Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 января 2014 г. N 07-24-11/14
Резолютивная часть решения оглашена - 09.01.2014 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере размещения заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
в присутствии представителей сторон:
Заказчика - Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области: 1 чел.,
Заявителя - ООО "Западная Строительная Компания": 1 чел.,
уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Западная Строительная Компания" на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту многоквартирных жилых домов сельского поселения Жаворонковское в 2014 году (Номер заказа 0148300034213000054 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба ООО "Западная Строительная Компания" на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту многоквартирных жилых домов сельского поселения Жаворонковское в 2014 году (Номер заказа 0148300034213000054 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).
Согласно доводу жалобы, заявитель считает отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заказчика, оператора электронной площадки и заявителя направлено уведомление о рассмотрении жалобы.
Представители заказчика и заявителя, уведомленных надлежащим образом, прибыли на рассмотрение жалобы.
По информации, полученной с официального сайта и от представителя заказчика - муниципальный заказ не размещен (контракт (договор) не заключен).
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте 29.11.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 58 374 459, 93 руб.
Относительно довода жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 19.12.2013 (далее - Протокол), на участие в открытом аукционе в электронной форме было подано 10 (десять) заявок от участников размещения заказа.
Согласно указанному Протоколу и письменным возражениям на жалобу (исх. от 09.01.2014 N 4), участнику размещения заказа с порядковым номером 10 и фактически остальным участникам размещения заказа отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по следующему основанию: "Отклоняется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ, п. 3.4 ДОАЭФ по причине отсутствия в составе первой части заявки сведений, предусмотренных п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ и п 4.2.1 ДОАЭФ, а именно: конкретных показателей используемых при выполнении работ товаров (материалов) по следующим позициям:
- отсутствует конкретный показатель "Тип AR-5", по которому можно определить цвет и фактурный рисунок плитки, товара "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен", соответствующий значению, установленному в ДОАЭФ - указано "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен гладкие без завала; Товарный знак отсутствует", а заказчику требуется "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен гладкие без завала, тип AR-5" или показатель по которому можно определить цвет и фактурный рисунок плитки;
- отсутствует конкретный показатель "PLT", по которому можно определить цвет и фактурный рисунок плитки, товара "Плитка напольная", соответствующий значению, установленному в ДОАЭФ - указано "Плитка напольная; Товарный знак отсутствует", а заказчику требуется "Плитка напольная PLT" или показатель по которому можно определить цвет и фактурный рисунок плитки;
- не указан показатель "используемые при производстве работ материалы, должны быть новыми не бывшими в употреблении".
На заседании Комиссии Управления, представитель заказчика пояснил, что данные буквенные обозначения "PLT" и "AR-5" являются конкретным показателем цвета и фактурного рисунка в соответствии с ч. 4 п. 12. Дополнительные требования к основным используемым материалам. Данные буквенные обозначения, определены производителем плитки и обозначают цвет и фактурный рисунок плитки, о чём указанно в каталоге по данной плитке. Так как при выполнении работ по данному аукциону будет осуществляться частичная замена стеновой и напольной плитки, заказчику требуется плитка именно с такими показателями по цвету и фактурному рисунку.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Следует отметить, что буквенные обозначения "PLT" и "AR-5" не могут являться максимальными и (или) минимальными значениями или показателями, значения которых не могут изменяться, используемого при выполнении работ товара, поскольку могут использовать лишь конкретным производителем и не являются общепринятыми для всех.
Рассмотрев представленные документы, выслушав доводы сторон представителя заказчика и заявителя, Комиссия Управления пришла к выводу, что аукционной комиссией заказчика неправомерно отказано участнику размещения заказа с порядковым номером 10 (заявителю) в допуске к участию в аукционе, поскольку участником размещения заказа представлены конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а именно выполнены требования ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ, не допускается
Указанные действия аукционной комиссии нарушают ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона N 94-ФЗ внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
На основании изложенного, Комиссией Управления проводится внеплановая проверка размещения заказа.
Рассмотрев в ходе проведения внеплановой проверки документы, представленные на обозрение Комиссии Управления, установлено следующее.
1) Документация об аукционе в электронной форме утверждена распоряжением Главы Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области от 27.11.2013 N 183-р.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии Управления, а также это следует из письменных возражений на жалобу, буквенные обозначения "PLT" и "AR-5" определены производителем плитки "Сокол" и обозначают цвет и фактурный рисунок плитки, о чём указанно в каталоге по данной плитке указанного производителя.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что документация об аукционе в электронной форме не соответствует ч. 1 ст. 41.6 (ч. 3.1 ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ, поскольку содержит указание на знаки обслуживания, полезные модели и наименование производителя.
2) В адрес заказчика поступал запрос о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме.
В указанном запросе спрашивалось:
- необходимо ли предоставление в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме свидетельства выданного саморегулируемой организацией?
- необходимо было предоставление в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме копии документов, подтверждающих опыт выполнения работ в соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ?
На указанные вопросы, заказчик дал разъяснения о том, что да, предоставление указанных документов обязательство в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Однако, следует отметить следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительского кодекса Российской Федерации виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Предметом муниципального контракта не является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме свидетельства выданного саморегулируемой организацией является избыточным и неправомерным.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков", стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Поскольку размещение заказа не осуществляется на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то заказчик не вправе устанавливать к участникам размещения заказа требование, предусмотренное ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ и соответственно не вправе требовать в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме копии документов, подтверждающих опыт выполнения работ.
В соответствии с ч. 7 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ, требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ документов и сведений, не допускается.
Таким образом, заказчиком нарушены требования ч. 7 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ, выразившееся в неправомерном требовании о предоставлении в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме копии свидетельства выданного саморегулируемой организацией и документов, подтверждающих опыт выполнения работ.
Ответственность за данные нарушения предусмотрена ч. 4 и 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
3) В соответствии с п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, документация об аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ, в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Одновременно, Комиссия Управления отмечает, что ФАС России в своих письмах от 13.02.2012 N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта", от 01.06.2012 N АГ/17357 "О разъяснении законодательства" указал, что в случае если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.
Представитель заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что в качестве источника информации о ценах для расчета начальной (максимальной) цены контракта использовались коммерческие предложения одной лишь компании ООО "СТРОЙ-РЕСУРС", которые были представлены в материалы дела.
Однако, в документации об аукционе в электронной форме в обосновании начальной (максимальной) цены контракта не содержится реквизитов полученных от компании ответов на запросы информации о ценах или входящей даты их в Администрацию.
Таким образом, изучив представленные документы, Комиссия Управления пришла к выводу о нарушении заказчиком требований п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 2 ст. 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 17, ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ, Административным регламентом, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Западная Строительная Компания" на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту многоквартирных жилых домов сельского поселения Жаворонковское в 2014 году (Номер заказа 0148300034213000054) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 7 ст. 41.8; ч. 1 ст. 41.6 (ч. 3.1 ст. 34); п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6; ч. 2 ст. 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушение ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
5. Рассмотрев вопрос о возбуждении административного производства по фактам, установленным в ходе рассмотрения жалобы по существу и проведении внеплановой проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 января 2014 г. N 07-24-11/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2014