Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 декабря 2013 г. N 1364
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Лашманов В.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственных заказов, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственных заказов, |
с участием:
- Щеглова П.С. |
- |
представителя ООО "Терминал" (доверенность б/н от 10.12.2013), |
- Лобанова А.В. |
- |
председателя единой комиссии, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее также - ООО "Терминал", заявитель) на действия единой комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области (далее также - единая комиссия) при размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Терминал" на действия единой комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку ГСМ (номер извещения 0132100002413000038) (далее также - открытый аукцион в электронной форме).
По мнению заявителя, единая комиссия Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области неправомерно отказала ООО "Терминал" в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, что противоречит требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов).
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представитель ООО "Терминал" поддержал позицию и требования, изложенные в жалобе, в полном объеме.
Председатель единой комиссии с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений Закона о размещении заказов не признал, считает жалобу ООО "Терминал" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемого размещения заказа в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, пришла к следующим выводам.
1) 22.11.2013 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку ГСМ и документация об открытом аукционе в электронной форме.
Государственным заказчиком данного размещения заказа выступает Управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее также - ЗАО "Сбербанк-АСТ").
Предметом государственного контракта, заключаемого по результатам открытого аукциона в электронной форме, является поставка ГСМ с начальной (максимальной) ценой контракта 1 499 530,00 рублей.
2) Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
В соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Согласно части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 названной статьи документов и сведений, не допускается.
Документация об открытом аукционе в электронной форме не содержит указание на товарный знак (его словесное обозначение).
Между тем в соответствии с подпунктом 3.3.1 раздела I.2 части I документации об открытом аукционе в электронной форме первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
- согласие участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе;
- сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме. Указание таких сведений не требуется в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или для использования этого товара при выполнении работ, оказании услуг.
Таким образом, в рассматриваемой документации об открытом аукционе в электронной форме определены требования к составу первой части заявки, не соответствующие положениям Закона о размещении заказов в редакции от 02.07.2013, действующей в период утверждения данной документации (используется законодательство в редакции от 08.05.2010).
Кроме того, в разделе I.4 "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" определено, что участник размещения заказа должен представить первую часть заявки на участие в аукционе, заполненную с инструкцией заполнения первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно пункту 1 инструкции заполнения первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участник указывает наименование государственного заказчика, а также название (предмет) аукциона.
По смыслу пункта 2 инструкции заполнения первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участник гарантирует достоверность представленной им в заявке на участие в аукционе информации и так далее.
В силу пункта 3 инструкции заполнения первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участник при заполнении заявки указывает сведения о качестве, технических характеристиках товара, его функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в соответствии с пояснительной запиской.
В соответствии с пояснительной запиской, являющейся частью Информационной карты открытого аукциона в электронной форме, государственным заказчиком истребуются, в том числе, следующие сведения: марка товара, единица измерения, количество, место расположения АЗС/АЗК (точек обслуживания). Также в пояснительной записке имеется форма таблицы, в которую необходимо заполнить указанные сведения.
Вышеперечисленные сведения не входят в перечень допустимых к истребованию сведений, следовательно, требование об их предоставлении является неправомерным.
Кроме того, истребование названных сведений путём заполнения указанной формы не соответствует положениям части 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, согласно которой документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изложенное свидетельствует о нарушении государственным заказчиком законодательства о размещении заказов в рассматриваемой части.
Также Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что в документации об открытом аукционе в электронной форме установлены требования к порядку заключения государственного контракта, не соответствующие положениям Закона о размещении заказов в редакции от 02.07.2013, действующей в период утверждения данной документации (используется законодательство в редакции от 08.05.2010).
Таким образом, УФМС России по Нижегородской области, разработав документацию об открытом аукционе в электронной форме подобным образом, нарушило положения частей 2, 3 статьи 41.6 и частей 4, 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
3) В соответствии с частью 2 статьи 34 и частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть установлены для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности минимальные и максимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут меняться.
Между тем в пункте 6 "требования к товару" части II "техническая часть" документации об открытом аукционе в электронной форме максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика предлагаемого к поставке товара и показатели, значения которых не могут изменяться, в документации об аукционе в электронной форме не определены (автомобильный бензин Аи-92 ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004); автомобильный бензин Аи-95 ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004).
Таким образом, государственный заказчик, не установив в документации об аукционе в электронной форме рассматриваемых показателей, нарушил требования части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4) 03.12.2013 единой комиссией государственного заказчика рассмотрены первые части заявок участников размещения заказа, поданные для участия в открытом аукционе в электронной форме. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N54/1 от 03.12.2013.
Согласно протоколу N54/1 от 03.12.2013 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок (02.12.2013 10:00) на участие в аукционе в электронной форме поступили заявки от 4 участников размещения заказа, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера с 1 по 4 соответственно (по мере поступления).
В соответствии с протоколом N 54/1 от 03.12.2013 единая комиссия УФМС России по Нижегородской области допустила к участию в данном открытом аукционе в электронной форме и признала участниками открытого аукциона участников размещения заказа, подавших заявки под порядковыми номерами 1 (ООО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард") и 2 (ООО "Газпромнефть - Нижний Новгород").
Участникам размещения заказа, подавшим заявки под порядковыми номерами 3 (ООО "Терминал") и 4, отказано в допуске к участию в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме.
Обществу с ограниченной ответственностью "Терминал" отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов: в заявке отсутствуют конкретные адреса расположения АЗС и количество поставляемого товара (ГСМ).
Частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 названного Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Согласно части 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей. Отказ в допуске по иным основаниям Законом о размещении заказов не допускается.
По смыслу части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ, и не допускает участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредставления сведений, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов или предоставления недостоверных сведений (пункт 1 части 4 статьи 41.9), и в случае несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 названного закона, требованиям документации об открытом аукционе (пункт 2 части 4 статьи 41.9). Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по иным основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается.
Анализ первой части заявки ООО "Терминал" показал, что она содержит все необходимые технические характеристики предлагаемого к поставке товара. Истребование адресов расположения АЗС и количества поставляемого товара законодательством о размещении заказов не предусмотрено.
Количество товара не является его характеристикой. "Количество" является существенным условием поставки, определяется заказчиком в момент размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (пункт 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов) и не может меняться. Место поставки товара также не является его характеристикой. "Место поставки товара" является существенным условием поставки, определяется заказчиком в момент размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (пункт 5 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов) и не может меняться.
Таким образом, заявка ООО "Терминал" соответствует требованиям законодательства о размещении заказов.
Следовательно, единая комиссия УФМС России по Нижегородской области, не допустив к участию в аукционе в электронной форме участника размещения заказа, подавшего заявку под порядковым номером 3 (ООО "Терминал"), нарушила положения частей 3 и 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы заявителя.
5) В соответствии с частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме должен содержать, в том числе, обоснование решения аукционной комиссии об отказе в допуске с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
Однако отказав в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам размещения заказа, подавшим заявки под порядковыми номерами 3 и 4, единая комиссия государственного заказчика не указала в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме положения документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе и положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе.
Таким образом, единая комиссия УФМС России по Нижегородской области нарушила требования части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в рассматриваемой части.
6) 06.12.2013 состоялась процедура проведения открытого аукциона в электронной форме. Результаты указанной процедуры зафиксированы в протоколе проведения открытого аукциона в электронной форме от 06.12.2013. Последнее ценовое предложение сделано участником размещения заказа, подавшим заявку под порядковым номером 2.
09.12.2013 состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N54/2 от 09.12.2013.
В соответствии с пунктом 5 протокола N54/2 от 09.12.2013 победителем открытого аукциона в электронной форме признано общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Нижний Новгород", заявка которого соответствовала положениям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Нарушений законодательства о размещении заказов при проведении указанной процедуры не установлено.
7) В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные Управлением Федеральной миграционной службы по Нижегородской области нарушения положений частей 2-4 статьи 41.6 и частей 4, 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов являются существенными, повлияли на результаты размещения заказа, и могут быть устранены только путём внесения изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме, что указывает на необходимость выдачи государственному заказчику, его единой комиссии и оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") соответствующего предписания.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал" на действия единой комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку ГСМ обоснованной.
2. Признать Управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области нарушившей требования частей 2-4 статьи 41.6 и частей 4, 7 статьи 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Признать единую комиссию Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области нарушившей положения частей 3, 4 и 6 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать государственному заказчику, его единой комиссии и оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
5. Направить материалы дела должностному лицу Нижегородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2.1, 4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии В.В. Лашманов
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 11 декабря 2013 г. N 1364
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2013