Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
управления;
Членов Комиссии: Лыжин Д.А. - начальник отдела государственного
и муниципального заказа;
Вагас М.А. - старшего государственного
инспектора отдела
государственного и
муниципального заказа;
Романова К.Е. - ведущего специалиста-эксперта
отдела государственного и
муниципального заказа,
при участии:
- представителей заказчика - Департамента транспорта и связи Кемеровской области: Кириченко Н.А. (удостоверение N 08-60-75 от 25.06.2013 г.);
- представителя уполномоченного органа - УГЗ КО: Савенкова А.В. (по доверенности);
- представитель заявителя ООО "ТСЦ "ТомАвто": Мелехин А.И. (по доверенности).
рассмотрев дело N 422/З - 2013, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Департаментом транспорта и связи Кемеровской области (далее - Департамент), законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 94-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24 июля 2012 г,
установила:
03.12.2013 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "ТСЦ "ТомАвто" на действия заказчика - Департамента, при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0139200000113007009 на право оказания услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение автобусов.
Заявитель указывает на то, что согласно аукционной документации заказчик - Департамент обязуется приобрести в собственность 100 автобусов марки МАЗ, изготовителем которых является ООО "Минский автомобильный завод" (далее - ОАО "МАЗ"), следовательно заказчик - Департамент при разработке аукционной документации указал производителя товара, что является нарушением ФЗ N 94 - ФЗ. Также заявитель указывает, что в противоречие с нормами действующего ФЗ N 94 - ФЗ в аукционной документации заказчика - Департамента отсутствует указание на эквивалент товара, максимальные и (или) минимальные значения технических показателей товара. Данные нарушения могут повлечь ограничение количества участников размещения заказа.
Кроме того, заявитель указывает на то, что заказчиком при размещении заказа в электронной форме N 0139200000113007009 в один лот сведены требования, относящиеся к разным типам (классам) автобусов:
- автобус городской низкопольный среднего класса МАЗ-206068 в количестве 27 единиц;
- автобус низкопольный для городских и пригородных маршрутов MA3-226063 в количестве 33 единиц;
- автобус для пригородно - междугородних маршрутов MA3-231062 в количестве 40 единиц.
Автобусы МАЗ - 206068 и МАЗ - 226063 относятся к автобусам среднего класса с низким уровнем пола, имеют одинаковый кузов и ходовую часть, то есть являются модификациями одной модели с различной планировкой пассажирских сидений в салоне.
Автобус MA3-231062 относится к автобусам большого класса, имеет отличия по всем параметрам от автобусов МАЗ 206/МАЗ-226 - кузов, силовой агрегат, ходовая часть.
Таким образом, объединение в один лот всех автобусов ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.
На заседании комиссии Кемеровского УФАС России, состоявшемся 09.12.2013 г., заказчиком - Департаментом были предоставлены возражения, согласно которым заказчик - Департамент, не соглашается с доводами жалобы ООО "ТомАвто" и поясняет следующее 14.11.2013 и 21.11.2013 гг. извещением о внесении изменений в аукционную документацию заказчиком - Департаментом были внесены изменения, согласно которым в пункты 1, 2.1,2.2,2.3 аукционной документации на право оказания услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретения автобусов, были добавлены слова "или эквивалент":
- автобус городской низкопольный среднего класса МАЗ-206068 (или эквивалент) в количестве 27 единиц;
- автобус низкопольный для городских и пригородных маршрутов MA3-226063 (или эквивалент) в количестве 33 единиц;
- автобус для пригородно - междугородних маршрутов MA3-231062 (или эквивалент) в количестве 40 единиц.
Таким образом, заказчик - Департамент соглашается с доводами заявителя, тем не менее указывает на отсутствие нарушения в связи с внесениями изменений в аукционную документацию.
Также заказчик - Департамент не согласен с доводом заявителя указывающим на то, что в нарушение ФЗ N 94 - ФЗ в аукционной документации указан конкретный производитель автобусов марки МАЗ, изготовителем которых является ОАО "Минский автомобильный завод" и поясняет, что в тексте аукционной документации слова автобусы "МАЗ" производства ОАО "МАЗ" отсутствуют.
Кроме того, в своих возражениях заказчик не согласен с доводами заявителя, указывая на то, что заказчик в один лот свёл требования, относящиеся к разным типам (классам) автобусов, и поясняет следующее. В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом торгов является "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение автобусов", следовательно объединение в один лот всех автобусов не ограничивает предполагаемых поставщиков, о чём свидетельствует полученные предложения от лизинговых компаний Минского автомобильного завода, готовых вступить в правоотношения с победителем аукциона.
В качестве обоснования заказчиком на заседании комиссии были представлены предложения:
- ООО "КузбассБелАвто" от N 4682 от 06.12.2013 г;
- ООО "АвтоТрансЛогистика" N 019/12 от 06.12.2013 г.
В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки порядка проведения открытого аукциона в электронной почте N 0139200000113007009 на право оказания услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретения автобусов образования Кемеровским УФАС России установлено:
29.10.2013 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - УГЗ КО размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0139200000113007009 на право оказания услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение автобусов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
В соответствии счастью 1 статьи 41.1 ФЗ N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 1 статьи 34 ФЗ N 94 - ФЗ документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 3 статьи 34 ФЗ N 94 - ФЗ документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0139200000113007009 заказчиком было установлено следующее:
|
Условия заказчика |
|||
|
Наименование, характеристика оказываемых услуг |
Ед. Изм. |
Кол-во |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение автобусов | ||||
1. |
Лизингодатель обязуется приобрести в собственность 100 автобусов (27 автобусов марки МАЗ-206068 , 33 автобуса марки МАЗ-226063 , 40 автобусов марки МАЗ-231062 у определенного Лизингодателем Продавца, и предоставить их Лизингополучателю во временное владение и пользование на срок финансовой аренды в установленные сроки, а Лизингополучатель получает право использовать автобусы в своих целях на условиях Контракта. На все время действия Контракта до полной оплаты Лизингополучателем лизинговых платежей Имущество является собственностью Лизингодателя. Право собственности на Имущество переходит к Лизингополучателю по истечении срока финансовой аренды (лизинга) соответствующего Имущества или до его истечения в порядке, установленном Контрактом. Право владения и пользования Имуществом переходит к Лизингополучателю в полном объеме в момент подписания Акта приемки Имущества в лизинг (приложение N2 к проекту государственного контракта). Срок финансовой аренды (лизинга) - с 1 января 2014 года по 25 декабря 2016 года. Срок передачи предмета лизинга во временное владение и пользование: Автобус городской низкопольный среднего класса МАЗ-206068 в количестве 27 единиц до 31 декабря 2013 года. Автобус низкопольный для городских и пригородных маршрутов МАЗ-226063 в количестве 33 единиц до 31 декабря 2013 года. Автобус для пригородно-междугородних маршрутов МАЗ-231062 в количестве 10 единиц до 31 декабря 2013 года, в количестве 10 единиц до 31 января 2014 года, в количестве 10 единиц до 28.02.2014 года, в количестве 10 единиц до 31 марта 2014 года. На время действия Контракта Имущество учитывается на балансе Лизингодателя. В течение 15 (пятнадцати) дней по истечении срока лизинга и выполнения Лизингополучателем всех своих обязательств по Контракту в части соответствующего Имущества, Лизингодатель передает Имущество, а Лизингополучатель принимает Имущество в собственность.
Переход права собственности на Имущество по истечении или до истечения соответствующего срока финансовой аренды (лизинга) оформляется договором купли-продажи с составлением акта об окончании лизинга (актов) согласно Приложению N4 к проекту государственного контракта.
Выкупная стоимость предмета лизинга должна составлять не более 118 (ста восемнадцати) тысяч рублей с учетом НДС. Выкупная цена оплачивается Лизингополучателем вместе с последним Лизинговым платежом, в соответствии с Графиком (Приложение N3 к проекту государственного контракта)
|
Усл. ед |
1 |
|
|
|
|
|
14.11.2013 и 21.11.2013 гг. в установленные законом сроки (не позднее чем пять дней до даты окончания срока подачи заявок) заказчиком - Департаментом в аукционную документацию были внесены изменения, добавлены слова "или эквивалент", согласно которым, лизингодатель обязуется приобрести в собственность 100 автобусов (27 автобусов марки МАЗ-206068 (или эквивалент), 33 автобуса марки МАЗ-226063 (или эквивалент), 40 автобусов марки МАЗ-231062 (или эквивалент)) у определенного лизингодателем продавца, что подтверждается распечатанными скриншотами с официального сайта www. zakupki.gov.ru.
Таким образом, на момент подачи жалобы ООО "ТомАвто" на действия заказчика - Департамента, а именно на нарушение аукционной документацией положений ФЗ N 94 - ФЗ в части отсутствия указаний на слова "или эквивалент", а также максимальные и (или) минимальные значения технических показателей товара, заказчиком в аукционную документацию были внесены изменения, а именно добавлены слова "или эквивалент", следовательно доводы заявителя, являются необоснованными.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 ФЗ N 94 - ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Согласно открытому аукциону в электронной форме N 0139200000113007009 предметом торгов является право на оказания услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение автобусов.
На основании статьи 2 Федерального закона от 29.10.1998 г.р. N 164 - ФЗ
"О финансовой аренде (лизинге)" под лизингом понимается - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
В соответствии со статьёй 665 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендодателем имущество у определенного им продавца и предоставить арендодателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственность за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.
В документации о проведении открытого аукциона в электронной форме
N 0139200000113007009 на право оказания услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение автобусов отсутствуют какие либо требования к лизингодателю, противоречащие законодательству о размещении заказов.
В соответствии с этим любая организация лизингодатель имеет возможность принять участие в рассматриваемом аукционе и приобрести указанное в техническом задании имущество, что подтверждается выше представленными коммерческими предложениями.
Согласно части 2 статьи 34 ФЗ N 94 - ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Из указанной нормы права следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 34 ФЗ N 94 - ФЗ потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При этом ФЗ N 94 - ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару, а также не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам.
Таким образом отсутствие у потенциального участника аукциона возможности выполнить условия аукциона не может являться основанием для признания действий заявителя нарушающими требования ФЗ N 94 - ФЗ.
Руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТомАвто" на действия заказчика - Департамента транспорта и связи Кемеровской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0139200000113007009 предметом торгов является право на оказания услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретения автобусов необоснованной;
2. Производство по делу 422/З-13 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии Д.А. Лыжин
М.А. Вагас
К.Е. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 9 декабря 2013 г. N 422/З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2013