Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 декабря 2013 г. N 03-10.1/489-2013
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Иванченко О.И. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя Председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Вормсбехера А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский эффективный кирпич" (далее - Заявитель, ООО "СибЭК") на действия заказчика - Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области (далее - Заказчик, Администрация) при проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0152300024213000018) на право заключения муниципального контракта на приобретение Муниципальным заказчиком у Продавца (Застройщика) 2-х жилых помещений (квартир) на территории Кормиловского городского поселения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - открытый аукцион),
в присутствии представителей:
Заявителя - <_>;
Заказчика - <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13974 от 05.12.2013) на положения документации об открытом аукционе.
Заявитель считает условия документации об открытом аукционе не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права участника размещения заказа.
По мнению Заявителя, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов") не подлежит применению к отношениям, связанным с приобретением в муниципальную собственность недвижимого имущества (квартир), следовательно, Заказчик не вправе был размещать заказа на приобретение помещений (квартир) в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов".
Заявитель также полагает, что анализ документации об открытом аукционе позволяет сделать вывод, "что хотя в качестве предмета аукциона указано приобретение помещений (квартир), фактически Заказчик разместил заказ на строительство данных квартир".
Исходя из указанного, Заявитель считает, что Заказчик в нарушение части 7 статьи 41.8 Федерального закона "О размещении заказов" установил неправомерные требования к содержанию первой части заявок на участие в аукционе.
Кроме того, Заявитель полагает, что "положение документации об открытом аукционе в электронной форме, согласно которому финансирование работ будет осуществляться за счет средств Фонда содействия и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств областного и местного бюджетов, нарушает требования п. 6 ч. 3 ст. 41.6 и ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ".
На заседании Комиссии представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО "СибЭК".
2. На запрос Омского УФАС России от 06.12.2013 Заказчиком были представлены материалы отрытого аукциона.
Из представленных материалов открытого аукциона и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), следует, что 28.11.2013 Администрация разместила на официальном сайте извещение о проведении открытого аукциона и документацию об открытом аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 2354940 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 09.12.2013 для участия в открытом аукционе поступила одна заявка, по результатам рассмотрения которой, единая комиссия Заказчика приняла решение о допуске к участию в аукционе единственного участника размещения заказа. В соответствии с частью 10 статьи 41.9 Федерального закона "О размещении заказов" открытый аукцион признан несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего:
3.1. Согласно пункту 4 части 4 статьи 41.5 Федерального закона "О размещении заказов" в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг_
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона предметом данного открытого аукциона является "Приобретение Муниципальным заказчиком у Продавца (Застройщика) 2-х жилых помещений (квартир) на территории Кормиловского городского поселения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда".
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О размещении заказов" законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Правовое регулирование купли-продажи недвижимости осуществляется, в т.ч. ГК РФ. В частности, отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества регулируются параграфом 7 "Продажа недвижимости".
По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (часть 1 статьи 549 ГК РФ).
В соответствии со статьей 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Договор продажи недвижимости, в частности является консенсуальным.
Консенсуальным договор является в силу того, что считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям.
Процесс заключения договора включает помимо достижения соглашения по всем существенным условиям еще и придание договору надлежащей формы.
В силу части 2 статьи 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
К существенным условиям договора продажи недвижимости ГК РФ относит условия договора о предмете продажи и его цене.
При этом в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (абзац первый статьи 554 ГК РФ).
В частности, при продаже зданий, сооружений и нежилых помещений следует указывать местоположение, наименование, назначение, площадь, в том числе жилую, этажность и другие составляющие.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (абзац второй статьи 554 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В частности частью 6 статьи 34 указанного Федерального закона установлено, что сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав документацию об открытом аукционе, пришла к выводу, что отдельные её положения противоречат предмету настоящего открытого аукциона, указанному в извещении о проведении аукциона.
Например, в разделе II "Техническое задание" документации об открытом аукционе указано следующее условие: "Жилое помещение (квартира) должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам Российской Федерации, должно быть в пригодном состоянии для проживания (ст. 673 ГК РФ, ст.15 ЖК РФ).
Жилое помещение (квартира) на момент подачи заявки на участие в аукционе и заключения муниципального контракта купли-продажи не должно быть никому продано, подарено и/или обещано в дар, не должно быть заложенным, не находиться в споре и под арестом и быть свободным от любых прав третьих лиц. Отчуждаемое жилое помещение (квартира) должно принадлежать продавцу на праве собственности. Право собственности на жилое помещение (квартиру) должно быть зарегистрировано в учреждениях государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Обязательно наличие действующих документов, подтверждающих право собственности на предлагаемое жилое помещение (квартиру) (свидетельства о государственной регистрации права или иных правоустанавливающих документов на недвижимое имущество), технического паспорта жилого помещения".
В тоже время в пункте 10 раздела I документации об открытом аукционе Заказчик установил следующий порядок оплаты: "Оплата по настоящему Контракту производится Муниципальным заказчиком путем перечисления денежных средств на указанный в настоящем Контракте счет Продавца:
- частичная оплата в размере 40 % от цены Контракта в течение 10-ти банковских дней после подписания промежуточного акта выполненных работ при достижении степени готовности объекта равной 20%.
- частичная оплата в размере 50 % от цены Контракта в течение 10-ти банковских дней с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Из анализа вышеуказанного содержания порядка оплаты Комиссия делает вывод о том, что фактически на момент не только подачи заявки на участие в аукционе, но и на момент заключения самого контракта, объекта недвижимости (квартиры), т.е. предмета договора, являющегося существенным условием договора купли-продажи недвижимости, не существует.
Таким образом, Комиссия считает, что фактически заказчик предполагал заключить контракт на приобретение жилых помещений (квартир), строительство которых только будет осуществляться.
Следовательно, при отсутствии в контракте указания на характеристики конкретных готовых помещений (квартир), даже если контракт будет подписан обеими сторонами, в силу абзаца второго статьи 554 ГК РФ условие о предмете настоящего контракта будет считаться не согласованным, а сам контракт не будет считаться заключенным.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в нарушение части 1 статьи 41.6 и части 6 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов" содержание документации об открытом аукционе в части условий, определяющих порядок оплаты по муниципальному контракту, противоречат предмету контракта, указанному в извещении о проведении открытого аукциона.
3.2. Комиссия считает, что в действиях Заказчика, разместившего заказ на приобретение жилых помещений (квартир) в соответствии с конкурентными процедурами, предусмотренными Федеральным законом "О размещении заказов", нарушений действующего законодательства Российской Федерации не усматривается, поскольку, во-первых, данный Федеральный закон не содержит прямого запрета на проведение торгов на приобретение недвижимости в соответствии с настоящим законом, во-вторых, данный способ размещения заказа, по мнению Комиссии, обеспечивает прозрачность в формировании условий сделки по покупке недвижимого имущества муниципальным заказчиком, а также обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств.
В связи с указанным, данный довод жалобы Заявителя, Комиссия признала необоснованным.
3.3. Пунктом 6 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что документация об аукционе в электронной форме должна содержать сведения об источнике финансирования заказа.
Комиссия, признавая обоснованным довод жалобы, установила, что в нарушение пункта 6 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" в пункте 9 "Источник финансирования заказа" документации об открытом аукционе и пункте 2.1 проекта муниципального контракта Заказчиком предусмотрено, что финансирование данного заказа будет осуществляться одновременно за счет средств трех источников: средства Фонда содействия реформирования ЖКХ, средства областного бюджета и средства местного бюджета.
Кроме того, Комиссией установлено следующее.
Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу с 07.06.2013, внесены изменения в Федеральный закон "О размещении заказов", связанные с возможностью расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.
В частности, соответствующие изменения внесены в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов", при этом глава 1 дополнена статьей 19.2, часть 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" дополнена пунктом 13.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 19.2 Федерального закона "О размещении заказов" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что документация об открытом аукционе должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав положения документации об открытом аукционе, в том числе непосредственно сам проект контракта, в силу части 5 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов" являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, Комиссия установила, что в нарушение пункта 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов", разработанная и утвержденная заказчиком документация об открытом аукционе, не содержит сведений о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктами 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированным в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "СибЭК" на действия заказчика - Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области и его единой комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0152300024213000018) на право заключения муниципального контракта, на приобретение Муниципальным заказчиком у Продавца (Застройщика) 2-х жилых помещений (квартир) на территории Кормиловского городского поселения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, при этом признать обоснованными доводы жалобы в части несоответствия положений документации об аукционе предмету контракта, указанному в извещении о проведении аукциона, и указания нескольких источников финансирования.
2. Признать в действиях Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области нарушение части 6 статьи 34, части 1 статьи 41.6, пунктов 6 и 13 части 3 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать оператору электронной площадки ООО "РТС-Тендер", Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области и ее единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы ООО "СибЭК" должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района Омской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель Председателя Комиссии Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
О.И. Иванченко А.П. Алексина А.В.Вормсбехер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 декабря 2013 г. N 03-10.1/489-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2013