Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 декабря 2013 г. N 338
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: |
Е.В. Гуринович |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
Д.И. Левченко |
- ведущий специалист - эксперт отдела контроля за размещением заказов; |
|
Е.А. Свечникова |
- специалист - эксперт отдела контроля за размещением заказов; |
в присутствии представителей:
от заказчика (Администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края):
- Шадрин Александр Павлович - глава сельского поселения;
- Пикалов Михаил Вениаминович - представитель по доверенности;
от ООО "Росстрой":
- не явились, уведомлены надлежаще;
от ООО "ВостокАвтоГаз"
- Плут Ольга Александровна - представитель по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Росстрой" и материалы дела N 7-1/500, на действия муниципального заказчика Администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Газопровод природного газа в с. Мичуринское, с Виноградовка Хабаровского муниципального района" (извещение N0122300002113000001),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте сети Интернет: www.zakupki.gov.ru 12.09.2013 (извещения N0122300002113000001).
Оператор электронной площадки - ЗАО "Сбербанк автоматизированная система торгов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 139 998 400 (сто тридцать девять миллионов девятьсот девяносто восемь тысяч четыреста) рублей.
Источник финансирования - средства бюджетов различных уровней.
Срок окончания приема аукционных заявок - 10.10.2013, 09 часов 00 минут.
25 сентября, 04 октября, 11 ноября 2013 в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и аукционную документацию внесены изменения. Срок окончания приема аукционных заявок, согласно извещению в последней редакции - 28.11.2013 в 17 часов 00 минут.
02.10.2013, 04.10.2013, 24.10.2013, 20.11.2013, 24.11.2013 муниципальным заказчиком опубликованы разъяснения положений аукционной документации на официальном сайте сети Интернет по поступившим запросам от участников размещения заказа.
На момент окончания срока подачи заявок поступило одно предложение от участника размещения заказа. Аукционная комиссия, рассмотрев первую часть заявки (протокол от 29.11.2013), приняла решение допустить к участию в торгах заявку единственного участника размещения заказа. Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.
29 ноября 2013 года аукционная комиссия подвела итоги открытого аукциона в электронной форме и приняла решение о соответствии требованиям аукционной документации второй части заявки единственного участника размещения заказа. Победителем признано ООО "ВостокАвтоГаз".
04 декабря 2013 года в адрес Хабаровского УФАС России поступила жалоба ООО "Рострой".
Дата отправки жалобы считается 27 ноября 2013 года, согласно штампу на конверте почтового отправления.
Суть жалобы заявителя сводится к следующим доводам:
1. Согласно предписанию УФАС по Хабаровскому краю N 68 от 01.11.2013 заказчику было предписано:
Исключить требования о предоставлении следующих документов:
Действующая аттестованная технология сварки.
Аттестация сварочного оборудования.
Аттестованные специалисты сварочного производства.
Аттестованный персонал в области промышленной безопасности: ИТР и рабочие.
Наличие аттестованной лаборатории (либо договор со специализированной организацией)
Полагают, что заказчиком не устранены вышеуказанные нарушения, о чем свидетельствует пункт 5.1 проекта муниципального контракта.
Более того, заказчиком не даны разъяснения положений аукционной документации в соответствии с частью 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов согласно поданному запросу.
2. Считают, что заказчиком не установлен конкретный источник финансирования в силу пункта 6 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Указывают, что заказчиком указаны отличные места выполнения заявленных работ согласно извещению и пункту 2 Информационной карты.
4. Считают, что заказчиком не установлено требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
5. Считают, что заказчик, установив условие об отсутствии возможности привлечения субподрядных организаций, ограничил количество участников данного аукциона.
6. Указывают, что в документации указаны противоречивые сроки выполнения заявленных работ.
7. Считают, что заказчиком не определен объем выполнения заявленных работ.
8. Полагают, что в документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении указанных товаров (материалов) не указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
9. В соответствии с частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
От заказчика своевременно поступили затребованные документы, по сути поданной жалобы поясняют следующее:
1. Предписание Хабаровского УФАС России исполнено в полном объеме.
2. Законом не предусмотрена степень детализации такого указания: бюджетный уровень, раздел, лицевой счет, код и прочее.
3. В первом извещении указано место приемки выполненных работ ("место поставки товара"), а в документации - место выполнения работ по существу. Указанный выше адрес и место не являются различными, а относятся друг к другу как частное к общему.
4. В случае отсутствия возможности привлечения субподрядных организаций, требование о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства считают незаконным.
5. Поясняют, что требования исполнить муниципальный контракт самостоятельно, равно как и требования об исполнении его в установленный срок, с надлежащим качеством и т.п. не является специальным и дополнительным требованием к участнику размещения заказа, а регулируется нормами ГК РФ.
6. Положение документации о трехмесячном сроке выполнения работ устанавливает только срок окончания этих работ. Данное положение не означает, как на то указывает Заявитель, что Подрядчик должен приступить к работам немедленно.
7. Информация об объемах выполнения работ содержится в проектной и сметной документации, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации.
8. В документации об открытом аукционе указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
9. Приложение 2 не устанавливает форму заявки на участие в аукционе. Предлагаемое к подписанию участником размещения заказа Согласие на соблюдение требований проекта и законодательства полностью соответствует положению части 4 ст.41.8 Закона о размещении заказов. Обязательство предоставить аттестационную документацию и обеспечить надлежащую безопасность и качество работ является не дополнительным требованием к участнику размещения заказа, а требованием к безопасности и качеству самих работ. При этом данное условие актуально при исполнении муниципального контракта, а не при определении победителя аукциона.
На рассмотрении материалов дела представитель ООО "ВостокАвтоГаз" посчитал доводы, указанные в жалобе, необоснованными.
Дополнительно пояснил, что указанные заявителем обстоятельства никаким образом не ограничили ООО "ВостокАвтоГаз" в подаче заявки на участие в данном аукционе.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Хабаровским УФАС России на основании своего решения от 01.11.2013 N 277 по делу N 7-1/427, о нарушении аукционной комиссией уполномоченного органа администрацией Николаевского муниципального района, требований Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Газопровод природного газа в с. Мичуринское, с Виноградовка Хабаровского муниципального района" (извещение N 0122300002113000001) выдано предписание от 01.11.2013 N68 в котором в соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов указаны конкретные действия с целью устранения указанных нарушений.
Муниципальным заказчиком устранены выявленные нарушения в полном объеме, о чем свидетельствует представленное уведомление об устранении данных нарушений от 14.11.2013 N1473/1-30, а также опубликованная с внесенными изменениями документация об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте сети Интернет: www.zakupki.gov.ru.
Разъяснения положений аукционной документации, поступившие от участников размещения заказа, опубликованы на официальном сайте сети Интернет.
В данной части жалоба не находит своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе информацию об источнике финансирования заказа - пункт 6 части 3 статьи 41.6.
Заказчиком в п. 7.1 Документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что заказ финансируется из бюджетов разных уровней.
Обществом в жалобе не пояснено, каким образом не указание конкретных источников финансирования заказа может повлиять на результаты размещения заказа, или нарушают их права и интересы.
Более того, Законом о размещении заказов не предусмотрена обязанность об указании конкретных источников финансирования заказа.
В данной части жалоба признана необоснованной.
3. В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается, в том числе место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В данном случае в извещении местом выполнения работ указано: Российская Федерация, 680547, Хабаровский край, Хабаровский р-н, Мичуринское с, Центральная, 14а.
Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренным частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов должна содержать сведения, в том числе о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара (пункт 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).
В пп. 1 п. 1.5 "Информационная карта" документации об открытом аукционе в электронной форме указано место и условия выполнения работ - Хабаровский муниципальный район, с. Мичуринской, с. Виноградовка (земли населенных пунктов) по улицам с отводами к частным домовладениям и предприятиям.
Из пояснений представленных муниципальным заказчиком следует, что в извещении об открытом аукционе в электронной форме указано место приемки выполненных работ ("место поставки товара"), а во втором случае - место выполнения работ по существу. Указанные выше адрес и место не являются различными, а относятся друг к другу как частное к общему.
Комиссия Хабаровского УФАС России в данной части жалобы не усматривает нарушений в действиях муниципального заказчика.
4. В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьей 11 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
В пп. 16 п. 1.5 "Информационная карта" документации об открытом аукционе в электронной форме муниципальным заказчиком не установлена возможность привлечения субподрядных организаций к выполнению работ.
Таким образом, включение требования о предоставлении во второй части заявки копии свидетельства СРО по конкретным видам работ является достаточным.
В данной части жалоба признана необоснованной.
Часть 5 статьи 34 Закона о размещении заказов предусматривает, что к документации об аукционе должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Приложенный проект муниципального контракта должен полностью соответствовать документации об открытом аукционе в электронной форме, в части установленным требованиям к выполнению заявленных работ.
Согласно части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт по результатам открытого аукциона в электронной форме заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме.
Муниципальным заказчиком в проект муниципального контракта не включено требование о выполнении победителем торгов заявленных работ лично.
При этом статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, не включение муниципальным заказчиком в проект муниципального контракта требования о выполнении победителем торгов заявленных работ лично нарушает ч. 5 ст. 34, ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент).
В силу п. 3.37 Регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, комиссия контролирующего органа выдает предписание об устранении таких нарушений.
5. В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Установление в документации об открытом аукционе в электронной форме возможности привлечения субподрядных организаций к выполнению работ согласно предмету контракта является правом муниципального заказчика.
В данной части жалоба не находит своего подтверждения.
6. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (пункт 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).
В пп. 10 п. 1.5 "Информационная карта" документации об открытом аукционе в электронной форме муниципальным заказчиком установлено, что срок выполнения работ определяется исходя из даты подписания муниципального контракта в течение 3 месяцев, что является добросовестным исполнением п. 7 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В пункте 1.2 проекта муниципального контракта указано, что начало выполнения работ: через 5 дней со дня заключения муниципального контракта.
Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает нарушений в действиях муниципального заказчика требований Закона о размещении заказов, в части указания начала выполнения заявленных работ в проекте муниципального контракта.
В данной части жалоба признана необоснованной.
7. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании изложенного, в целях надлежащего соблюдения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
Заказчиком на официальном сайте опубликована проектно-сметная документация, данные действия свидетельствуют об исполнении требований п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В данной части жалоба признана необоснованной.
8. В Приложении N2 к аукционной документации муниципальным заказчиком установлены требования, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В данной части жалоба не находит своего подтверждения.
9. Частью 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В пп. "а" п. 2.1.2 Аукционной документации муниципальным заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения, в том числе согласие по Форме Приложения 2 к Аукционной документации, что, в свою очередь, является нарушением ч. 2 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В данной части жалоба находит свое подтверждение.
В силу п. 3.37 Регламента комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа.
Муниципальным заказчиком в п. 5.1 муниципального контракта установлено, что в течение 5 (Пяти) дней с момента подписания настоящего Контракта получить разрешение на строительно-монтажные работы, предоставить Заказчику документы, подтверждающие наличие действующей аттестованной технологии сварки, аттестации сварочного оборудования, аттестованных специалистов сварочного производства, аттестованного персонала в области промышленной безопасности: ИТР и рабочие, аттестованной лаборатории (либо договор со специализированной организацией).
Вышеуказанные требования не нарушают положения Закона о размещении заказов, так как данные требования установлены к победителю торгам, с которым заключен муниципальный контракт, а не к участникам размещения заказа, вследствие чего данные условия не могут повлиять на допуск к торгам.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о размещении заказов осуществляющие функции специализированной организации, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок коммерческие организации и некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные и бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств (их должностные лица) обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Письмом от 06.12.2013 N3/9382 Хабаровское УФАС России затребовало от муниципального заказчика - администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края представить необходимые документы, сведения, в том числе, копии аукционных заявок участников размещения заказа в срок до 09 декабря 2013 года.
В установленный срок и до рассмотрения жалобы по существу от администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края затребованных документов в адрес Хабаровского УФАС России не поступило, что является нарушением ч. 1 ст. 17.1 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 17.1, 41.6, 41.8, 41.9, 41.12, 60 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п. 3.37 Регламента, комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Росстрой" на действия муниципального заказчика Администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Газопровод природного газа в с. Мичуринское, с Виноградовка Хабаровского муниципального района" (извещение N 0122300002113000001) частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 1 ст. 17.1, ч. 5 ст. 34, ч. 10 ст. 41.12, ч. 2 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России с целью возбуждения административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 11 декабря 2013 г. N 338
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2013