Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 декабря 2013 г. N 6012/03
Резолютивная часть оглашена 17.12.2013
В полном объеме изготовлено 20.12.2013 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Терентьева А.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" Неумоиной С.И. (доверенность N 86 от 17.12.2013); Павловой Л.А. (доверенность N 86 от 17.12.2013);
- уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области Куприянова А.Г. (доверенность N 66 от 08.05.2013);
- подателя жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Солид" генерального директора Трофимовой Н.Н.; Борисенко И.А. (доверенность N 1 от 08.04.2013),
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Солид" (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, Перевалка АБЗ; далее - ООО "Солид") - на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее - ГОКУ "Новгородавтодор") - при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения в Хвойнинском муниципальном районе Новгородской области, протяжённостью 450,621 км (заказ N 0150200000613002000, дата размещения извещения - 22.11.2013), и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа,
УСТАНОВИЛА:
11.12.2013 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "Солид" на действия государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения в Хвойнинском муниципальном районе Новгородской области, протяжённостью 450,621 км (заказ N 0150200000613002000, дата размещения извещения - 22.11.2013) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
Доводы Жалобы сводятся к следующему.
Во-первых, заказчиком нарушены положения статьи 19.1 Закона о размещении заказов, поскольку размер усредненной стоимости 1 тонны соли, используемый в калькуляции на приготовление пескосоляной смеси, является необоснованным.
Во-вторых, проект государственного контракта содержит ряд работ, которые не предусмотрены сметой, в частности, пункты 4.4.5, 4.4.10, 4.4.13, 4.4.19 проекта государственного контракта.
В-третьих, приложение N 5 к контракту содержит протокол согласования цены Контракта, что противоречит пункту 3.3 проекта контракта и части 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
В-четвертых, положения пунктов 1.2, 1.4, 3.4, 5.1 проекта контракта содержат различные обязательства подрядчика, выполнение которых должно осуществляться со сметной документацией, которая размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru. По мнению подателя Жалобы, сметная документация должна быть оформлена виде соответствующего приложения к контракту и являться его неотъемлемой частью.
На рассмотрении Жалобы представитель ООО "Солид" поддержал ее доводы в полном объеме.
Государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" доводы Жалобы не признал по основаниям, изложенным в возражениях на Жалобу (исх. N 4061/10 от 16.12.2013 ГОКУ "Новгородавтодор"), в которых указал следующее.
Во-первых, расчет усредненной стоимости 1 тонны соли в размере 2062,53 рубля произведен на основе коммерческого предложения ООО "Псковская топливная компания" и является обоснованным.
Расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта определен сметой на выполнение работ, являющихся предметом рассматриваемого аукциона.
Все сметные расчеты по определению начальной (максимальной) цены контракта прошли согласование на правильность применения расценок, индексов и соответствие дефектной ведомости в государственном бюджетном учреждении "Региональный центр по ценообразованию в строительстве Новгородской области".
Во-вторых, проект государственного контракта подготовлен в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов, а также с учетом необходимости обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам, относящимся к собственности Новгородской области. Работы, конкретный объем которых невозможно предусмотреть и включить в сметный расчет (в частности, пункты 4.4.5, 4.4.10, 4.4.13, 4.4.19 государственного контракта), оплачиваются за счет средств, предусмотренных сметных расчетом на непредвиденные работы и затраты.
В-третьих, в соответствии с пунктом 3.1 государственного контракта стоимость работ утверждается в протоколе согласования цены контракта, который является приложением N 5 к контракту. В случае снижения начальной (максимальной) цены контракта по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме в приложении N 5 фиксируется коэффициент снижения по итогам проведения рассматриваемого аукциона и итоговая цена контракта. Данное положение не противоречит Закону о размещении заказов и пункту 3.3 контракта.
В-четвертых, сметная документация размещается на официальном сайте, является обязательным приложением к документации об аукционе, в соответствии с пунктом 1.2 проекта государственного контракта работы выполняются в соответствии со сметной документацией, размещенной на официальном сайте.
На основании вышеизложенного, государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" считает, что им не нарушено законодательство Российской Федерации о размещении заказов, а Жалоба не подлежит удовлетворению.
Представитель уполномоченного органа с представленными возражениями заказчика согласился, дополнительно пояснив, что на участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме было подано две заявки, первые части которых признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации об аукционе.
На рассмотрении Жалобы представители ГОКУ "Новгородавтодор" поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объёме.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения заказа путём проведения рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
1. В ноябре-декабре 2013 года уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области проводилось размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения в Хвойнинском муниципальном районе Новгородской области, протяжённостью 450,621 км (заказ N 0150200000613002000, дата размещения извещения - 22.11.2013). Заказчиком выступило ГОКУ "Новгородавтодор".
В соответствии с пунктом 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, помимо прочего, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В пункте 5.6 раздела 5 "Начальная (максимальная) цена государственного контракта и ее обоснование" документации об аукционе указано, что расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта представлен в сметной документации (приложение N 5 к документации об открытом аукционе в электронной форме).
Позиция 73.1 сметной документации включает стоимость противогололедных материалов, расчет которой содержится в калькуляции на приготовление 1 тонны пескосоляной смеси (далее - Калькуляция).
Стоимость 1 тонны пескосоляной смеси сформирована на основе коммерческого предложения ООО "Псковская топливная компания" N 49/13 от 26.06.2013 и составляет 2062,53 рубля.
Сметный расчет произведен базисно-индексным методом в текущих ценах по индексам, утвержденным Региональным центром по ценообразованию в строительстве N 147 от 08.05.2013, т.е. для формирования начальной (максимальной) цены контракта использована усредненная стоимость для всех районов Новгородской области.
Таким образом, Жалоба в данной части является необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что Калькуляция не включена в состав сметной документации (приложение N 5 к документации об открытом аукционе в электронной форме) (по позиции 73.1 указана лишь общая стоимость противогололедных материалов без ее обоснования), что свидетельствует о нарушении заказчиком части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, поскольку используемый заказчиком источник информации о цене на пескосоляную смесь (коммерческое предложение поставщика) и расчет этой цены в документации об аукционе отсутствует. Калькуляция была представлена заказчиком только в ответ на запрос участника размещения заказов о разъяснении положений документации об открытом аукционе.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения части 2 статьи 19.1 и пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, доказательств того, что установленные в действиях государственного заказчика нарушения законодательства о размещении заказов носят существенный характер и повлияли или могли повлиять на результаты размещения заказа (в частности, привели к неправильному расчету сметной стоимости выполняемых работ), не установлено.
2. Довод подателя Жалобы о том, что пункты 4.4.5, 4.4.10, 4.4.13, 4.4.19 проекта государственного контракта включают работы, которые не предусмотрены сметой, является несостоятельным, поскольку, как следует из пояснений государственного заказчика, оплата указанных работ осуществляется за счет средств, отнесенных в сметной документации к непредвиденным работам и затратам. Следовательно, оплата работ, указанных в пунктах 4.4.5, 4.4.10, 4.4.13, 4.4.19 проекта государственного контракта, предусмотрена сметной документацией (приложение N 5).
Кроме того, из пояснений государственного заказчика следует, что, в частности в пункте 4.4.10 проекта государственного контракта, содержащем обязанность подрядчика вести документы технического учета - паспортизация дорог и искусственных сооружений на них, подразумевается не составление технического паспорта автомобильной дороги, а внесение по мере необходимости изменений в уже составленный технический паспорт автомобильных дорог.
Таким образом, Жалоба в данной части является необоснованной.
3. В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 настоящего Федерального закона. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Из пояснений государственного заказчика следует, что в приложении N 5 к проекту государственного контракта (протокол согласования цены контракта) будет фиксироваться коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта, т.е. отношение цены контракта, предложенной победителем торгов, к расчетной начальной (максимальной) цене контракта.
В пункте 4 Письма Минэкономразвития РФ от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05, ФАС РФ от 18.08.2009 N ИА/27690 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" указано, что в соответствии с положениями Закона цена заключаемого контракта, в том числе контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции, капитальному ремонту, определяется по итогам проведения торгов. После определения победителя торгов на выполнение работ заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения торгов. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента
В дальнейшем этот коэффициент используется в акте о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС- 3) и других необходимых документах.
Таким образом, приложение N 5 к проекту государственного контракта (протокол согласования цены контракта) не противоречит законодательству о размещении заказов, а Жалоба в данной части также является необоснованной.
4. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Пунктом 1.2 проекта государственного контракта установлено следующее: "Работы выполняются в соответствии с_ и сметной документацией, размещенной на официальном сайте РФ http://zakupki.gov.ru//. Сметную документацию Подрядчик вправе по запросу получить на бумажном носителе у Заказчика".
Как пояснили представители государственного заказчика, работы будут выполняться подрядчиком на основе сметной документации, включенной в состав документации об открытом аукционе в электронной форме.
Поскольку Закон о размещении заказов не устанавливает перечень документов, которые должны быть приложены заказчиком к проекту контракта, данный довод Жалобы является необоснованным.
Руководствуясь частью 5 статьи 17, статьями 19.1, 41.6, 41.12, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Солид" на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения в Хвойнинском муниципальном районе Новгородской области, протяжённостью 450,621 км. (заказ N 0150200000613002000, дата размещения извещения - 22.11.2013), необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" нарушения части 2 статьи 19.1 и пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли или могли повлиять на результаты размещения заказа, не установлено.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Терентьева
Д.А Раскоснов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 17 декабря 2013 г. N 6012/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2013