Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 декабря 2013 г. N Г-765-04/2013
Резолютивная часть решения оглашена 26.12.2013
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - и.о зам. руководителя- начальника отдела,
членов Комиссии:
Евграфовой Е.А. - ведущего специалиста-эксперта,
Миронова Д.В. - главного специалиста-эксперта,
на основании части 3 статьи 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ЭкоГрад" (г. Ковров) на положения документации при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и приему на свалку для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова" в присутствии представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Суровой Е. В. (доверенность N 2 от 10.01.2013 г.), представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Центральная городская больница города Коврова" Сидоровой Е. А. (доверенность от 26.12.2013 г.), заявителя (ООО "ЭкоГрад") - Пешко О. М. (доверенность N 66 от 26.12.2013 г.).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о размещении заказов N Г-765-04/2013 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭкоГрад" (г. Ковров) на положения документации при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и приему на свалку для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова" (извещение N 0128200000113008153).
В своей жалобе заявитель сообщает следующее.
12.12.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации по размещению заказов www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке http://roseltorg.ru размещена информация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и приему на свалку, номер извещения 0128200000113008153, начальная (максимальная) цена контракта: 873 423,00 руб.
По мнению заявителя, при составлении аукционной документации заказчик допустил следующие нарушения действующего законодательства: неправомерное предъявление к участнику размещение заказа, и соответственно включение в конкурсную документацию, требований, не предусмотренных действующим законодательством, в нарушении п.1 ч.1 ст. 11 Закона о размещении заказов.
Доводы жалобы:
Содержание документации об открытом аукционе в электронной форме определено ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в соответствии с ч. 5 которой "Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона". Статьей 11 Закона о размещении заказов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в частности по п.1 ч. 1:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, т.е. обязательное условие предъявления указанных требований к участнику заказа - это закрепление их действующим законодательством для видов работ, услуг по предмету торгов.
Предметом торгов по настоящей жадобе является оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов и прием на свалку.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат только виды деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность, являющуюся предметом торгов по настоящей жалобе, лицензированию не подлежит. Прием отходов на свалку осуществляется в соответствии с договорами, заключенными с объектами размещения отходов (полигонами), имеющими соответствующую лицензию.
Таким образом, по мнению заявителя, заказчиком, необоснованно включены в Документацию об открытом аукционе в электронной форме требования к участнику размещения заказа по п.1 ч.1 ст. 11 Закона о размещении заказов - наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, что нарушает права заявителя указанной жалобы на участие в открытом аукционе в электронной форме, создает дискриминационные условия.
Заказчик в ответ на доводы жалобы пояснил следующее.
Предметом открытого аукциона в электронной форме N 0128200000113008153 является оказание услуг но вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и приему на свалку. Прием на свалку означает размещение твердых бытовых отходов на санкционированной, установленном порядке, свалке, что также отражено в п. 1.1. раздела 1 "Предмет договора" проекта договора, являющегося приложением к документации об открытом аукционе.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по обезвреживанию и размещению отходов классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ и федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2012 г. NВК-03-03-36/16141, если отходы I - IV класса опасности будут переданы собственником отходов для использования (сбора, транспортирования) другому лицу, которое вместо их использования (сбора, транспортирования) произведет размещение или обезвреживание отходов, не имея соответствующей лицензии, то будет допущено нарушение требований ч. 3 ст. 4 Закона N 89 ФЗ со стороны собственника отходов. При этом собственник отходов будет нести свою предусмотренную действующим законодательством ответственность.
Статья 28 Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ устанавливает виды ответственности за нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами, а именно предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
П.п.2.1.2 п.2.1 раздела 2 проекта договора, являющегося приложением к документации об открытом аукционе, устанавливает обязанность Исполнителя осуществлять размещение ТБО на санкционированной, в установленном законом порядке, свалке. А данный вид деятельности подлежит лицензированию.
Согласно п.1 ч. ст. 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения аукциона к участникам размещения заказа устанавливаются обязательные требования о соответствии последних требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющих предметом торгов.
На основании вышеизложенного, заказчик в п.53 информационной карты открытого аукциона в электронной форме N 0128200000113008153, установил требование о наличии у Исполнителя лицензии па осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-IV классов опасности.
В п.n.2.1.5 п.2.1. раздела 2 проекта договора, являющегося приложением к документации об открытом аукционе, заказчик предусматривает Исполнителю возможность, в случае отсутствия у него лицензии, заключить договор на размещение отходов с организацией, имеющей данную лицензию.
В связи с этим заказчик считает, что требования действующего законодательства соблюдены без нарушения интересов участников размещения заказа и поэтому просит признать жалобу ООО "ЭкоГрад" не обоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав имеющиеся доказательства в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
На официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и приему на свалку для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова" (извещение N 0128200000113008153).
Начальная (максимальная) цена контракта- 873 423,00 (восемьсот семьдесят три тысячи четыреста двадцать три) рубля 00 копеек.
В силу статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком.
Согласно пункту 53 информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I -IV классов опасности.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Предмет данного аукциона - оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и приему на свалку.
Прием на свалку означает размещение твердых бытовых отходов на санкционированной, установленном порядке, свалке, что также отражено в п. 1.1. раздела 1 "Предмет договора" проекта договора, являющегося приложением к документации об открытом аукционе.
Согласно п.n.2.1.5 п.2.1. раздела 2 проекта договора, являющегося приложением к документации об открытом аукционе, заказчик предусматривает Исполнителю возможность, в случае отсутствия у него лицензии, заключить договор на размещение отходов с организацией, имеющей данную лицензию.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности", пунктом 1 которого указано, что деятельность в области обращения с отходами составляют, в том числе работы по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Комиссия отмечает, что деятельность по сбору, транспортировке лицензированию не подлежит.
В ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов обозначено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, поскольку предметом договора является оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и приему на свалку, Исполнитель при выполнении работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности в случае необходимости вправе привлечь субподрядную организацию, обладающую соответствующей лицензией.
Комиссия полагает, что существующая редакция пункта 53 информационной карты аукциона способствует тому, что участие в аукционе могут принять только хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на размещение твердых бытовых отходов, однако деятельность по сбору и транспортировке отходов в настоящее время не подлежит лицензированию
Принимая во внимание изложенное, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о необходимости корректировки требования, изложенного в пункте 53 информационной карты аукционной документации ввиду его двусмысленности.
Внеплановая проверка процедуры данного размещения заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов иных нарушений не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 2 статьи 57, частью 5 статьи 17 и статьей 60 Закона о размещении заказов, и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭкоГрад" (г. Ковров) на положения документации при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) и приему на свалку для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центральная городская больница города Коврова" по доводам, указанным в ней, обоснованной.
Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Е. А. Евграфова
Д. В. Миронов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 декабря 2013 г. N Г-765-04/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2014