Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 декабря 2013 г. N 1031
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>;
при участии <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Сатурн" на положения документации об открытом аукционе в электронной форме, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России обратилось ООО "Сатурн" с жалобой на положения документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку однопроекционной ангиографической системы для многопроекционных моноплановых обследований и выполнения интервенций на сердце, коронарных артериях и магистральных сосудах с цифровой обработкой изображения (далее - открытый аукцион).
В своей жалобе заявитель указывает, что документация об открытом аукционе в электронной форме составлена с нарушением требований ст. 8, ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ, в частности, предметом открытого аукциона является поставка ангиографической системы, при этом, в п. 4 Информационной карты документации об открытом аукционе установлено требование о наличии у поставщика лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
Также, по мнению заявителя, необоснованно включено в п. 4 Информационной карты, п. 2.1.3 проекта договора обязанности поставщика произвести демонтаж и складирование старого ангиографического комплекса, имеющего у Заказчика, для последующего списания и утилизации, для осуществления которых требуется наличие соответствующих лицензии. Таким образом, объединение поставки и демонтажа, списания и утилизации оборудования ограничивают количество участников размещения заказа.
Кроме того, заявитель считает, что содержащиеся в части V "Заказ на поставку товара" документации об открытом аукционе параметры оборудования в совокупности указывают на модель одного производителя ангиографических систем - Siemens. Заявитель утверждает, что эти параметры фактически не влияют на функциональные свойства оборудования, а также на его качественные характеристики, однако ведут к ограничению количества участников размещения заказа.
Уполномоченным органом и заказчиком представлены возражения, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными, а действия заказчика, уполномоченного органа при разработке и утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме соответствующими требованиям Федерального закона N 94-ФЗ.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение уполномоченного органа, заказчика, установила следующее.
Уполномоченным органом 13.11.2013 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0134200000113007407 и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку однопроекционной ангиографической системы для многопроекционных моноплановых обследований и выполнения интервенций на сердце, коронарных артериях и магистральных сосудах с цифровой обработкой изображения (далее - документация об открытом аукционе).
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 настоящего Федерального закона.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ).
Из представленных уполномоченным органом материалов дела установлено, что на основании поступившей от заказчика заявки уполномоченным органом разработана и утверждена документация об открытом аукционе.
Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (ч. 2 ст. 34, ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ).
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе предметом открытого аукциона является поставка однопроекционной ангиографической системы для многопроекционных моноплановых обследований и выполнения интервенций на сердце, коронарных артериях и магистральных сосудах с цифровой обработкой изображения.
Требования к техническим характеристикам однопроекционной ангиографической системы установлены в части V "Заказ на поставку товара" документации об открытом аукционе. При этом, уполномоченным органом соблюдены требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, в частности, установлены как максимальные и минимальные показатели товара, так и конкретные показатели товара, которые отвечают потребностям заказчика.
Представители заказчика пояснили, что требования к характеристикам товара установлены с учетом многолетнего опыты работы в рентгенохирургии, участия в большом количестве конференций, конгрессов, симпозиумов по вопросам рентгенохирургии и выставках медицинского оборудования. Так же при указании функциональных характеристик (потребительских свойств) ангиографической системы источниками информации служили сайты компаний-производителей медицинского оборудования, данные медицинских журналов, мнение специалистов по медицинской технике и мнение коллег по специальности, имеющих опыт работы на ангиокомплексах различных производителей.
Из смысла ч. 2 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством положений, направленных на обеспечение при проведении аукциона конкурентной среды.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия полагает, что уполномоченным органом в силу требований ч. 2 ст. 34, ч. 1, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ в документации об открытом аукционе предусмотрены требования к товару исходя из потребностей, а также специфики деятельности заказчика.
В п. 14 части II "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об открытом аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, а именно:
"- копии действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случаев, если эти источники используются в медицинской деятельности) с указанием вида работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности:
размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих)".
В силу ч. 5 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч.ч. 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ одним из обязательных требований, устанавливаемых заказчиком при размещении заказа путем проведения торгов, является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Как указывалось выше, предметом открытого аукциона является поставка однопроекционной ангиографической системы.
В п. 10 части II "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об открытом аукционе указано, что цена контракта включает в себя, в том числе, проведение работ по настройке, регулировке и вводу в эксплуатацию медицинского оборудования, расходы на демонтаж ангиографического комплекса "Angiostar + TOP", затраты на утилизацию компонентов демонтированной рентгеновской трубки.
Пунктом 2.1.7 проекта договора установлено, что в обязанности поставщика входит введение в эксплуатацию поставляемого оборудования.
Согласно п. 2.1.9 проекта договора поставщик обязан представить заказчику акт об утилизации компонентов демонтированной рентгеновской трубки.
В соответствии с законодательством о лицензировании Российской Федерации ряд работ могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией, в частности, согласно Федеральному закону от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к таковым относятся производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (п. 17 ч. 1 ст. 12) и деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (п. 39 ч. 1 ст. 12).
Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)".
Под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения, лицензируемой в соответствии с вышеназванным Положением, понимается проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация установок, содержащих источники ионизирующего излучения, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что требование о наличие у участника размещения заказа действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующие), является соответствующим требованиям действующего законодательства.
Довод заявителя относительно ограничения уполномоченным органом количества участников размещения заказа в связи с установленными в документации об открытом аукционе требованиями к характеристикам однопроекционной ангиографической системы и наличием соответствующей лицензии Комиссия считает несостоятельным по следующим основаниям.
В силу ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
При этом, ни при подачи жалобы, ни при рассмотрении жалобы документы, подтверждающие доводы заявителя об ограничении количества участников размещения заказа уполномоченным органом при размещении данного заказа ООО "Сатурн" не представлены, Комиссией самостоятельно не установлено.
Кроме того, согласно представленному уполномоченным органом протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 13.12.2013 г. на участие в открытом аукционе подано 3 заявки от участников размещения заказа. Все участники размещения заказа допущены к участию в открытом аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 94-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, следует отметить, что согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.12.2010 г. N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, нарушений уполномоченным органом требований Федерального закона N 94-ФЗ при утверждении документации об открытом аукционе Комиссией не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сатурн" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 декабря 2013 г. N 1031
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2013