Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 декабря 2013 г. N ЖС-215/2013
Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Дегодьева А.С. - председателя Комиссии, врио руководителя управления; Малыгиной Т.Г. - начальника отдела государственных и муниципальных заказов; Галинковской Е.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела государственных и муниципальных заказов,
в отсутствие представителей заявителя - ООО "Дентал-Экспресс Плюс", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя, в отсутствие представителей государственного заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области "Больница рабочего поселка (пгт) Прогресс", уведомленного о дате, времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрела поступившую 28 ноября 2013 года в Амурское УФАС России от общества с ограниченной ответственностью "Дентал-Экспресс Плюс" жалобу на положения извещения о проведении запроса котировок при размещении государственным заказчиком - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области "Больница рабочего поселка (пгт) Прогресс" (далее - ГБУЗ АО "Больница р.п. (пгт) Прогресс") заказа путем запроса котировок на поставку стоматологических материалов, объявленного извещением за N 0323300006813000036 от 27.11.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя в нарушении требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), а именно: объединение в один лот фармпрепаратов и материалов, не относящихся к одноименным товарам (одной группе товаров) и ограничивающих количество участников размещения заказа.
Государственным заказчиком представлены письменные пояснения, в которых заказчик с доводами жалобы не согласился, просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, установила следующее:
27.11.2013 государственным заказчиком - ГБУЗ АО "Больница р.п. (пгт) Прогресс" на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о размещении заказа путем запроса котировок на поставку стоматологических материалов за N 0323300006813000036.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 411 293,40 рублей. Дата и время начала подачи котировочных заявок (время местное): 28.11.2013 в 08:00 часов. Дата и время окончания подачи котировочных заявок (время местное): 06.12.2013 в 17:00 часов.
На момент рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок не сформирован.
Процедура размещения заказа в части заключения государственного контракта приостановлена.
Согласно извещению о проведении запроса котировок предмет контракта: Поставка стоматологических материалов.
Срок поставки товара: первое полугодие 2014 года, согласно графику поставки.
Классификация товаров, работ и услуг государственным заказчиком в извещении о проведении запроса котировок указана по коду 2423910 "Материалы стоматологические" "ОК 004-93. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N17).
Согласно извещению характеристики и количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг и условия поставки определены в сопроводительной документации.
Приложением N 1 к извещению N 0323300006813000036 является Спецификация на поставку стоматологических материалов (файл "Техзадание").
Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N273 утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков (Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2011 N21367).
П. 99 Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков "Материалы стоматологические" соответствует только код 2423910 Материалы стоматологические "ОК 004-93. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N17).
Согласно "ОК 004-93. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N17) к коду 2423910 "Материалы стоматологические" относятся:
2423911 Пластмассы стоматологические
2423912 Материалы слепочные
2423913 Металлы и изделия
2423914 Зубы искусственные и коронки
2423915 Материалы вспомогательные
2423916 Материалы пломбировочные
Техническое задание содержит ряд позиций товара, не относящихся к стоматологическим материалам:
Согласно спецификации к поставке требуется 83 позиции товара.
Позиции Спецификации на поставку товара N47"Кариес индикатор 8 мл", N48 "Кариес индикатор 2 шпр/2,5 мл" относятся к коду 2429682 "Индикаторы" подкласса 2429000 "Химические продукты, не включенные в другие группировки" "ОК 004-93. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N17), что соответствует п. 48 Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков "Химические вещества, химические продукты и химические волокна, а также услуги в производстве химикатов и химических продуктов".
Кетгут (код 2423931), относящийся к материалам хирургическим, средствам перевязочным (код 2423930), включен в подкласс "фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты" (код подкласса 2423000) "ОК 004-93. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N17), что соответствует п. 101 Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков "Материалы хирургические, средства перевязочные специальные".
Такие позиции товара, как зеркало стоматологическое, маска медицинская, перчатки текстурированный стоматологические, лезвие к скальпелю, боры, дрильборы, валики ватные, нагрудник для пациента, головка алмазная, каналонаполнители, каналорасширители, иглы, микромотор, наконечники, пульпоэкстракторы, шприц карпульный и т.д. относятся к кодам класса 3311000 "Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления" "ОК 004-93. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N17), которые соответствуют пунктам 133 - 153 Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, в зависимости от конкретной позиции товара.
Что касается позиций N73 Убистезин Форте 4% 1.7 мл N50 (4 шт.), N74 Ультракаин DC Форте 1:100000 1.7 мл N10 (20 шт.), то указанные препараты относятся к коду 2423231 "Средства местноанестезирующие" класса фармпрепаратов 2423230 "Средства, действующие преимущественно на чувствительные нервные окончания" "ОК 004-93. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг" (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N17), что соответствует п. 52 Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков "Средства, действующие на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания". Таким образом, заказчиком в лот закупки включены лекарственные средства.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным законом N 61-ФЗ также определено, что международное непатентованное наименование лекарственного средства - наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. Одному международному непатентованному наименованию лекарственного средства могут соответствовать несколько различных торговых названий, каждое из которых может быть защищено товарным знаком.
По данным Государственного реестра лекарственных средств лекарственные препараты под торговыми наименованиями "Убистезин форте" (производства 3-М Espe AG - Германия) и "Ультракаин Д-С форте" (производства Aventis Pharma Deutschland GmbH - Германия) соответствуют одному международному непатентованному наименованию "Артикаин+Эпинефрин" (раствор для инъекций в дозировке 1:100000).
Согласно п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Cогласно ч. 3.3 ст. 34 Закона о размещении заказов в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, в документации об аукционе должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 3.4 настоящей статьи.
Частью 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации об аукционе допускается указание торговых наименований лекарственных средств. При этом слова "или эквивалент" не используются. Указанный перечень утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Закон о размещении заказов допускает приводить торговые наименования лекарственных средств без использования формулировки "или эквивалент", если предметом торгов является поставка товаров, входящих в перечень лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями. Указанный перечень утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящий момент такой перечень не принят.
До вступления в силу соответствующих нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации с целью недопущения нарушений норм антимонопольного законодательства Российской Федерации государственные и муниципальные заказчики при размещении заказа на поставку лекарственных средств руководствуются положениями совместного письма Минэкономразвития России N 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития России N 8035-ВС и ФАС России N ИА/20555 от 31.10.2007 "О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно положений указанного письма размещение заказа на поставку лекарственных средств должно осуществляться по международным непатентованным наименованиям. Исключение составляют инсулины и циклоспорин, размещение заказов на поставку которых может осуществляться по торговым наименованиям.
Таким образом, размещение заказа на поставку лекарственных средств для нужд заказчика в соответствии с их торговыми наименованиями является несоблюдением требований законодательства о размещении заказов, в том числе требований п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2007 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Согласно п.16, п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство лекарственных средств и фармацевтическая деятельность подлежат лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Включение в состав лота лекарственных средств, поставка которых является лицензируемым видом деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с другими товарами, не требующих наличия у поставщика разрешительных документов, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку препятствует участию в запросе котировок лиц, не имеющих лицензии на осуществление фармдеятельности, и нарушает ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, в нарушение п. 4 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов заказчиком указано наименование предмета запроса котировок, не соответствующее предмету закупки, в один лот с материалами стоматологическими включены товары, не относящиеся к предмету запроса котировок, что препятствует участию в запросе котировок лиц, занимающихся исключительно поставкой материалов стоматологических. При этом, в извещении о проведении запроса котировок не приведены коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 004-93, соответствующие позициям товара, которые не являются стоматологическими материалами. Тем самым, наименование заказа, а также код классификатора, указанные в извещении о проведении запроса котировок, не отражают в полной мере предмет закупки, что затрудняет поиск закупки на официальном сайте участникам размещения заказа по позициям (кодам) товара, не являющимся стоматологическими материалами и, соответственно, влечет/может повлечь ограничение количества участников размещения заказа, противоречит принципам гласности и прозрачности размещения заказов, обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, установленных ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов.
В нарушение ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов Спецификация на поставку товара содержит указание на товарные знаки Klint, VOCO, Диамант, Виэдент, Сингл Бонд2, ДИАССА, KENDA, IONOSIT, Pesso Reamers, Protaper, ERONDA и т.п. без сопровождения словами "или эквивалент" и без указания параметров эквивалентности.
Рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дентал-Экспресс Плюс" жалобу на положения извещения о проведении запроса котировок при размещении государственным заказчиком - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области "Больница рабочего поселка (пгт) Прогресс" заказа путем запроса котировок на поставку стоматологических материалов, объявленного извещением за N 0323300006813000036 от 27.11.2013 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, проведя внеплановую проверку размещения заказа, руководствуясь п. 1 ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дентал-Экспресс Плюс" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области "Больница рабочего поселка (пгт) Прогресс" нарушение ч. 2 ст. 45, п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов в части указания наименования предмета запроса котировок, не соответствующего предмету заказа, отсутствия ссылки "или эквивалент" и параметров эквивалентности при указании в извещении о проведении запроса котировок на товарный знак, а также установления требований к товару, ограничивающих круг участников размещения заказа.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений закона.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.С. Дегодьев
Члены комиссии: Т.Г. Малыгина
Е.А. Галинковская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 11 декабря 2013 г. N ЖС-215/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.12.2013