Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 декабря 2013 г. N 1178-10054-13/4
Резолютивная часть оглашена
19.12.2013 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев жалобу ООО "Идентификация" (далее - Заявитель) на действия Департамента управления делами Губернатора Самарской области Правительства Самарской области (далее - Заказчик) по факту установления требований в Конкурсной документации, не соответствующих нормам Закона о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на выполнение в 2014 году мероприятий по защите информации, относящейся к государственной тайне, объектов информатизации органов исполнительной власти Самарской области для Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области (далее - Конкурс) (Извещение N0142200001313012227; Начальная цена контракта составила 4 759 800 рублей),
в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Идентификация" (вх. N7668 от 13.12.2013 года) на действия Департамента управления делами Губернатора Самарской области Правительства Самарской области по факту установления требований в Конкурсной документации, не соответствующих нормам Закона о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на выполнение в 2014 году мероприятий по защите информации, относящейся к государственной тайне, объектов информатизации органов исполнительной власти Самарской области для Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области (Извещение N0142200001313012227).
Согласно доводам жалобы ООО "Идентификация" Заказчик неправомерно установил в Конкурсной документации начальную (максимальную) цену единицы товара, услуги, поскольку работы, являющиеся предметом государственного контракта, не относятся к работам, для которых предусмотрена возможность установления в Конкурсной документации начальной цены единицы товара, услуги.
Вторым доводом жалобы является довод о том, что Заказчик не установил в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок, содержащий описание системы бальных оценок, порядок присвоения баллов заявкам.
Также в качестве довода Заявитель указывает на то, что при обосновании цены контракта Заказчик указал наименьшую цену контракта из предложений, являющихся обоснованием начальной цены контракта.
Еще одним доводом Заявителя является довод о том, что Заказчик необоснованно установил в Конкурсной документации возможность заключения дополнительных соглашений в связи с уточнением сроков выполнения работ на каждом из предусмотренных объектов.
Заказчик установил в Конкурсной документации обязательность наличия у участника размещения заказа лицензий ФСБ РФ и ФСТЭК РФ, при этом не конкретизировав виды работ, на которые требуется указанные лицензии.
Также по мнению Заявителя для выполнения указанных в предмете размещения заказа работ требуется наличие у участников размещения заказа лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Помимо указанных доводов Заявитель обращает внимание Комиссии Самарского УФАС России на то, что для оценки по критерию "квалификация участника размещения заказа" Заказчик установил показатель "квалификационный состав", при этом оценка квалификационного состава является обязанностью лицензирующих органов при рассмотрении вопроса о выдаче вышеуказанных лицензий.
На основании изложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу, признать ее обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны по следующим основаниям.
Заказчик в соответствии с Законом о размещении заказов имеет право устанавливать в Конкурсной документации требования к выполняемым работам с учетом своих потребностей в закупаемых работах и участникам размещения заказа с учетом требований Закона о размещении заказов.
Учитывая изложенное, представители Заказчика и Уполномоченного органа просили в удовлетворении заявленных ООО "Идентификация" требований отказать, действия Заказчика по установлению требований к закупаемым работам в Конкурсной документации признать соответствующими требованиям законодательства о размещении заказов.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказа предусмотрено, что конкурсная документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству работ, услуг, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Помимо этого пунктом 2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
Заказчик установил данные требования в Конкурсной документации в Извещении, Приглашении к участию в конкурсе, Техническом задании, при этом указав перечень необходимых к выполнению работ и их результатов, который позволяет определить для каких видов работ, входящих в предмет Конкурса, требуются соответствующие лицензии ФСБ РФ и ФСТЭК РФ. Данные виды работ технологически и функционально связаны между собой, являются однородными и выполняются вместе с целью получения эффективного результата без дополнительных бюджетных затрат.
Согласно пункту 4.1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг, заказчик, уполномоченный орган вправе указать в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию и начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе цену работ по замене указанных запасных частей.
Работы, являющиеся предметом размещения заказа, фактически являются комплексом работ, в том числе, по техническому обслуживанию и ремонту техники и оборудования, что прямо следует из пункта 6 Технического задания.
Таким образом, установление в Конкурсной документации помимо начальной цены контракта начальной цены единицы товара, услуг соответствует требованиям пункта 4.1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в Конкурсной документации в Приглашении к участию в открытом конкурсе имеется указание на Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденными Постановлением правительства РФ от 10.09.2009 года N722.
Также Комиссией Самарского УФАС России установлено, что определение начальной цены контракта соответствует нормам законодательства о размещении заказов, в частности, статьи 19.1 Закона о размещении заказов. При этом выбор наименьшей цены предложения в качестве начальной цены контракта обусловлено экономией бюджетных средств и ограниченными лимитами финансирования. Заказчик установил в Конкурсной документации начальную цену контракта в сумме 4 759 800 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчик установил в Конкурсной документации, что сроки выполнения работ по защите и аттестации на каждом объекте информатизации должны составлять: максимальный срок - 55 дней с момента заключения государственного контракта, минимальный срок - 20 дней с момента заключения государственного контракта. При этом согласно пункту 2 Технического задания сроки выполнения основных мероприятий по защите и аттестации на каждом объекте не должны превышать указанных в Типовом календарном плане, согласно которому по каждому из видов работ предусмотрены порядковые календарные дни выполнения работ и количество рабочих дней на каждый из видов работ.
Таким образом, установленные требования к срокам выполнения работ противоречат между собой и не соответствуют пояснениям Заказчика о необходимости поэтапного проведения работ на каждом из объектов с учетом сроков, ограниченных Типовым календарным планом выполнения работ.
Довод Заявителя об обязательном наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) и установлении указанного требования в Конкурсной документации не нашел своего подтверждения при рассмотрении указанной выше жалобы, поскольку исходя из пояснений Заказчика для выполнения работ указанной лицензии не требуется.
Довод Заявителя о квалификационном составе необоснован, поскольку Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденными Постановлением правительства РФ от 10.09.2009 года N722 предусмотрена возможность установления указанного критерия и возможность его оценки через показатель "квалификационный состав".
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика по установлению в Конкурсной документации требований к срокам выполнения работ установлено нарушение пункта 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Идентификация" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику и Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 декабря 2013 г. N 1178-10054-13/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2013