Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 января 2014 г. N 38
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
при участии <_>,
рассмотрев жалобу ООО РСП "Топка" на действия аукционной комиссии, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО РСП "Топка" на действия аукционной комиссии, связанные с отказом в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме "Строительство автомобильной дороги "Корховская-Кутулик" в Аларском районе Иркутской области" (далее - открытый аукцион).
В своей жалобе заявитель считает незаконным решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в открытом аукционе, так как характеристики материалов, по которым заявитель не указал конкретные показатели, заказчиком размещены в документации об открытом аукционе в ненадлежащем месте и ненадлежащим образом, что не позволило участникам размещения заказа подготовить первые части заявок на участие в открытом аукционе в соответствии с требованиями документации об открытом аукционе.
Администрацией муниципального образования "Аларский район" Иркутской области (далее - заказчик) представлены возражения на жалобу, согласно которым участнику размещения заказа с порядковым номером заявки 7 отказано в допуске к участию в открытом аукционе, так как заявка не соответствует требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, в частности, в заявке отсутствуют товары и материалы, а также технические характеристик, указанные в приложениях "Локальные сметы" части V "Заказ на выполнение работ" документации об открытом аукционе.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
Заказчиком 20.12.2013 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0134300034613000067 и документация по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на строительство автомобильной дороги "Корховская-Кутулик" в Аларском районе Иркутской области (далее - документация об открытом аукционе).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 0134300034613000067 от 16.01.2014 г. на участие в открытом аукционе было подано 7 заявок от участников размещения заказа, из которых к участию в открытом аукционе допущен участник размещения заказа с порядковым номером 2, остальным участникам размещения заказа отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ в связи с несоответствием требованиям документации об открытом аукционе, в том числе и заявителю, заявке которого был присвоен порядковый номер 7.
Основанием для отказа заявителю в допуске к участию в открытом аукционе явилось отсутствие конкретных показателей товаров, используемых в ходе выполнения работ.
Комиссией установлено, что в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ, п. 14 части II "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об открытом аукционе первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар: а) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Требования к используемым в ходе выполнения работ товарам (материалам) установлены в ведомости основных материалов, а также в локальных сметных расчетах, входящих в состав документации об открытом аукционе.
Конкретные показатели товаров, указанных в ведомости основных материалов, в первой части заявки на участие в открытом аукционе заявителем представлены.
При этом, по материалам, указанным в локальных сметных расчетах NN 02-01-02, 02-01-02-доп., 02-04-07, 02-02-05, 02-03-06, 02-05-08, конкретные показатели в первой части заявки ООО РСП "Топка" отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В силу ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст.41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, первая часть заявки на участие в открытом аукционе участника размещения заказа с порядковым номером 7 - ООО РСП "Топка" не соответствует требованиям п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ, п. 14 части II документации об открытом аукционе.
Следовательно, аукционная комиссия правомерно на основании ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ отказала заявителю в допуске к участию в открытом аукционе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией в действиях заказчика, аукционной комиссии выявлены следующие нарушения.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 94-ФЗ определено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 Федерального закона N 94-ФЗ информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, информация об условиях, о запретах, об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, размещается на официальном сайте без взимания платы. При этом к информации о размещении заказов относятся предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, а также информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Также согласно ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 94-ФЗ порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 94-ФЗ в отношении технической составляющей информационного обеспечения размещения заказов содержат бланкетные нормы, отсылающие на принятое в соответствии с Законом о размещении заказов Положение "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом", утвержденное приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н (далее - Положение).
Так, ч. 7 Положения определено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств.
Программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств (ч. 8 Положения).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Требования к товарам, которые должны использоваться в ходе выполнения работ, установлены заказчиком в ведомости основных материалов, а также в локальных сметных расчетах NN 02-01-02, 02-01-02-доп., 02-04-07, 02-02-05, 02-03-06, 02-05-08
Предметом открытого аукциона согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, п. 3 части II документации об открытом аукционе являются работы по строительству автомобильной дороги, которые подпадают под действие параграфа 3 главы 37 ГК РФ - строительный подряд.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Для определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. N 15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее - Методика).
Согласно п. 4.11 Методики локальные сметные расчеты (сметы) рекомендуется составлять с учетом приложения N 2 к настоящей Методике.
Так, в образце N 4 Приложения к Методики приведен шаблон локального сметного расчета, из которого следует, что концовкой локального сметного расчета является указание должностей и подписей (инициалы, фамилия) лиц, кто составил и проверил локальный сметный расчет.
При изучении локальных сметных расчетов, размещенных заказчиком в качестве приложения к документации об открытом аукционе в формате PDF, Комиссией установлено следующее:
- локальный сметный расчет N 02-01-02 словами "составил", "проверил" заканчивается на странице 19, при этом, на страницах 22-24 указаны требования к удобрению сложно-смешанному гранулированному насыпью, райграсу пастбищному, щебню из гравия, щебню из природного камня;
- локальный сметный расчет N 02-01-02-доп. завершается на странице 6, однако, на страницах 8-10 содержатся требования к геосетки, грунту, железнодорожному балласту;
- локальный сметный расчет N 02-04-07 заканчивается на странице 5, при этом, на страницах 8-10 сметного расчета содержатся требования к столбикам сигнальным, вертикальной разметке столбиков;
- локальный сметный расчет N 02-02-05 завершается на странице 2, требования к воде, щебню установлены на страницах 4-5 указанного сметного расчета;
- локальный сметный расчет N 02-03-06 заканчивается на странице 13, при этом, на страницах 17-19 также установлены требования к ряду товаров, используемых при выполнении работ;
- локальный сметный расчет N 02-05-08 завершается на странице 3, однако, требования к электродам, стойкам металлическим, щиткам металлическим дорожных знаков указаны на страницах 5-7.
Исходя из указанного, сведения о материалах, не входящих в ведомость основных материалов, но которые также должны быть использованы при выполнении работ, расположены таким образом, что лицо, изучающее вышеприведенные локальные сметные расчеты без использования дополнительных технологических средств, а именно использования полосы прокрутки изображения вниз (2-3 страницы), не имело возможности ознакомиться с этими требованиями.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о преднамеренном разделении требований к материалам и размещении их в локальных сметных расчетах через несколько пустых страниц с целью введения участников размещения заказа в заблуждение относительно количества и характеристик применяемых товаров (материалов).
Данный факт также подтверждается тем, что 6 участников размещения заказа из 7 были отклонены от участия в открытом аукционе в связи с отсутствием конкретных показателей по товарам (материалам), содержащимся именно в локальных сметных расчетах.
Следовательно, заказчиком при формировании и утверждении документации об открытом аукционе допущены нарушения ч. 1 ст. 1, ч.ч. 6,7 ст. 16 Федерального закона N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч.ч. 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Как указывалось выше, предметом открытого аукциона является строительство автомобильной дороги.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации об открытом аукционе в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В п. 14 части II документации об открытом аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать: а) копию свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации и приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г. "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" с видами работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанными в информационной карте аукциона. б) копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копии акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство.
Единственный участник размещения заказа, допущенный к участию в открытом аукционе с порядковым номером заявки 2 - ООО "Сибпрофстрой", а в последующем признанный соответствующим требованиям документации об открытом аукционе, в составе второй части заявки на участие в открытом аукционе представил копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N 0199.1-2010-3849007731-С-132 от 20.12.2010 г., в котором отсутствует допуск 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), а также допуск 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Кроме того, в свидетельстве о допуске от 20.12.2010 г. отсутствует сумма, на которую ООО "Сибпрофстрой" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 05.07.201г. N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" является обязательным положением свидетельства о допуске.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 настоящего Федерального закона.
Таким образом, аукционной комиссией при рассмотрении второй части заявки на участие в открытом аукционе допущено нарушение ч. 6 ст. 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО РСП "Топка" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 1 ст. 1, ч.ч. 6,7 ст. 16 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей ч. 6 ст. 41.11 Федерального закона N 94-ФЗ.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Федерального закона N 94-ФЗ путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 января 2014 г. N 38
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2014