отдыха, Кировского района".
Заявитель считает, что действия заказчика в части размещения документации аукциона нарушают требования Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Представитель заказчика поддержала доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, устно пояснил, что аукционная документация сформирована согласно требованиям законодательства о размещении заказов и не ограничивает права потенциальных участников размещения заказа для подачи заявок.
Комиссия выслушав, доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя внеплановую проверку открытого аукциона в электронной форме N 0321300221913000008, установила следующее:
1. МКУ "Центр организационно-методического обеспечения Кировского муниципального района СК" Извещением объявило размещение заказа на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в ст. Зольской, Зона отдыха, Кировского района".
Информация о размещении заказа была размещена не официальном сайте в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.
Частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов установлено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В соответствии с частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии в случае, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
Вместе с тем документация о торгах, составленная с нарушением требований Закона о размещении заказов, может содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных Законом о размещении заказов требований, как к участнику размещения заказа, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе.
Учитывая вышеизложенное, воспользовавшись своим правом ООО фирма "Ставремстрой" обжаловали действия МКУ "Центр организационно-методического обеспечения Кировского муниципального района СК", по формированию и утверждению аукционной документации в Ставропольское УФАС России.
После исследования предоставленных на рассмотрение дела заказчиком документов, Ставропольским УФАС России принято решение признать жалобу ООО фирма "Ставремстрой" не обоснованной по следующему основанию.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
В своей жалобе ООО фирма "Ставремстрой" указывает, что по состоянию на 02.12.2013 г. аукцион не обеспечен финансированием из федерального бюджета, что подтверждается действующим Постановлением Правительства СК от 6 мая 2013 г. N170-п о распределении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов СК на 2013-2015 г.
Комиссия Ставропольского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов считает довод заявителя жалобы несостоятельным, так как заказчиком в материалы дела предоставлено Постановление Правительства Ставропольского края от 29.11.2013 г. N450-п о внесении изменений в распределение субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов СК на 2013-2015 г., согласно которого в перечень муниципальных районов включен Кировский муниципальный район (строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в ст. Зольской, Зона отдыха, Кировского района) в рамках краевой целевой программы.
Как пояснил представитель заказчика на основании данного постановления между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и администрацией Кировского муниципального района Ставропольского края заключено Соглашении от 09 декабря 2013 года N 751/33 о предоставлении субсидии на строительство объекта "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в ст. Зольской, Зона отдыха, Кировского района".
Комиссия Ставропольского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, считает доводы заявителя жалобы об объединении заказчиком в один аукцион двух разных (по мнению ООО фирма "Ставремстрой") видов работ незаконно и приводи к ограничению количества участников размещения заказа несостоятельным.
Согласно части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация о торгах не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряда работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации).
Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11, части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно требованиям части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация, об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Предметом спорного аукциона является "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в ст. Зольской, Зона отдыха, Кировского района". Данный объект является имущественным комплексом, предназначенный для реализации общеобразовательных программ дошкольного образования, который должен соответствовать требованиям предъявляемых к освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, пожарной безопасности и др. Данные виды работ технологически или функционально связаны со строительными работами.
Указанные в аукционной документации в том числе - локально - сметных расчетах, работы, являющиеся предметом открытого аукциона имеют функциональную связь между собой, поскольку будут использоваться в имущественном комплексе, предназначенном для организации дошкольного образования.
Комиссия Ставропольского УФАС России считает довод заявителя жалобы ООО фирма "Ставремстрой" об ограничении количества участников размещения заказов не подлежащим удовлетворению, в связи с тем, что представителем заказчика в материалы дела был представлен протокол рассмотрения первых частей заявок, из которого видно, что на участив в аукционе, поступило 7 аукционных заявок, которые по результатам рассмотрения были допущены к аукциону.
При таких обстоятельствах, при оценке доводов заявителя жалобы, в части ограничении количества участников размещения заказа путем установления заказчиком в документации незаконных требований, нарушений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не установлено, поскольку на участие в аукционе поступило 7 заявок.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
То есть участники размещения заказа, подавшие аукционные заявки были ознакомлены с требование аукционной документации и подали заявки без возникновения вопросов по требованиям аукционной документации.
Заказчиком в аукционную документацию включены все локально-сметные расчеты, являющиеся приложением к проектной документации, в которых указаны все виды, объемы и стоимости работ являющихся предметом открытого аукциона, и получившие положительное заключение в Ростовском филиале федерального автономного учреждения "Главгосэкспертиза России" 08 ноября 2013 г. N811-13/РГЭ-2581/05.
Следует отметить тот факт, что заявителем жалобы в материалы дела не представлено ни одного доказательства, о том, что аукционная документация размещаемого заказа свидетельствует об ограничении права на подачу заявки заявителя для участия в аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ N51-ФЗ от 30 ноября 1994 года Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Кроме того, комиссией установлено, что в аукционной документации установлены требования к товару в целях реализации потребностей заказчика в соответствии со статьей 34 Закона о размещении заказов, а сведения, запрещенные к указанию в силу требований законодательства о размещении заказов в документации - отсутствуют.
При таких обстоятельствах, в действиях МКУ "Центр организационно-методического обеспечения Кировского муниципального района СК" при формировании аукционной документации на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в ст. Зольской, Зона отдыха, Кировского района" нарушений законодательства о размещении заказов не установлено.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4, 5 статьи 57, и на основании статьи 17, статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО фирма "Ставремстрой" на действия муниципального заказчика - МКУ "Центр организационно-методического обеспечения Кировского муниципального района СК", по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона электронной форме N 0321300221913000008 на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в ст. Зольской, Зона отдыха, Кировского района" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Н.Г. Дацко
Е.А. Соколов
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 декабря 2013 г. N 1059
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2013