Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 декабря 2013 г. N 03-10.1/512-2013
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Иванченко О.И. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Альтернатива" (далее - Заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический родильный дом N 6" (далее - Заказчик) при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "А" и класса "Б" из контейнеров (извещение N 0352300037813000100) (далее - запрос котировок),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14410ф от 13.12.2013), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), включив в документацию об аукционе требования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, а также нарушают его законные права и интересы, а именно:
"Деятельность по обращению с медицинскими отходами не регулируется законом N 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) и не подлежит лицензированию. Обращение с медицинскими отходами определяет СанПиН 2.1.7.2790-10 и требует санитарно-эпидемиологическое заключение на право сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов.
Согласно СанПиН 2.1.7.2790-10, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на окружающую среду, подразделяется на 5 классов опасности, в том числе:
- класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО);
- класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы.
Для осуществления деятельности по оказанию услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов двух классов необходимо наличие двух санитарно-эпидемиологических заключений по классам "А" и "Б", или одного с указанием каждого вида. А при вывозе и утилизации отходов класса "А" (ТБО) требуется наличие лицензии на обращение с отходами 1-4 класса опасности.
ООО "Альтернатива имеет санитарно-эпидемиологическое заключение, согласно которому вправе заниматься деятельностью по транспортировке и утилизации медицинских отходов класса "Б" и имела намерение участвовать в запросе котировок. Однако ознакомившись с документацией, считает, что право ООО "Альтернатива" на участие в запросе котировок нарушено.
Считаем, что включение в один лот услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "А" и "Б" ограничивает круг участников только теми, кто обладает одновременно и санитарно - эпидемиологическим заключением на право обращения с медицинскими отходами и лицензией на право обращения с отходами 1-4 класса опасности".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-9538 от 16.12.2013) Заказчиком были представлены материалы размещения заказа.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 05.12.2013 на указанном сайте Заказчик разместил извещение о проведении запроса котировок с начальной (максимальной) ценой договора 468160 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 18.12.2013 поступило и рассмотрено котировочной комиссией две заявки. Победителем признано ООО "МегаСкат", предложившее наименьшую цену 465240 рублей.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В силу требований пункта 4 статьи 43 Федерального закона "О размещении заказов" запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Исходя из указанной нормы, приложение N 1 "Техническое задание" к извещению о проведении запроса котировок содержало требования к качеству, объемам и срокам предоставляемых услуг, а также сведения о том, что данные услуги предоставляются на основании лицензии на вывоз и утилизацию отходов класса А и класса Б в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Требование о предоставлении услуг при наличии лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности содержится в пункте 1.4 проекта договора.
При этом следует отметить, что требования о предоставлении в составе заявки каких-либо лицензий заказчиком не устанавливалось.
Не соглашаясь с доводами жалобы, Заказчик представил следующие возражения:
"В соответствии с частью 6.1. статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ одноименными услугами являются услуги, относящиеся к одной группе услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденная Приказом Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2011 г. N 273, строка 213, относит услуги по удалению отходов к группе услуг с кодом 9010000 "Услуги по канализации, удалению отходов, санитарной обработке и аналогичные услуги" по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) (ОК 004- 93. утв. постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. N 17) (Часть II "Классы и подклассы видов продукции и услуг"), которая включает подгруппу 9010020 "Услуги по удалению отходов". Какого-либо разделения данных услуг на подгруппы в зависимости от класса отходов ОКДП не предусмотрено.
Также анализ понятий, закрепленных в части 1 статьи 3 и статье 5 данного Федерального закона, показывает, что целью размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является обеспечение государственных нужд - потребности заказчика в этих товарах, работах, услугах.
Целью вышеуказанного запроса котировок являлось одновременное обеспечение вывоза и утилизации медицинских отходов и класса А, и класса Б. Разделение данных услуг в зависимости от класса отходов не представляется возможным по техническим причинам.
Более того, пункт 4 статьи 43 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ обязывает заказчика указывать в запросе котировок наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг.
Указание в извещении о проведении запроса котировок услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов и класса А, и класса Б является непосредственным исполнением данного требования".
Комиссия считает ошибочным мнение Заявителя о том, что деятельность по обращению с медицинскими отходами не лицензируется.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека".
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Комиссия также считает, что виды работ по вывозу и утилизации медицинских отходов класса А и класса Б технологически и функционально связаны между собой, требуют определенной квалификации исполнителей, следовательно, выполнение данных работ одним подрядчиком не влечет за собой ограничения количества участников размещения заказа.
3.2. Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу с 07.06.2013, внесены изменения в Федеральный закон "О размещении заказов", связанные с возможностью расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта.
В частности, соответствующие изменения внесены в статью 9 Федерального закона "О размещении заказов", при этом глава 1 дополнена статьей 19.2, статья 43 Федерального закона "О размещении заказов" дополнена пунктом 13.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 19.2 Федерального закона "О размещении заказов" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13 статьи 43 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что документация об открытом аукционе должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Проанализировав извещение о запросе котировок, а также проект договора, Комиссия установила, что в нарушение пункта 13 статьи 43 Федерального закона "О размещении заказов", извещение о проведении запроса котировок не содержит установленных данной нормой сведений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктами 3.35 и 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Альтернатива" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический родильный дом N 6" при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "А" и класса "Б" из контейнеров.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический родильный дом N 6" нарушение требований пункта 13 статьи 43 Федерального закона "О размещении заказов", в связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Заместитель Председателя Комиссии |
О.И.Иванченко |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
А.П.Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 декабря 2013 г. N 03-10.1/512-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2013