Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 января 2014 г. N 11
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>;
при участии <_>,
рассмотрев жалобу ОАО "Гипрогор" на действия конкурсной комиссии, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России обратилось ОАО "Гипрогор" с жалобой на действия конкурсной комиссии и уполномоченного органа, связанные с проведением открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению научно-исследовательской работы "Инвестиционно-градостроительное обоснование создания международного этнокультурного центра "Байгал" на территории Ольхонского муниципального района и г. Иркутска Иркутской области" (далее - открытый аукцион).
В своей жалобе заявитель указывает, что конкурсная комиссия необоснованно допустила к участию в конкурсе ОАО "Иркутскгражданпроект", в связи с тем, что у него отсутствует необходимая в соответствии с п. 18 информационной карты документации об открытом аукционе лицензия на осуществление геодезической деятельности.
Заявитель утверждает, что уполномоченный орган ограничил круг участников конкурса, так как при размещении извещения о проведении открытого конкурса указал не все классификационные коды работ, входящий в предмет контракта.
Также заявитель считает, что уполномоченным органом нарушены сроки оценки и сопоставления заявок, а также срок опубликования протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения, согласно которым считают жалобу заявителя необоснованной, указывая, что при проведении открытого конкурса права и законные интересы ОАО "Гипрогор" не нарушены.
ОАО "Иркутскгражданпроект" считает жалобу ОАО "Гипрогор" необоснованной.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, уполномоченного органа, ОАО "Иркутскгражданпроект", установила следующее.
Уполномоченным органом 20.12.2013 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса N 0134200000113007475 и конкурсная документация об открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению научно-исследовательской работы "Инвестиционно-градостроительное обоснование создания международного этнокультурного центра "Байгал" на территории Ольхонского муниципального района и г. Иркутска Иркутской области" (далее - конкурсная документация).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В силу п. 10 ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ устанавливает обязательные требования к участникам размещения заказа при проведении торгов.
В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ кроме указанных в ч.ч. 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со ст. 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, п. 3 раздела I.3 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации предметом контракта являются услуги по проведению научно-исследовательской работы "Инвестиционно-градостроительное обоснование создания международного этнокультурного центра "Байгал" на территории Ольхонского муниципального района и г. Иркутска Иркутской области".
Пунктом 18 раздела I.3 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлено требование о наличии в документах, входящих в состав заявки на участие в конкурсе, копии действующей лицензии на осуществление геодезической деятельности.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
В соответствии с протоколом N 76/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 16.12.2013 г. на участие в открытом конкурсе подано две заявки от участников размещения заказа - ОАО "Гипрогор" и ОАО "Иркутскгражданпроект".
Исходя из протокола N 76/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, ОАО "Иркутскгражданпроект" не представлена копия действующей лицензии на осуществление геодезической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 настоящего Федерального закона.
Статья 12 Федерального закона N 94-ФЗ устанавливает основания, по которым участник размещения заказа не допускается к участию в торгах. Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п.1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 настоящего Федерального закона), ч. 2 ст. 31.4 или ч. 2 ст. 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 94-ФЗ случаев, не допускается (ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 94-ФЗ).
Решением единой комиссии N 2, оформленным протоколом N 76/2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 19.12.2013 г., оба участника размещения заказа допущены к участию в открытом конкурсе и признаны участниками открытого конкурса.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что в ходе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, было установлено, что в соответствии с действующим законодательством, работы, входящие в предмет контракта, не подлежат лицензированию, в связи с чем единой комиссией N 2 принято решение о допуске к участию в открытом конкурсе ОАО "Иркутскгражданпроект".
В соответствии с законодательством о лицензировании Российской Федерации ряд работ могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией, в частности, согласно Федеральному закону от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к таковым относятся геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) (п. 42 ч. 1 ст. 12).
Исходя из смысла п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 07.12.2011 г. N 1016 лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения.
Перечень геодезических и картографических работ, относящихся к работам именно федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное и межотраслевое значение, определяется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" и Положением о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденным Постановление Правительства РФ от 07.12.2011 г. N 1016.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия установила, что работы входящие в предмет контракта, не входят в перечень геодезических и картографических работ, не являются работами федерального назначения, а относятся к работам специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъекта Российской Федерации.
Следовательно, на выполнение предусмотренных техническим заданием документации об открытом аукционе, проектом государственного контракта работ, не требуется лицензия на осуществление геодезической деятельности.
Таким образом, уполномоченным органом при формировании и утверждении конкурсной документации допущено нарушение ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ.
Довод заявителя об ограничении уполномоченным органом числа участников размещения заказа в связи с затруднением поиска закупки Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Статья 21 Федерального закона N 94-ФЗ устанавливает требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурса.
Так, в ч. 4 ст. 21 Федерального закона N 94-ФЗ указан исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении открытого конкурса.
При этом, вышеуказанная норма не предусматривает обязанность заказчика, уполномоченного органа указывать классификационные коды товаров, работ и услуг, являющихся предметом контракта.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В данном случае права и законные интересы ОАО "Гипрогор" не нарушены. Заявителем в предусмотренные конкурсной документацией сроки подана заявка на участие в открытом конкурсе, заявитель допущен к участию в открытом конкурсе и признан участником открытого конкурса.
Документы, подтверждающие, что уполномоченным органом при размещении извещения о проведении открытого конкурса ограничен круг участников размещения заказа, заявителем не представлены.
В соответствии с п. 11 ч. 4 ст. 21, п. 13 ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации должны быть указаны сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, месте и дате рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что срок оценки и сопоставления заявок не может превышать десять дней со дня подписания протокола, указанного в ч. 2 ст. 27 настоящего Федерального закона (протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе).
Согласно п. 26 раздела I.3 конкурсной документации подведение итогов открытого конкурса - в срок не свыше 10 дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Федеральный закон N 94-ФЗ не обязывает конкурсную комиссию осуществлять оценку и сопоставление заявок в последний день установленного извещением о проведении открытого конкурса подведения итогов.
Протокол N 76/2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе подписан членами единой комиссии N 2 и уполномоченным органом 19.12.2013 г.
Протокол N 76/3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе подписан единой комиссией N 2 и уполномоченным органом 20.12.2013 г.
Частью 2 статьи 57 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч. 3 ст. 40 настоящего Федерального закона, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.3 настоящей статьи.
Комиссия считает несостоятельным довод заявителя о нарушение его прав и законных интересов, так как срок для обжалования действий конкурсной комиссии, указанный в ч. 2 ст. 57 Федерального закона N 94-ФЗ, установлен в виде одного периода времени - 10 дней, который не изменяется и не может изменяться в зависимости от даты размещения протоколов на официальном сайте.
В силу ч. 11 ст. 28 Федерального закона N 94-ФЗ протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
При этом, согласно данным Официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг протокол N 76/3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе опубликован уполномоченным органом 20.12.2013 г. т.е. в день подписания протокола, что является нарушением ч. 11 ст. 28 Федерального закона N 94-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки было установлено, что 31.12.2013 г. между заказчиком и ОАО "Иркутскгражданпроект" заключен государственный контракт N 62-57-742/3.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Гипрогор" частично обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган нарушившим ч. 4 ст. 11, ч. 11 ст. 28 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Направить копии решения сторонам по делу.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 января 2014 г. N 11
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2014