Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 января 2014 г. N г-08-04/2014
Резолютивная часть решения оглашена 23.01.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - и.о. заместителя руководителя - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д.В. - главного специалиста-эксперта,
Сергеева А.А. - ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 3 статьи 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ГУП "Владимиргражданпроект" (г.Владимир) на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство 3-х этажного многоквартирного многосекционного кирпично-панельного жилого дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а (2 этап - инженерные сети, внутренняя отделка, благоустройство), в присутствии представителей муниципального заказчика Администрации г.Струнино Александровского района Владимирской области Низовцевой Л.В. (доверенность N 02-08-41 от 12.08.2013), Веснина Л.Ф. (доверенность N 02-08-06 от 20.01.2014), заявителя ГУП "Владимиргражданпроект" Черентаева А.В. (доверенность N 01-14/91 от 22.01.2014), Афанасьевой Е.А. (доверенность N 01-14/92 от 22.01.2014).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о размещении заказов N Г-08-04/2014 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ГУП "Владимиргражданпроект" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство 3-х этажного многоквартирного многосекционного кирпично-панельного жилого дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а (2 этап - инженерные сети, внутренняя отделка, благоустройство).
ГУП "Владимиргражданпроект" по заказу Администрации г.Струнино Александровского района Владимирской области в 2012 году разработал и передал Заказчику предпроектное предложение на 3-х этажный многоквартирный односекционный кирпично-панельный жилой дом социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а.
К конкурсной документации, представленной Администрацией города Струнино Александровского района Владимирской области, приложены отсканированные чертежи (исполнитель ООО "Стройресурс-Проект", г.Александров), которые исполнены на основании предпроектного предложения ГУП "Владимиргражданпроект". В соответствии с пунктом 5.2 договора N 8-12 ПП от 13.01.2012, чертежи и другие документы, подготовленные Исполнителем для данного объекта, могут быть использованы Заказчиком только при строительстве и эксплуатации данного объекта. При этом Исполнитель рассматривается в качестве автора этих документов и сохраняет за собой все действующие юридические права.
Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов отнесены к объектам авторских прав. Автором такого произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст.1257 ГК РФ). Исключительное право на произведение архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства принадлежит автору или иному правообладателю (ст.1294 ГК РФ). Исключительное право на архитектурный проект может быть передано путем заключения договора с автором или иным правообладателем.
С учетом изложенного, материалы архитектурного проекта, переданные Заказчику по ранее заключенному и исполненному договору авторского заказа, охраняются авторским правом.
Как следует из размещенной конкурсной документации, авторские права ГУП "Владимиргражданпроект" используются без согласования с ним.
Также 10.01.2014 г. ГУП "Владимиргражданпроект" в адрес Администрации г.Струнино Александровского района Владимирской области был направлен запрос на разъяснение конкурсной документации, который исполнен формально, ответы на поставленные вопросы не содержит.
Расчет начальной (максимальной) стоимости контракта содержит приложения, не соответствующие государственным сметным нормативам на сегодняшнее время. Ответ на запрос на разъяснение конкурсной документации направлен в адрес ГУП "Владимиргражданпроект" с нарушением сроков (пункт 2 статьи 24 Закона о размещении заказов). Согласно пункта 2 статьи 24 Закона о размещении заказов, в течении одного рабочего дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком на официальном сайте. Данный ответ на запрос на официальном сайте размещен не был.
15.01.2014 года ГУП "Владимиргражданпроект" в адрес муниципального заказчика был направлен запрос на разъяснение положений конкурсной документации, из которого следует, что конкурсная документация включает в себя излишние требования к участникам торгов, что противоречит Закону о размещении заказов (требования по свидетельству о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией) в силу следующего.
В силу пункта 3 статьи 31.4 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы, за исключением документов, устанавливаемых в соответствии с частью 3 этой статьи запрещается.
Вместе с тем, пункт 20 информационной карты открытого конкурса содержит требование предоставления допусков СРО, которые к выполняемым работам не относятся.
Действительно подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что участник размещения заказов должен соответствовать требованиям, устанавливаемым законом к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ виды работ по по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Следовательно, заказчик был вправе установить требование о предоставлении допусков СРО, если предметом торгов является проведении работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ требуется вышеуказанное свидетельство о допуске к таким работам.
Перечень таких видов работ утвержден приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624 в раздел 2 (Виды работ по подготовке проектной документации).
Работы по инженерным изысканиям в нем отсутствуют, поскольку включены в раздел 1 этого перечня (Виды работ по инженерным изысканиям).
Кроме того, значительный перечень указанных в конкурсной документации допусков СРО к предмету торгов не относится вовсе (например, работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, по охране окружающей среды и др.).
Отдельные допуски СРО, затребованные в информационной карте конкурса, предусмотрены только для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (статья 48.1 Градостроительного кодекса РФ), тогда как проектируемый 3-х этажный жилой дом к таковым не относится (работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации).
Также в информационной карте конкурса указаны подразделы Перечня видов работ, на которые допуски СРО не выдаются (работы по разработке специальных разделов проектной документации, по подготовке технологических решений), поскольку в них перечислены конкретные подвиды работ, на которые эти допуски СРО и выдаются. Однако именно они и не указаны в информационной карте конкурса.
Также сведения о первом этапе выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на строительство 3-х этажного многоквартирного односекционного кирпично-панельного дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а не размещались на официальном сайте, что свидетельствует о заинтересованности Администрации г.Струнино Александровского района Владимирской области в Исполнителе ООО "Стройресурс-Проект".
На основании изложенного, заявитель просит провести проверку конкурсной документации Администрации г.Струнино Александровского района Владимирской области и осуществить соответствующее реагирование, в том числе дать указание Администрации г.Струнино Александровского района Владимирской области о внесении изменений в конкурсную документацию и продлении срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В обоснование правомерности своих действий представители муниципального заказчика заявили следующее.
23.12.2013 года утверждено постановлением главы местной администрации г.Струнино "О проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство 3-х этажного многоквартирного односекционного кирпично-панельного жилого дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а (2 этап - инженерные сети, внутренняя отделка, благоустройство).
27.12.2013 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0128300006613000049 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство 3-х этажного многоквартирного односекционного кирпично-панельного жилого дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а (2 этап -инженерные сети, внутренняя отделка, благоустройство).
В извещении о проведении открытого конкурса указан следующий срок представления информации о конкурсной документации: с 27.12.2013 по 29.01.2014 года.
За время прошедшее со дня объявления о проведении открытого конкурса поступило два запроса на разъяснение конкурсной документации. Оба запроса поступили от ГУП "Владимиргражданпроект". Первый запрос поступил в делопроизводство 13.01.2014 год факсимильной связью с вопросом разъяснения по наименованию предмета контракта и обоснования начальной цены контракта (лота). Ответ на данный запрос был дан 15.01.2014 года за номером 01-08-61 почтовой и факсимильной связью.
Строительство данного жилого дома ведется в рамках реализации подпрограммы "Социальное жилье на 2011-2015 годы ДЦП "Жилище" на 2011-2015 годы". В перечне программных мероприятий муниципальной целевой программы "Социальное жилье на 2012-2013 годы" в графе наименование мероприятий данный объект имеет наименование "строительство 3-х этажного многоквартирного односекционного кирпично-панельного жилого дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а".
Второй запрос от ГУП "Владимиргражданпроект" поступил 15.01.2014 года факсимильной связью с вопросом разъяснения предоставления конкурсной документации с разрешением допуска СРО. Ответ был дан 15.01.2014 года факсимильной и почтовой связью. В ответе был указан типовой перечень видов работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перечень объектов утвержден приказом Минрегионразвития РФ от 09.12.2008 N 274 "Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течении двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанны запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемыми в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) устанавливалась из расчета возможностей местного бюджета.
Заявок от участников размещения заказа по вышеуказанному открытому конкурсу не поступало.
Исходя из изложенного, муниципальный заказчик считает, что нарушений законодательства при размещении указанного заказа не допущено, и жалоба ГУП "Владимиргражданпроект" удовлетворению не подлежит.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что документация о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство 3-х этажного многоквартирного многосекционного кирпично-панельного жилого дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а (2 этап - инженерные сети, внутренняя отделка, благоустройство) соответствует требованиям части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.
В силу части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Как следует из раздела "Расчет начальной (максимальной) стоимости контракта" Требований к предмету контракта конкурсной документации при расчете начальной (максимальной) стоимости контракта использовались Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденные приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2009 N 9912-СД/10 от 07.06.2013 года и письмо N 9912-СД/10 от 07.06.2013 года.
Использование данных источников при расчете начальной (максимальной) цены контракта законодательством о размещении заказов не запрещается, следовательно, в действиях муниципального заказчика отсутствуют нарушения положений 19.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1,2 статьи 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течении двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
Как следует из материалов дела, в адрес муниципального заказчика Администрации города Струнино Александровского района Владимирской области заявителем жалобы ГУП "Владимиргражданпроект" дважды направлялись запросы относительно разъяснений положений конкурсной документации. Между тем, в нарушение положений части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов ответы на данные запросы не были размещены муниципальным заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Пунктом 20 Информационной карты открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство 3-х этажного многоквартирного многосекционного кирпично-панельного жилого дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а (2 этап - инженерные сети, внутренняя отделка, благоустройство) предусмотрено предоставление в составе заявки копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом открытого конкурса, в том числе наличие свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией на следующие виды работ:
- по инженерным изысканиям;
- по подготовке схемы планировочной организации земельного участка;
- по подготовке архитектурных решение;
- по подготовке конструктивных решений;
- по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий;
- по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий;
- по подготовке технологических решений;
- по разработке специальных разделов проектной документации;
- по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации;
- по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- по подготовке проектной и рабочей документации.
Между тем, согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация
об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдении требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Аналогичные требования к участникам размещения должны устанавливаться в документации о торгах при размещении заказов на выполнение работ по инженерным изысканиям, а также работ по подготовке проектной документации.
Данная позиция сформулирована в письме ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19714 о разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части установления требований к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Таким образом, пункт 20 Информационной карты открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство 3-х этажного многоквартирного многосекционного кирпично-панельного жилого дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а (2 этап - инженерные сети, внутренняя отделка, благоустройство) составлен с нарушением требований части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 2 статьи 57, частью 5 статьи 17 и статьей 60 и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ГУП "Владимиргражданпроект" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство 3-х этажного многоквартирного многосекционного кирпично-панельного жилого дома социального класса по адресу: г.Струнино, ул. Фролова, д.5а (2 этап - инженерные сети, внутренняя отделка, благоустройство) частично обоснованной.
2. Вынести в отношении муниципального заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Е.А. Евграфова
А.А. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 января 2014 г. N г-08-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2014