Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 26 декабря 2013 г. N ГЗ-439/2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: Н.С. Ивановой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;
членов Комиссии:
А.Г. Киселевой - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,
А.В. Белоногова - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,
при участии представителей:
- Калининградской торгово-промышленной палаты Пюровой А.В. (по доверенности б/н от 26.12.2013);
- Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" Силкиной О.А. (по доверенности N И-КМИ-05/42053 от 25.12.2013), Шегеды В.Я. (по доверенности N И-КМИ-04/42052 от 25.12.2013),
рассмотрев жалобу Калининградской торгово-промышленной палаты (далее - Заявитель) на действия заказчика - Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок N 0335300000913000040 на оказание услуг по определению рыночной стоимости и/или права аренды муниципального имущества, расположенного на территории городского округа "Город Калининград", согласно техническому заданию (Приложение N1) к проекту муниципального контракта (далее - Запрос котировок) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 20.12.2013 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок в части неправомерного выбора способа размещения заказа, отсутствия требований к объёму работ, сведений о характеристиках объектов, а также в части включения в извещение о проведении Запроса котировок информации и требований, нарушающих нормы Закона о размещении заказов.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.
Заявитель считает, что сведения, содержащиеся в извещении о проведении Запроса котировок не дают возможность участнику размещения заказа точно определить объем выполняемых работ, а также их реальную себестоимость. Так, проект контракта и техническое задание не содержат сведений о характеристиках объектов для оценки, их месте расположения и целевом назначении. В соответствии со сложившейся практикой и рекомендуемыми "Национальным Советом по оценочной деятельности" для различных объектов оценки в зависимости от целевого назначения, площади рекомендуются различные минимальные затраты в человеко-часах.
Таким образом, в нарушение п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов Заказчиком не определены характеристики и объём оказываемых услуг, в связи с чем потенциальному участнику размещения заказа не представляется возможным оценить трудозатраты и себестоимость своих услуг по определению рыночной стоимости объектов.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение п. 2 ст. 42 Закона о размещении заказов неправомерно выбран способ размещения заказа, поскольку в соответствии с п. 5.2 технического задания и п. 2.3 проекта муниципального контракта услуги необходимо оказать с момента поступления заявки-задания исполнителю от муниципального заказчика.
Заявитель также считает, что Заказчик для определения максимальной цены контракта использовал данные, без учета расходов исполнителя на экспертизу отчетов.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя.
Под техническим заданием заказчика понимается полный перечень требований, условий, задач, поставленных перед участниками размещения заказа.
Заказчик составил техническое задание в соответствии со ст. ст. 43, 34 Закона о размещении заказов, в котором установил требования к оказываемым услугам в соответствии со своими потребностями.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" оказывает муниципальную услугу о предоставлении преимущественного права выкупа арендуемых помещений находящихся в муниципальной собственности, где существует заявительный порядок. При предоставлении данной услуги Заказчику необходимо провести оценку объектов муниципальной собственности подлежащих выкупу после получения заявлений от субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, не обладая информацией о количестве предполагаемых заявлений на предоставление услуги по выкупу арендуемых помещений, Заказчик на данном этапе не имеет возможности конкретизировать объекты поадресно. Проведение процедуры оценки объектов муниципальной собственности, находящейся в аренде и подлежащей отчуждению до поступления заявления на выкуп является нецелесообразным, поскольку в соответствии с п. 26 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, итоговая величина рыночной стоимости или иной стоимости объекта оценки указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты предоставления публичной оферты прошло не более шести месяцев. На основании вышеизложенного Заказчиком в Приложении N 1 к муниципальному контракту "Техническое задание" определены характеристики и объем: муниципальное имущество - 147 объектов муниципальной собственности.
Обоснование максимальной цены контракта рассчитано Заказчиком на основании мониторинга стоимости работ организаций на рынке оценочных услуг, в соответствии с чем, установлена максимальная цена одного отчета об оценке рыночной стоимости муниципального имущества и/или права его аренды и утверждена протоколом заседания комиссии по проведению запроса котировок в размере 3400 рублей, что соответствует средней стоимости оказания данных услуг по оценке жилой и/или нежилой недвижимости, зданий площадью до 10 000 кв. м.
Таким образом, Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
17 декабря 2013 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении запроса котировок N 0335300000913000040 и проект муниципального контракта на оказание услуг по определению рыночной стоимости и/или права аренды муниципального имущества, расположенного на территории городского округа "Город Калининград".
Максимальная цена контракта - 499 800,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.
В силу ч. 3 ст. 10 Закона о размещении заказов, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Порядок и условия размещения заказа способом запроса котировок регулируются главой 4 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 3 ст. 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
Частью 2 статьи 42 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Законом о размещении заказов установлены три условия, при одновременном выполнении которых заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок: оказание услуг осуществляются не по конкретным заявкам заказчика; для услуг, на оказание которых заключается контракт при размещении заказа, есть функционирующий рынок; цена контракта не превышает 500 тыс. руб.
На заседании комиссии представителем Заказчика представлены сведения с официальных сайтов организаций, осуществляющих оценочную деятельность, в том числе по определению рыночной стоимости и права аренды жилого и нежилого имущества, что доказывает наличие функционирующего рынка в данной сфере.
Таким образом, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком при выборе способа размещения заказа соблюдены требования Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные ст. 43 Закона о размещении заказов.
Пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов определено, что запрос котировок должен содержать сведения о характеристиках и объеме выполняемых работ. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком к качеству работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия, выполняемых работ, потребностям заказчика.
Из смысла Закона о размещении заказов следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом, потребности заказчика не требуют обоснований.
В извещении о проведении Запроса котировок содержатся сведения об объеме выполняемых работ "согласно техническому заданию (Приложение N 1) к проекту муниципального контракта".
Техническое задание (далее - ТЗ) Запроса котировок содержит требования к оказанию услуг, в частности по п. 5 ТЗ Заказчиком установлено, что объектом оценки является муниципальное имущество - 147 объектов муниципальной собственности.
На заседании комиссии представителем Заказчика даны пояснения о том, что подробная информация о характеристиках объектов оценки содержится в протоколе заседания комиссии по проведению запросов котировок на право заключения муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд от 14.01.2013, согласно которому определена минимальная стоимость работы по оценке жилой и/или нежилой недвижимости, зданий, площадью до 10 000 кв.м. или права ее аренды. Средняя стоимость оценочных услуг установлена на основании проведенного маркетинга, изучения рынка в данной сфере и составила 3 400,00 рублей за один отчет. Данный протокол опубликован на официальном сайте в качестве обоснования максимальной цены контракта. Нормативно-правовой базы, регулирующей ценообразование в данной сфере нет. Ссылка Заявителя на установленные Национальным Советом по оценочной деятельности минимальные тарифы на проведение оценочных работ в Российской Федерации несостоятельна, поскольку данные стандарты носят рекомендательный характер, соблюдение которых не является обязательным.
Таким образом, Комиссия считает, что в соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены и указаны в извещении о проведении запроса котировок характеристики и объем оказываемых услуг.
Доводы Заявителя о не включении в расчет максимальной цены контракта затрат исполнителя на экспертизу отчета несостоятельны, поскольку п. 5.2 проекта муниципального контракта предусмотрено, что муниципальным заказчиком может быть назначена экспертиза отчетов об оценке при осуществлении им мероприятий, связанных с приемкой услуг. Расходы на экспертизу несет исполнитель в случае допущенных исполнителем нарушений в отчете об оценке или при наличии причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками.
Данные требования не противоречат действующему законодательству и направлены на добросовестное исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 5 статьи 57, частями 5 и 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Калининградской торгово-промышленной палаты необоснованной.
Ведущий заcедание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.В. Белоногов
А.Г. Киселева
|
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 26 декабря 2013 г. N ГЗ-439/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2014