Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 января 2014 г. N 16
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия Иркутского УФАС России) в составе: ***** при участии представителей филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области ***** представителя ООО "Комплексная защита" ***** рассмотрев жалобу ООО "Комплексная защита", и в результате осуществления внеплановой проверки, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов), ч. 1 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплексная защита" (далее заявитель) на действия филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области (далее заказчик), связанные с проведением открытого аукциона (Nизвещения 0334100022113000156) на право заключения государственного контракта на поставку гражданских противогазов (далее открытый аукцион). Заявитель в жалобе указал, что 28.12.2013 г. направил в адрес заказчика запрос о разъяснении положений документации об аукционе, однако заказчик в нарушение ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов, разместил разъяснение 09.01.2014 г. Также заявитель считает, что заказчик сформировал техническое задание на поставку гражданских противогазов с такими характеристиками, под которые подходит только один противогаз УЗС ВК ЭКРАН с фильтром ВК 320 производства ОАО "Сорбент" г. Пермь. Заявитель указывает, что к таким характеристикам относятся: гарантийный срок хранения в заводской упаковке не более 13 лет; площадь поля зрения, не менее 94; в комплекте должны содержаться панорамная маска, комбинированный фильтр, сумка для хранения и ношения. Заявитель считает, что в действиях заказчика содержится нарушение ч.4 ст.10 Закона о размещении заказов. Представитель заявителя в обоснование своих доводов также представил ссылки и распечатки с сайтов производителей противогазов, а также таблицу сравнений характеристик противогазов.
Заказчик на жалобу заявителя представил возражение, согласно которым не согласен с доводами жалобы заявителя. В обоснование возражений указал, что в запрос от заявителя о разъяснении положений документации об аукционе поступил заказчику подан 28.12.2013 г. - выходной день (суббота), в соответствии с приказом заказчика от 20.12.2013 г. N 01-05/230. Следующий день 29.12.2013 г. (воскресенье) также являлся выходным днем. 30.12.2013 г. заказчиком получен запрос, и 31.12.2013 г. был изготовлены разъяснения. Поскольку 01.01.2014 г. являлся праздничным нерабочим днем, 09.01.2014 г. - в течение двух дней со дня получения размещены разъяснения. Заказчик ссылаясь на ст.191, 193 Гражданского кодекса РФ, считает, что не нарушил требования ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов. В отношении доводов заявителя о формировании технических характеристик к товару в требования документации об аукционе под одного производителя заказчик указал, что руководствовался п.1, 6 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов, и требований к товару, ведущих к ограничению участников размещения заказа не устанавливал. Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, содержащиеся в техническом задании документации об аукционе не противоречат требованиям ГОСТа к индивидуальным средствам защиты органов дыхания. Приказом МЧС РФ от 27.05.2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" установлен рекомендуемый срок хранения средств индивидуальной защиты - 25 лет. В связи с этим заказчик считает, что мог установить требование к гарантийному сроку хранения противогазов 13 лет. Денежные средства на закупку противогазов ежегодно не выделяются, поэтому установлен такой срок их хранения. Заказчик также указал, что документация об аукционе содержит минимальные требования к гражданским противогазам и не содержит указания на товарный знак или на конкретного производителя, поэтому участник размещения заказа может осуществить поставку противогазов любого производителя и любого товарного знака, отвечающего требованиям технического задания документации об аукционе в электронной форме. Согласно п. 4.8.2. ГОСТ 12.4.198-99 ССБТ, смотровые стекла средств индивидуальной защиты органов дыхания и смотровые щитки не должны искажать зрительное восприятие, в связи с чем, заказчик считает, что установление требований к площади поля зрения не менее 94%, панорамной маски обеспечивает соблюдение требований ГОСТа. Применение фильтрующих противогазов также регламентировано Приказом МЧС РФ от 27.05.2003 г. N 285, согласно п. 2.9.12. которого при осмотре средств индивидуальной защиты проверяются в том числе сумки - целостность ткани, наличие и исправность фурнитуры (петель, ремешков, лямок и т.п.), по ГОСТ 12.4.121.-83 в комплект противогаза входят: лицевая часть, соединительная трубка, коробка большого габарита, сумка для противогаза то есть наличие сумки для хранения и ношения противогазов предусмотрено действующим законодательством.
Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев жалобу заявителя, возражения заказчика, установила следующее.
23.12.2013 г. заказчиком утверждена документация о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку гражданских противогазов (далее документация об аукционе). 23.12.2013 г. извещение и документация об аукционе размещены на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов. Разделом 4 "Техническое задание" документации об аукционе заказчиком установлены технические характеристики к товару (противогазам гражданским), в том числе оспариваемые заявителем требования о том, что противогазы должны быть из панорамной маски, комбинированного фильтра, сумки для хранения и ношения противогаза; гарантийный срок хранения в заводской упаковке должен быть 13 лет; площадь поля зрения не менее 94%.
В силу ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ч.2 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
В соответствии с п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Указанные требования Закона о размещении заказов не содержат запрета заказчикам устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, оспариваемые заявителем, а также не запрещает заказчикам проводить закупку товара, выпускаемого, в том числе, единственным производителем.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что техническим заданием документации об аукционе заказчик, во исполнение требований ч.2 ст.34, п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов установил требования к техническим характеристикам товара, его безопасности, потребительским свойствам товара, требования к размерам, упаковке, иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. По ряду позиций заказчиком в задании установлены минимальные и максимальные значения показателей, а именно в отношении требований об обеспечении противогазов защитой от органических газов и паров с температурой кипения выше 65 градусов по Цельсию; установлены масса фильтра/противогаза без сумки не более (380/1100) грамм; площадь поля зрения не менее 94%; гарантийный срок хранения в заводской упаковке - 13 лет.
В данном случае при утверждении документации об аукционе заказчик указал технические характеристики товара, удовлетворяющие потребностям заказчика. При этом уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти не вправе определять потребности государственного заказчика, равно как и изменять их.
Учитывая указанные обстоятельства при рассмотрении жалобы доказательств об ограничении количества участников заказа не представлено.
Комиссией Иркутского УФАС России рассмотрены доводы заявителя о нарушении заказчиком сроков размещения на официальном сайте РФ разъяснения документации об аукционе на запрос заявителя и признаны обоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что заявителем 28.12.2013 г. в адрес заказчика направлен запрос о разъяснении документации об аукционе, и поступил к заказчику от оператора электронной площадки, что также подтверждается распечаткой (скриншот) из официального сайта РФ, предоставленной заказчиком.
09.01.2013 г. заказчиком размещено разъяснение на официальном сайте.
В силу ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов, в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Таким образом, в силу требования ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов, заказчик в течение двух дней - 29.12.2013 г. или 30.12.2013 г. обязан был разместить разъяснение на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов. Однако, заказчиком разъяснение на запрос заявителя был размещен 09.01.2014 г. Следовательно, заказчиком нарушено требование ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов. Оснований для выдачи предписания заказчику отсутствуют, в связи с тем, что разъяснение размещено на официальном сайте РФ.
Доводы заказчика о применении в данном случае положений статей 191, 193 Гражданского кодекса РФ, Комиссия Иркутского УФАС России считает необоснованными, поскольку Закон о размещении заказов, является специальным регулирующим процедуру размещения заказов, требования ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов носят императивными характер, а сроки установленные данной нормой, являются пресекательными.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, рассмотрев жалобу заявителя, руководствуясь ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплексная защита" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов.
2. Направить копию решения заявителю, заказчику.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 января 2014 г. N 16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2014