Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 декабря 2013 г. N Г-741-04/2013
Резолютивная часть решения оглашена 26.12.2013
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе
Председательствующего Комиссии:
Фомина М.В. - заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
Евграфовой Е.А. - ведущего специалиста-эксперта,
Миронова Д.В. - главного специалиста-эксперта,
на основании части 3 статьи 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Балтийская Лабораторные Системы" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медицинского оборудования "Автоматизированный комплекс для генотестирования донорской крови" для нужд ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови" в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови" Филипповой Е.В. (доверенность N 48 от 25.12.2013), Головиной А.А. (доверенность N 49 от 25.12.2013), Ряйккенен Е.В. (доверенность N 50 от 25.12.2013),уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Суровой Е.В. (доверенность N 2 от 10.01.2013), заявителя ООО "Балтийские Лабораторные Системы" Елкина С.О. (доверенность N 215 от 23.12.2013).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о размещении заказов N Г-741-04/2013 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Балтийские Лабораторные Системы" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медицинского оборудования "Автоматизированный комплекс для генотестирования донорской крови" для нужд ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови".
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о размещении заказов и Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании изложенного.
Аукционная документация противоречит требованиям пункта 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов аукционная документация не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В техническое задание аукционной документации включены следующие требования к товару:
В пункте 4.1.6, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.6 Технического задания аукционной документации установлено наличие:
- автоматической транспортировки выделенных образцов в ПЦР анализатор в режиме реального времени;
- автоматизированной загрузки образцов;
- автоматизированной выгрузки образцов;
- возможности автоматического транспортирования подготовленных образцов из прибора для преаналитической подготовки ПЦР-анализов.
Заявитель считает, что требования, установленные заказчиком являются
конструктивной особенностью оборудования конкретного производителя, а именно RosheDiagnosticsLtd.
Причем данные требования к товару не обусловлены особыми функциональными или качественными характеристиками, не несут за собой никакого функционального преимущества. Более того, для обеспечения автоматической транспортировки из одного прибора в другой технологически требуется их последовательное расположение друг за другом, что влечет за собой требование к большей площади помещения.
Требования направлены на конкретного производителя и являются по своей сути формой установления скрытых требований к участникам размещения заказа, направленных на искусственное ограничение доступа к участию в открытом аукционе в электронной форме лиц, предлагающих аналогичное медицинское оборудование.
Характеристики оборудования по пункту 4.1.6 Технического задания аукционной документации соответствуют только одному прибору, а именно: прибор для преаналитической подготовки ПЦР-анализов "КобасАмплиПреп", производства RocheDiagnosticsLtd, как единственного, имеющегося на рынке прибора, соответствующего всем требуемым заказчиком характеристикам, указанным в Техническом задании аукционной документации.
Совокупность указанных заказчиком в подпункте 4.2.2, 4.2.3, 4.2.6 характеристик товара, соответствуют характеристикам только одного прибора, а именно: анализатор "КобасТакМан", производства RocheDiagnosticsLtd, как единственного, имеющегося на рынке прибора, соответствующего всем характеристикам, указанным в Техническом задании аукционной документации.
На рынке существуют различные автоматизированные комплексы для генотестирования донорской крови, которые способны реализовать требования заказчика аналогичными способами, никак не влияющими на функциональность и качество проведения генотестирования.
Техническое задание аукционной документации составлено под одного конкретного производителя, что ограничивает количество участников способных поставить требуемое к поставке оборудование, что ведет к нарушению требований пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции N 135-ФЗ в котором сказано, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запрос котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Федеральным законом_".
На основании изложенного, заявитель просит внести изменения в техническое задание аукционной документации, для возможности участия в аукционе участников с оборудованием полностью соответствующим потребностям Заказчика и изменить\исключить в техническом задания требования, ограничивающие возможность участия поставщиков с аналогичным оборудованием, на подходящие для большего количества оборудования.
В обоснование правомерности своих действий представитель государственного заказчика заявил следующее.
Для подготовки документации на проведение открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку медицинского оборудования "Автоматический комплекс для генотестирования донорской крови" расчет начальной максимальной цены осуществлялся на основании Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 881 "О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования". Запросы были направлены двум производителям, оборудования которых по техническим характеристикам соответствуют оборудованию, планируемому к приобретению, а именно:
1. Roche (исх. от 01.11.2013 N 1077).
2. Novartis Vaccines & Diagnostics Inc (исх. от 01.11.2013 г. N 1078).
От производителей была получена информация о наличии уполномоченных
представителей, которым были также направлены запросы о цене на комплексы генотестирования донорской крови: ООО "Мирус Медикал", (исх. от 12.11.2013 N 1138), ООО "Лабтроника" (исх. от 14.11.2013 N 1141).
На основании полученных от уполномоченных представителей производителей коммерческих предложений, а так же информации из реестра контрактов был произведен расчет начальной (максимальной) цены оборудования.
В соответствии с поступившей жалобой от ООО "Балтийские Лабораторные Системы" администрация ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови" направила официальные запросы уполномоченным представителям производителей о технических характеристиках оборудования.
В соответствии с полученной информацией, техническим характеристикам автоматизированного комплекса для генотестирования донорской крови, планируемого к приобретению, соответствуют анализаторы двух производителей:
1. Автоматический анализатор Procleix Pantner производства "Новартис Ваксинс энд Диагностикс Сервисез АТ", Швейцария.
2. Автоматические анализаторы для проведения ПЦР - анализов производства "Рош Диагностикс Лтд.", Швейцария.
По вопросу наличия в техническом задании требований к товару по пунктам:
- автоматической транспортировки выделенных образцов в ПЦР анализатор в режиме реального времени;
- автоматизированной загрузки образцов;
- автоматизированной выгрузки образцов;
- возможности автоматического транспортирования подготовленных образцов из прибора для преаналитической подготовки ПЦР-анализов, государственный
заказчик сообщает следующее.
Автоматический перенос образцов после этапа пробоподготовки в ПЦР-анализаторе повышает надежность системы и снижает риск ошибок из-за участия человеческого фактора, что позволяет повысить вирусобезопасность донорской крови. При автоматическом переносе нет необходимости вручную закрывать крышки пробирок и подписывать их, выполнение этих действий вручную влечет за собой ошибки, а также увеличивает риск кросс-контаминации образцов, инфицирование самого оператора. Данный пункт не ограничивает возможное количество участников аукциона, так как существуют два производителя оборудования, предлагающих комплексы для скрининга донорской крови, в которых реализован автоматический перенос образцов после этапа пробподготовки в ПЦР-анализатор.
На основании изложенного, государственный заказчик считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о размещении заказов и Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что требованиям Технического задания аукционной документации на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медицинского оборудования "Автоматизированный комплекс для генотестирования донорской крови" для нужд ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови" соответствует продукция двух производителей - "Новартис Ваксинс энд Диагностикс Сервисез АТ", Швейцария и "Рош Диагностикс Лтд.", Швейцария.
Таким образом, документация о проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме соответствует требованиям части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 2 статьи 57, частью 5 статьи 17 и статьей 60 и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Балтийские Лабораторные Системы" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медицинского оборудования "Автоматизированный комплекс для генотестирования донорской крови" для нужд ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови" необоснованной.
2. Передать материалы дела в отдел контроля антимонопольного законодательства и органов власти Владимирского УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях государственного заказчика нарушений антимонопольного законодательства.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Е.А. Евграфова
Д.В. Миронов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 декабря 2013 г. N Г-741-04/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2014