Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 декабря 2013 г. N 343ф/13
Резолютивная часть решения объявлена 30 декабря 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2013 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина;
Члены Комиссии: А.В. Хохольских, Т.С. Рябкова,
в присутствии представителей:
-заказчика Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть по Липецкой области" (далее - заказчик) Тонких Р.Л. (доверенность б/н от 30.12.2013 г.), Лукина В.М. (доверенность б/н от 30.12.2013 г.),
-заявителя Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" Силкиной Н.А. (доверенность N33 от 13.11.2013 г.),
рассмотрела жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия заказчика при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку мяса в 1 квартале 2014 года (реестровый номер 0346100006813000053) (далее-запрос котировок),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 24.12.2013 г. поступила жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия заказчика при размещении заказа путем проведения запроса котировок.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и подана в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим, жалоба принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
В адрес заказчика и заявителя были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя, являясь в соответствии со ст.8 Закона о размещении заказа потенциальным участником размещения заказа, указывает, что заказчик, в нарушение требований ч.3 ст.42 Закона о размещении заказов, разместил два запроса котировок на сумму, превышающую пятьсот тысяч рублей в течение квартала на поставку товаров, которые признаются одноименными. Кроме того, заказчиком нарушена ч.4 ст.10 Закона о размещении заказов.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика не согласны с доводами заявителя и считают, что ч.4 ст.10 и ч.3 ст.42 Закона о размещении заказов заказчиком не нарушена, жалоба является необоснованной.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные заказчиком, выслушав пояснения сторон, проведя на основании ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Приказом начальника учреждения заказчика от 10.01.2013 г. N3 принято решение о создании единой комиссии, и принято решение о размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку мяса в 1 квартале 2014 года.
Извещение о размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку мяса в 1 квартале 2014 года (реестровый номер 0346100006813000053) с приложениями размещено на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru. 16.12.2013 г.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о размещении заказов, под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
Согласно ст.5 Закона о размещении заказов, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Таким образом, под осуществлением размещения заказа, следует понимать действия, которые связаны с принятием решения о способе размещения заказа, либо совершаются в рамках указанных процедур (способов) размещения заказов и имеют своей целью определение исполнителей в целях заключения с ними соответствующих контрактов.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком 22.11.2013 г. и 16.12.2013 г. (4 квартал 2013 г.), на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru. размещены извещения о проведении запроса котировок NN:
- 0346100006813000046, предмет контракта и наименование запроса котировок: "Поставка мяса в IV квартале 2013 года", классификация товаров, работ, услуг: 1511112 "Говядина охлажденная в отрубах", начальная (максимальная) цена контракта - 240000,00 руб. Сроки поставки товара: до 31 декабря 2013 г. по заявкам заказчика, равномерными партиями 5 раз в неделю (по согласованию с заказчиком). Сроки и условия оплаты: безналичный расчет, в течение 10 рабочих дней со дня поставки партии товара. Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 02.12.2013 г. N0346100006813000046-П победителем указанного запроса котировок признано Открытое акционерное общество "Мясной комбинат "Усманский". 10.12.2013 г. между заказчиком и победителем был заключен государственный контракт N34 на поставку мяса в IV квартале 2013 года на общую сумму 195000,00 руб.;
- 0346100006813000053, предмет контракта и наименование запроса котировок: "Поставка мяса в I квартале 2014 года", классификация товаров, работ, услуг: 1511110 "Говядина свежая и охлажденная", начальная (максимальная) цена контракта - 499800,00 руб. Срок начала подачи котировочных заявок: "16" декабря 2013 г. Срок окончания подачи котировочных заявок: "25 " декабря 2013 г. 17 час. 00 мин.;
Общая сумма на поставку указанных выше товаров в течение квартала составила 739800,00 руб.
Исследовав предмет указанных выше размещенных заказов путем запросов котировок и руководствуясь положениями Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного Постановлением государственного стандарта Российской Федерации от 06.08.1993 N17м, для определения одноименности товаров, работ, услуг, Комиссия Липецкого УФАС России установила, что указанные в запросах котировок товары относятся к одной подгруппе - "Мясо (включая птицу) и пищевые субпродукты". Указанная подгруппа включена в п.19 Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 г. N273. Данная Номенклатура предназначена для определения одноименности товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, в том числе, в случае размещения заказа путем запроса котировок. Таким образом, предметом поставки явились одноименные товары.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Таким образом, заказчик, осуществив 16.12.2013 г. размещение заказа путем запроса котировок на поставку мяса в I квартале 2014 года (реестровый номер 0346100006813000053) с начальной (максимальной) ценой контракта - 499800,00 руб. и, при этом, 10.12.2013 г. заключил государственный контракт на поставку мяса в IV квартале 2013 года (реестровый номер 0346100006813000046) на сумму 195000,00 руб., т.е. на поставку одноименных товаров в течение квартала, что в общей сумме составляет 694800,00 руб., нарушил требования ч.3 ст.42 Закона о размещении заказов.
Кроме того, согласно ч.4 ст.10 Закона о размещении заказов, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи.
Частью 4.2 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Проанализировав Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N236-р, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в него включен код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93: 1500000 - пищевые продукты и напитки. Таким образом, размещение заказа на поставку товаров, являющихся предметом рассматриваемых запросов котировок и относящиеся к одной подгруппе - "Пищевые продукты и напитки (код 1500000)", в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов следует осуществлять путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
На основании вышеизложенного, заказчик, разместив заказы путем запросов котировок, а не открытых аукционов в электронной форме, при этом превысив допустимый для размещения заказа на поставку одноименных товаров лимит - пятьсот тысяч рублей в течение квартала, нарушил ч.4 ст.10 Закона о размещении заказов.
В силу ч.1 ст.10 Закона о размещении заказов, размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Согласно ч.1 ст.1 Закона о размещении заказов, единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, нарушение заказчиком ч.4 ст.10 Закона о размещении заказов привело к не достижению им цели, указанной в ч.1 ст.1 Закона о размещении заказов, в частности, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия.
В то же время, присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя сообщил, что установленные в действиях заказчика нарушения ч.1 ст.1, ч.4 ст.10, ч.3 ст.42 Закона о размещении заказов не нарушили его законные права и интересы. Кроме того, данные нарушения не повлияли на результат проведения запроса котировок.
Руководствуясь ч.5 ст.17, ч.6 ст.60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия заказчика - Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть по Липецкой области" при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку мяса в 1 квартале 2014 года (реестровый номер 0346100006813000053) обоснованной.
2. В действиях заказчика - Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть по Липецкой области" установлены нарушения ч.1 ст.1, ч.4 ст.10, ч.3 ст.42 Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать ввиду отсутствия ущемления прав и интересов участника размещения заказа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ А.В. Хохольских
____________ Т.С. Рябкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 декабря 2013 г. N 343ф/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2014