Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 9 января 2014 г. N ГЗ-451/2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: Н.С. Ивановой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
А.Г. Киселевой - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
Ю.К. Быстровой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
при участии представителей:
- ООО "Промкомплект" - И.С. Крицун (по доверенности N 3393700/01-001 от 09.01.2014), В.В. Крыльцова (по доверенности N 3393700/01-002 от 09.01.2014),
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно - сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Калининград) (далее - Заказчик) - Б.Б. Варфоломей (по доверенности N 01/14 от 09.01.2014), А.А. Насыко (по доверенности N 01/14 от 09.01.2014),
рассмотрев жалобу ООО "Промкомплект" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно - сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Калининград) 0335100015313000237 на право заключения договора на поставку оборудования для прачечной федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения РФ (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 26.12.2013 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, в части установления требования к товару, влекущего за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением норм Закона о размещении заказов.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель полагает, что торги объявлены с нарушением норм действующего законодательства в сфере размещения заказов.
Так, в силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Часть 2 "Техническая часть документации об аукционе, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товара" (далее - Техническое задание) содержит следующие требования, противоречащие действующему законодательства о размещении заказов, а именно - по позиции 2 "Барьерная стиральная машина с разделением на грязную и чистую зоны типа Miele PW 6163 (или эквивалент)":
- наличие "стандартных неизменяемых программ, включая пакеты "Белье лежачих больных", "Термохимическая и термическая дезинфекция", "Постель из синтетических тканей", "Одеяла и подушки", "Операционное белье", " Спецодежда медицинского персонала", "Прорезиненные изделия", "Гигиена", "Мопы (насадки и швабры)", "Протирочные салфетки для уборки помещений" (п. 2.10);
- наличие индикаторов "Прерывание программы" и "Конец программы" (п. 2.13);
По позиции 3 "Барьерная стиральная машина с разделением на грязную и чистую зоны, типа Miele PW 6243 (или эквивалент)":
- наличие "стандартных неизменяемых программ, включая пакеты "Белье лежачих больных", "Термохимическая и термическая дезинфекция", "Постель из синтетических тканей", "Одеяла и подушки", "Операционное белье", " Спецодежда медицинского персонала", "Прорезиненные изделия", "Гигиена", "Мопы (насадки и швабры)", "Протирочные салфетки для уборки помещений" (п. 3.10);
- наличие индикаторов "Прерывание программы" и "Конец программы" (п. 3.13).
По мнению Заявителя, вышеуказанные пакеты программ и обозначения индикаторов оборудования являются стандартными только для стиральных машин компании Miele.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в один лот объединены товары, функционально не связанные между собой - стирально-отжимные машины проходной конструкции с разделением на грязную и чистую зоны (позиция 1 Технического задания) и вспомогательное оборудование - тележки (позиции 3.2, 3.3 Технического задания).
Таким образом, включение в документацию об Аукционе определенных пакетов программ и индикаторов, а также товаров, функционально не связанных между собой, не позволяет ООО "Промкомплект" как добросовестному поставщику принять участие в данном размещении заказа и ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Документация об Аукционе содержит требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товара.
Сведения о фирменных наименованиях, патентах, полезных моделях, промышленных образцах и иные условия, влекущие ограничение количества потенциальных участников размещения заказа в рассматриваемой части Технического задания действительно содержатся. Однако, данные требования не нарушают антимонопольное законодательство и не ограничивают конкуренцию, т.к. в Техническом задании документации об Аукционе указана возможность поставки эквивалентной продукции (Miele или эквивалент). Указание на определенный товарный знак, в данном случае, является лишь примером, облегчающим участникам подбор возможных к поставке товаров. Соответственно аналогично в Техническом задании документации об Аукционе заявлены требования о наличии необходимых пакетов программ и обозначений индикаторов.
Кроме того, указание перечня необходимых программ, т.е. фактических режимов обработки белья и прочего мягкого инвентаря обусловлено исключительно специальными потребностями и специализацией деятельности учреждения, а именно - оказание высокотехнологичной помощи. Отсутствие указанных программ и индикаторов делает невозможным для Заказчика проведение полного комплекса противоэпидемиологических мероприятий и эффективную борьбу с внутрибольничными инфекциями.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, предметом данного размещения заказа является поставка оборудования для прачечной. Для функционирования прачечной необходимо наличие разнообразного оборудования, в том числе стирально-отжимных машин проходной конструкции с разделением на грязную и чистую зоны, а также вспомогательного оборудования - тележек, стеллажей, столов производственных.
В соответствии с вышеизложенным, Заказчик полагает, что документация об Аукционе, в частности положения Технического задания, в полной мере соответствуют требованиям Закона о размещении заказов и считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
20.12.2013 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение (N 0335100015313000237) на право заключения договора на поставку оборудования для прачечной федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения РФ и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 163 325,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В силу части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т.д. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Таким образом, помимо указания на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", заказчик обязан установить в документации о торгах параметры эквивалентности, в соответствии с которыми участник делает предложение по поставке эквивалентного товара, а заказчик определяет соответствия предлагаемого товара своим потребностям.
Комиссией установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе в соответствии с требованиями пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов определены требования Заказчика к качеству, техническим характеристикам приобретаемого оборудования, требования к его безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), и размерам товара, при этом указано требование наличия указанных параметров или величины параметров. Данные характеристики содержат указания на товарные знаки (в том числе по позиции 2 и 3 Технического задания - "Барьерная стиральная машина с разделением на грязную и чистую зоны типа Miele PW 6163"; "Барьерная стиральная машина с разделением на грязную и чистую зоны, типа Miele PW 6243") и сопровождаются словами "или эквивалент".
Для рассмотрения дела по существу на заседании Комиссии Заявителем не представлены какие-либо доказательства того, что указанные в Техническом задании документации об Аукционе стандартные программы и индикаторы (по позиции 2 и 3 Технического задания - "Барьерная стиральная машина с разделением на грязную и чистую зоны типа Miele PW 6163"; "Барьерная стиральная машина с разделением на грязную и чистую зоны, типа Miele PW 6243") соответствуют только лишь стиральным машинам марки Miele, а также исследование (анализ) рынка производителей данной категории товаров.
Кроме того, Комиссией установлено, что для участия в данном Аукционе подано 3 (три) заявки участников размещения заказа, которые содержат предложения о поставке продукции, соответствующей требованиям, заявленным в Техническом задании документации об Аукционе, в том числе предложение о поставке стиральных машин иного, чем указано в Техническом задании, производителя. Данный факт, по мнению Комиссии, свидетельствует об отсутствии признаком ограничения конкуренции.
В соответствии с действующим законодательством о размещении заказов участниками размещения заказа могут выступать любые юридические или физические лица, а так же индивидуальные предприниматели (в том числе не являющиеся производителями требуемого к поставке товара), имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме и удовлетворяющий потребностям заказчика. Аналогичное положение закреплено в пункте 1.6.1. части I "Открытый аукцион электронной форме", согласно которому в Аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, получивший аккредитацию на электронной площадке, адрес которой указан в Информационной карте аукциона, а также при наличии на счете участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах, денежных средств в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, предусмотренный документацией об открытом аукционе.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к мнению о том, что документация об Аукционе не содержит требований, которые не соответствуют положениям Закона о размещении заказов и влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
2. Из смысла Закона о размещении заказов следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом, потребности заказчика не требуют обоснований.
По смыслу норм Закона о размещении заказов заказчик самостоятельно принимает решение в отношении предмета размещаемого заказа.
Согласно извещению предметом данного Аукциона является поставка оборудования для прачечной. Товары, предлагаемые к поставке (стирально-отжимные машины и вспомогательное оборудование (тележки)) технологически и функционально взаимосвязаны между собой, так как в совокупности необходимы для комплексного и полного функционирования прачечной.
Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, Комиссия считает, что положения Технического задания документации об Аукционе соответствуют требованиям Закона о размещении заказов, в том числе частям 3, 3.1 статьи 34, пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 5 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Промкомплект" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселева
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 9 января 2014 г. N ГЗ-451/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2014