Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 декабря 2013 г. N 998
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>;
при участии <_>,
рассмотрев жалобу ООО "МАКС" на положения конкурсной документации, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России обратилось ООО "МАКС" с жалобой на положения конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению технической и землеустроительной документации по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области и областным автомобильным дорогам общего пользования протяженностью - 1215, 118 км в границах Балаганского, Жигаловского, Казачинско-Ленского, Качугского, Ольхонского и Катангского районов Иркутской области согласно перечней автодорог с государственной регистрацией права собственности Иркутской области и оперативного управления ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" на сооружения автодорог и с государственной регистрацией права собственности Иркутской области и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" полосы отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области и областных автомобильных дорог общего пользования (далее - открытый конкурс).
В соответствии с доводами, изложенными в жалобе, конкурсная документация составлена с нарушением требований ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ, а также иных федеральных законов, под действие которых подпадают работы, входящие в состав предмета контракта.
Агентство по государственному заказу Иркутской области (далее - уполномоченный орган) и заказчик считают доводы жалобы необоснованными, указывая, что конкурсная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение уполномоченного органа, заказчика, установила следующее.
Уполномоченным органом 21.10.2013 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса N 0134200000113006595 и конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению технической и землеустроительной документации по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области и областным автомобильным дорогам общего пользования протяженностью - 1215, 118 км в границах Балаганского, Жигаловского, Казачинско-Ленского, Качугского, Ольхонского и Катангского районов Иркутской области согласно перечней автодорог с государственной регистрацией права собственности Иркутской области и оперативного управления ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" на сооружения автодорог и с государственной регистрацией права собственности Иркутской области и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" полосы отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области и областных автомобильных дорог общего пользования (далее - конкурсная документация).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 94-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Порядок проведения открытого конкурса установлен главой 2 Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) (ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ).
Согласно извещению о проведении открытого конкурса, п. 3 раздела I.3 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации предметом открытого конкурса являются работы по изготовлению технической и землеустроительной документации по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области и областным автомобильным дорогам общего пользования протяженностью - 1215, 118 км в границах Балаганского, Жигаловского, Казачинско-Ленского, Качугского, Ольхонского и Катангского районов Иркутской области согласно перечней автодорог с государственной регистрацией права собственности Иркутской области и оперативного управления ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" на сооружения автодорог и с государственной регистрацией права собственности Иркутской области и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" полосы отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области и областных автомобильных дорог общего пользования.
Условия выполнения работ установлены в части III "Заказ на выполнение работ".
Так, согласно п. 7.18 вышеуказанной части конкурсной документации в технологию работ входит изготовление, регистрация технических и кадастровых паспортов на сооружения областных автомобильных дорог общего пользования, формирование технических планов в границах района и населенных пунктов.
В приложении N 1 к контракту "Календарный план работ" 3 этапом работ является техническая инвентаризация автодорог (тех. инвентаризация мостов и путепроводов, тех. инвентаризация труб по дорогам), изготовление кадастровых и технических паспортов на сооружения автодорог.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений конкурсной документации, проекта контракта можно сделать вывод, что в обязанности подрядчика входят работы по изготовлению кадастровых паспортов.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. N457, установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества относится к полномочиям Росреестра.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в том числе, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного ч.1 ст.17 настоящего Федерального закона срока, обязан выдать заявителю или его представителю либо при наличии в заявлении указания о выдаче указанных в настоящей части документов через многофункциональный центр передать такие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю или его представителю:
1) кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости);
2) кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости);
3) кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав (при учете части такого объекта недвижимости);
4) кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).
В ходе рассмотрения жалобы по существу представители заказчика пояснили, что работы по государственному контракту включают в себя кадастровые работы и работы по сопровождению постановки объектов на государственный кадастровый учет.
При этом в документации об аукционе, в том числе в проекте контракта и календарном плане работ отсутствуют положения, свидетельствующие о том, что обязанностью подрядчика является совершение действий, направленных на подготовку документации для кадастрового учета уполномоченными органами объектов недвижимости.
Таким образом, в нарушение ст. 1, ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ уполномоченный орган неправомерно включил в состав работ, работы по изготовлению кадастровых паспортов.
В своей жалобе заявитель указывает, что предметом контракта названы работы, которые по наименованию подпадают под действие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по землеустройству и технической инвентаризации, которые в п. 5 Технического задания (часть III "Заказ на выполнение работ") не названы в качестве правовых оснований проведения работ.
Данный довод заявителя Комиссия считает необоснованным, так как отсутствие в конкурсной документации в качестве правового основания указания на Федеральный закон, в частности на Федеральный закон от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", регулирующего деятельность по землеустройству, не является нарушением требований Федерального закона N 94-ФЗ.
В соответствии с требованиями Технического задания конкурсной документации в технологию работ, являющихся предметом контракта, входит установление границ участков автодорог в границах района и населенных пунктов, составление ситуационного плана автодороги (п. 7.9), а также полевое обследование объектов недвижимости на автодорогах и сбор информации для изготовления кадастровых и технических паспортов выполнить с привязкой к эксплуатационного километражу (п. 7.17).
При этом, как указывает заявитель, из Технического задания невозможно установить, в какой форме, посредством каких видов документов, с каким содержанием и по какой структуре следовать представлять запрашиваемую в п.п. 7.9, 7.17 Технического задания информацию.
Представители заказчика пояснили, что для тех видов работ, форма предоставления результатов которых не регламентирована контрактом или правовыми актами, форма передачи результатов является свободной для исполнителя контракта.
В соответствии п. 2.2 Технического задания к целям работ, являющихся предметом контракта, относится создание информационного раздела отраслевого банка данных о состоянии и использовании земель дорожного хозяйства и имущества.
Заявитель указывает, что из указанных в конкурсной документации правовых основаниях для проведения работ не говорится о создании, содержании отраслевого банка данных о состоянии и использовании земель дорожного хозяйства и имущества, порядке включения информации в него. Таким образом, по мнению заявителя, для участника размещения заказа является неясным, кем создается информационный раздел отраслевого банка данных о состоянии и использовании земель дорожного хозяйства и имущества, в какой форме, какую конкретно информацию следует предоставить заказчику в целях исполнения контракта.
В своих возражениях заказчик указывает, что указанный в п. 2.2 Технического задания отраслевой банк данных ведется заказчиком.
Комиссия оценив пояснения сторон, положения документации не находит в действиях уполномоченного органа по вышеуказанным доводам заявителя нарушений требований Федерального закона N 94-ФЗ.
В соответствии с техническим заданием одним из результатов работ должны быть технические паспорта в границах района и населенных пунктов.
Комиссия не находит в действиях уполномоченного органа нарушений требований Федерального закона N 94-ФЗ.
Кроме того, извещением от 14.11.2013 г. в конкурсную документацию внесены изменения, которыми данный пункт исключен.
В п. 4 раздела I.3 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации относительно сроков выполнения работ указано следующее:
"Срок выполнения работ: с момента заключения государственного контракта
Максимальный срок выполнения работ: 730 календарных дней с момента заключения государственного контракта с положительным заключением агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области.
Минимальный срок выполнения работ: 516 календарных дней с момента заключения государственного контракта с положительным заключением агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области".
При этом, Постановлением Правительства Иркутской области от 06.09.2012 г. N 483-пп "Об упразднении агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области" агентство государственной экспертизы в строительстве Иркутской области упразднено (п. 1 указанного Постановления).
В соответствии с пп. "б" п. 2 Постановление Правительства Иркутской области от 07.11.2012 г. N 623-пп "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств областного бюджета" организацией, уполномоченной на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств областного бюджета, является государственное автономное учреждение Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области".
Таким образом, уполномоченным органом установлены максимальные и минимальные сроки выполнения работ с привязкой к событию, которое заключается в положительном заключении документации организацией, которая в настоящее время не существует.
Пунктом 7.27 Технического задания конкурсной документации установлено, что при производстве работ необходимо руководствоваться требованиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что такого учреждения как ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области не существует. В настоящее время его функции исполняет Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Исходя из вышеизложенного, конкурсная документация по проведению открытого конкурса сформирована и утверждена уполномоченным органом таким образом, что для участников размещения заказа точное соблюдение ее требований является невозможным.
Руководствуясь ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МАКС" частично обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган нарушившим ст. 1, ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Выдать уполномоченному органу предписание об аннулировании открытого конкурса.
4. Направить копии решения и предписания сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 декабря 2013 г. N 998
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2013