Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 23 января 2014 г. N 21-06/3-14Ж
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - Петрова А.В., руководителя Камчатского УФАС России,
Членов комиссии:
- Парфирьевой С.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок,
- Шихановой Л.Б., главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок,
- Иванкова Д.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок,
в присутствии представителя:
заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Камчатская краевая станция переливания крови" (далее - Заказчик): Голубевой Е.Г. (по доверенности от 20.01.2014 N 1),
в отсутствие представителя заявителя - ООО "айТюб" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме (далее - ОАЭФ) на поставку автоматической лабораторной системы для электрофореза (извещение N 0338200009413000014) (далее - Аукцион), руководствуясь частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
30.12.2013 Заказчик на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru разместил извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 356 804,22 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 20.01.2014.
17.01.2014 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении данного Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчик установил в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам оборудования, которые являются уникальными и соответствуют оборудованию только одного производителя.
2. Заказчик включил в документацию об Аукционе требования не соответствующие своим потребностям: расходные материалы к поставляемому оборудованию являются психотропными веществами, а Заказчик не имеет лицензии на использование данных психотропных веществ непосредственно в лабораториях.
3. Заказчик неверно определил начальную (максимальную) цену контракта в нарушение правил формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования.
Представитель Заказчика пояснил следующее.
1. Заказчик при выборе оборудования руководствовался техническими требованиями, которые необходимы для его работы.
Характеристики, содержащиеся в техническом задании, не являются уникальными, а характеризуют полностью автоматическую систему электрофореза, что удовлетворяет потребность Заказчика именно в автоматизированной системе для электрофореза белков в агарозном геле с параметрами, указанными в техническом задании. Выбор данного оборудования обусловлен тем, что указанная система является лучшим стандартом диагностической процедуры в деятельности клинических лабораторий, а получение как можно более точных результатов исследований является жизненно важной необходимостью для осуществления своевременного и качественного обследования доноров.
Так в техническом задании Заказчик установил:
п. 2.5: минимальная длина миграции при электрофорезе, не менее 20 мм.
Данный параметр длины разгонки при одновременной производительности 8 и 16 тестов в час необходим и напрямую связан с результатом исследования, поскольку влияет на разрешение по всем белкам.
То есть, чем больше длина разгонки, тем лучше разрешение при считывании с картинки (чем больше картинка, тем лучше она читаема, и визуально, и с помощью денситометра).
п. 2.8: метод нанесения проб на гель - при помощи многоразового аппликатора.
Данный параметр не является элементом дизайна. Одноразовые аппликаторы делают из волокна, которое сорбирует некоторые белки и которые в результате не переносятся на гель, остаются на аппликаторе, что ведет к ложноотрицательным результатам. Многоразовая конструкция стального аппликатора не имеет сродства к белкам, поэтому состав пробы при переносе остается неизменным.
Кроме того, требование к методу нанесения проб при помощи многоразового аппликатора обусловлено необходимостью приобретения полностью автоматической системы электрофореза.
п. 2.14: сканер для денситометрирования результатов анализов - наличие;
п. 2.15: метод считывания результатов - денситометрия на монохромной длине волны.
Денситометрия является референсным и самым точным методом считывания, именно поэтому качество остальных методов оценивается относительно него.
Сканирование является лишь приближенным методом денситометрии и может дать лишь похожие данные, но не обеспечивает 100% корреляцию.
Данное техническое требование очень важно для проведения исследования на высоком качественном уровне обследования доноров.
Установление вышеуказанных требований обусловлено потребностью Заказчика в максимально рентабельной работе лаборатории, снижении потребления реагента и стоимости проводимых исследований, экономии бюджетных средств на одно исследование, увеличения проведенных исследований и как следствие обследованных доноров.
2. В техническом задании документации об Аукционе предъявлено только одно требование к реагентам для оборудования, а именно наличие в комплекте поставки "стартового комплекта наборов реагентов". Стартовый комплект наборов реагентов, указанный в качестве требования в п. 3.4 технического задания, должен быть достаточным только для осуществления процедуры ввода системы в эксплуатацию, проверки заводских настроек и обучения специалистов. Такие стартовые комплекты для оборудования не содержат психотропных веществ, осуществление оборота которых подлежит обязательному лицензированию.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об ОАЭФ должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об ОАЭФ наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться
В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В части 1.4 документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам товара.
Данные характеристики не содержат указаний на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
При этом Заказчик указал максимальные и минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В частности в пункте 2 "описание требований к техническим характеристикам товара" документации об Аукционе установлено:
- п.п. 2.2: уровень автоматизации поставляемого товара - полностью автоматизированный;
- п.п. 2.5: минимальная длина миграции при электрофорезе, не менее - 20 мм;
- п.п. 2.8: метод нанесения проб на гель - при помощи многоразового аппликатора;
- п.п. 2.14, 2.15: сканер для денситометрирования результатов анализов - наличие, метод считывания результатов - денситометрия на монохромной длине волны;
- п.п.2.16: количество предустановленных программ обработки гелей, не менее - 30
и так далее.
Таким образом, указанные Заказчиком характеристики предоставляют возможность потенциальным поставщикам предложить к поставке товар, эквивалентный товару, соответствующему потребностям Заказчика.
Модели автоматических систем электрофореза в гелях агарозы различных производителей, приведенных Заявителем для сравнения, не могут выступать эквивалентами требуемого товара, потому что имеют уровень автоматизации - частично автоматизированный, тогда как Заказчику требуется уровень автоматизации - полностью автоматизированный.
Таким образом, Заказчик установил в документации об Аукционе требование к техническим характеристикам товара исходя из своих потребностей, с учетом обеспечения наиболее эффективного использования бюджетных средств, при этом нарушений требований Закона о размещении заказов не установлено.
2. Согласно извещению о проведении ОАЭФ N 0338200009413000014 предметом данного Аукциона является "поставка автоматической лабораторной системы для электрофореза" (далее - Оборудование).
В части 1.4 пункте 3.4 документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о наличии стартового комплекта наборов реагентов. При этом в п. 16.3 документации об Аукционе установлено, что Поставщик обязуется своими силами и за свой счет осуществить монтаж оборудования, пусконаладочные работы в соответствии с действующими техническими стандартами и требованиями производителя. Каких либо других требований к реагентам in vitro для Оборудования, их химическому составу, количеству документация об Аукционе не содержит. Кроме того, согласно информации, размещенной в сети "Интернет" на сайтах различных производителей Оборудования, их уполномоченных представителей, в составе наборов реагентов для автоматической системы электрофореза нет запрещенных наркотических средств.
Таким образом, установление требования о наличии в комплекте поставки Оборудования стартового комплекта наборов реагентов, не противоречит нормам Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с пунктом 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об ОАЭФ должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В части 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881.
В соответствии с пунктом 8 Правил на основе предложений о ценах на медицинское оборудование, полученных от уполномоченных представителей, заказчик, уполномоченный орган устанавливают начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), равную средней цене (либо не более средней цены) предполагаемого к закупке медицинского оборудования. При этом не применяется источник информации, предусмотренный подпунктом "б" пункта 3 (реестр контрактов) настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящих Правил.
Согласно пункту 9.2 части 9 документации об Аукционе Заказчик при определении начальной (максимальной) цены контракта использовал информацию о ценах, направленную в адрес Заказчика тремя уполномоченными представителями производителей, а также информацию о ценах, содержащуюся в реестре контрактов, в нарушение пункта 8 Правил.
Таким образом, Заказчик при определении начальной (максимальной) цены контракта нарушил пункт 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Нарушение данного порядка не привело к увеличению расчетной начальной цены контракта и не повлияло на результат размещения заказа.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа.
Председатель Комиссии: ____________________ А.В. Петров
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ Д.А. Иванков
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия Заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 23 января 2014 г. N 21-06/3-14Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.01.2014