Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 января 2014 г. N 03-10.1/12-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Эдванс Консалтинг Групп" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса по лотам N 1 и N 2 (извещение N 0152200003113000021) на оказание информационных услуг по освещению деятельности органов государственной власти Омской области печатными СМИ в 2014 году (далее - открытый конкурс),
в присутствии представителей:
Заявителя - <_> (доверенность N 1 от 13.01.2014);
Заказчика - <_> (доверенность N ГУПТР-1521 от 10.12.2013);
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 15200 от 30.12.2013) на положения конкурсной документации.
По мнению Заявителя, отдельные положения конкурсной документации противоречат нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов").
Комиссия отмечает, что жалоба Заявителя на действия Заказчика была подана в Омское УФАС России в порядке главы 8 Федерального закона "О размещении заказов" и рассматривается Комиссией в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированным в Минюсте России 01.08.2012 N 25073 (далее - Административный регламент).
При этом следует отметить, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона "О защите конкуренции", т.к. дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии в нормами Федерального закона "О защите конкуренции" по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, зарегистрированным в Минюсте России 31.01.2008 N 11067.
Вместе с тем, из жалобы Заявителя следует, что условия исполнения контракта по лоту N 1, а также показатели 2.1 и 2.3 критерия "Квалификация участника конкурса", установленные в конкурсной документации, в нарушение требований части 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа и изначально создают преференции в торгах печатному СМИ - "Российская газета".
Кроме того, Заявитель полагает, что из содержания требований конкурсной документации по лоту N 2 также следует, что в нарушение части 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" Заказчиком изначально создаются преимущественные условия участия в торгах по данному лоту только одному печатному СМИ - "Комсомольская правда".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-10099 от 31.12.2013) Заказчиком были представлены материалы отрытого конкурса (вх. N 160 от 13.01.2014).
Из представленных материалов открытого конкурса и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), следует, что 06.12.2013 Заказчиком размещены на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документацию с начальной (максимальной) ценой контрактов:
- по лоту N 1 "Оказание услуг по освещению политической, экономической деятельности органов государственной власти Омской области на страницах общероссийского федерального общественно - политического периодического печатного издания (газете)" в размере 3000000 рублей;
- по лоту N 2 "Оказание услуг по освещению деятельности органов государственной власти Омской области по решению актуальных проблем современной общественной, политической, экономической, социальной и культурной жизни региона на региональных страницах формата А3 федерального периодического печатного издания (газеты) (Омский регион)" - 5000000 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 09.01.2014 на участие в конкурсе:
- по лоту N 1 подана единственная заявка Федерального государственного бюджетного учреждения "Редакция "Российской газеты" (далее - ФГБУ "Редакция "Российской газеты");
- по лоту N 2 подана единственная заявка Закрытого акционерного общества "Издательский дом "Комсомольская правда" (далее - ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда").
Из протокола рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе от 13.01.2014 следует, что:
- по лоту N 1 конкурсная комиссия Заказчика приняла решение о допуске к участию в конкурсе ФГБУ "Редакция "Российской газеты", конкурс признан несостоявшимся;
- по лоту N 2 конкурсная комиссия Заказчика приняла решение о допуске к участию в конкурсе ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда", конкурс признан несостоявшимся.
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. N 03-10099 от 31.12.2013) размещение заказов в части заключения государственных контрактов по лотам N 1 и N 2 приостановлено, о чем Заказчик письменно проинформировал Омское УФАС России (вх.N 154 от 13.01.2014).
3. В результате рассмотрения жалобы Заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" внеплановой проверки, Комиссия признала жалобу Заявителя частично обоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с требованиями пункта 4 части 4 статьи 21 и части 2 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации по лотам N 1 и N 2 Заказчик указал предмет контрактов и объемы оказываемых услуг:
"Лот N 1 - "Оказание услуг по освещению политической, экономической деятельности органов государственной власти Омской области на страницах общероссийского федерального общественно - политического периодического печатного издания (газете)".
Подготовка и размещение в 2014 году информационных материалов (текстовых и фотоматериалов) в общероссийском федеральном общественно-политическом периодическом печатном издании (газете):
- на Российскую Федерацию - в основном ежедневном выпуске (формат А2) не менее 1 250 кв. см;
- на Сибирский Федеральный округ - в еженедельном выпуске (формат А2) не менее 2 000 кв. см, в специальном цветном ежегодном выпуске (формат В3) не менее 770 кв.см;
- на Западную Сибирь - в еженедельном выпуске (формат А3) не менее 3 500 кв.см.".
Лот N 2 - "Оказание услуг по освещению деятельности органов государственной власти Омской области по решению актуальных проблем современной общественной, политической, экономической, социальной и культурной жизни региона на региональных страницах формата А3 федерального периодического печатного издания (газеты) (Омский регион)".
Подготовка и размещение в 2014 года информационных материалов (текстовых и фотоматериалов) не менее 77 полос на региональных страницах формата А3 федерального периодического печатного издания (газеты) (Омский регион), из них не менее 67 полос в ежедневных выпусках и не менее 10 полос в еженедельных выпусках, с дублированием на сайте регионального значения в сети Интернет в период действия государственного контракта"
В силу части 2 статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов" оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов" для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть, в том числе качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (пункт 1.1).
Частью 7 статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов" предусмотрено, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, (далее - Правила оценки заявок).
Настоящие Правила оценки заявок определяют порядок оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, содержание и значимость критериев оценки заявок в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых конкурсными комиссиями в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта (пункт 1 Правил оценки заявок).
Подпунктом "а" пункта 28 Правил оценки заявок, в частности, установлено, что для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливается предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию.
В соответствии с требованием пункта 14 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" в пункте 17 конкурсной документации Заказчик установил следующий перечень показателей по критерию "Квалификация участника конкурса" по лотам N 1 и N 2:
Лот N 1
2. Квалификация участника конкурса, значимость критерия - 20 % | |
2.1.наличие статуса официального публикатора государственных документов: а) - да |
70 баллов |
б) - нет |
0 баллов |
2.2.срок работы на рынке услуг СМИ: а) - не менее 10 (десяти) лет |
20 баллов |
б) - менее 10 (десяти) лет. |
0 баллов |
2.3.тираж одного номера общероссийского печатного издания в день: а) - по Российской Федерации - не менее 155 тыс. экз. б) - по Сибирскому федеральному округу - не менее 18 тыс. экз. в) - по Западной Сибири - не менее 250 тыс. экз. |
10 баллов |
а) - по Российской Федерации - менее 155 тыс. экз. б) - по Сибирскому федеральному округу - менее 18 тыс. экз. в) - по Западной Сибири -менее 250 тыс. экз. |
0 баллов |
Лот N 2
2. Квалификация участника конкурса, значимость критерия - 20 % | |
2.1. наличие состава исполнителей с опытом работы в профильной области: - не менее 50 процентов |
35 баллов |
- менее 50 процентов |
0 баллов |
2.2. срок работы на рынке услуг СМИ: - не менее 8 (восемь) лет |
35 баллов |
- менее 8 (восемь) лет |
0 баллов |
2.3. тираж одного номера печатного издания в день: - еженедельный выпуск федерального издания- не менее 17,0 тыс. экз. - ежедневный выпуск регионального (Омского) издания - не менее 5,0 тыс. экз. |
30 баллов |
б) - еженедельный выпуск федерального издания - менее 17,0 тыс. экз. - ежедневный выпуск регионального (Омского) издания - до 5,0 тыс. экз. |
0 баллов |
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Частью 2 статьи 58 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение данной императивной нормы Заявителем не было представлено доказательств того, что требованиям конкурсной документации по лоту N 1, в частности, к формату, периодичности и территории выпуска соответствует только одно общероссийское федеральное общественно-политическое периодическое печатное издание - "Российская газета".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "статуса официального публикатора государственных документов".
Согласно "Энциклопедическому словарю экономики и права", 2005 год, под "статусом" (лат. status - положение, состояние) понимается - правовое положение субъекта права - гражданина или юридического лица, характеризуемое и определяемое его организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.
Кроме того, статьей 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" также установлено, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Принимая во внимание вышеуказанные положения нормативных актов Российской Федерации, Комиссия считает, что при оценке заявок по показателю 2.1 критерия "Квалификация участника конкурса" только единственному печатному СМИ, а именно СМИ "Российская газета" будет присвоено максимальное количество баллов - 70, что изначально создает преимущество при участии в конкурсе.
При этом Комиссия отмечает, что из содержания предмета контракта, проекта государственного контракта, а также требований к качеству, техническим характеристикам услуг, установленным в приложении N 1 к конкурсной документации, не следует, что исполнить обязан будет официально публиковать в СМИ нормативно-правовые акты органов государственной власти Омской области.
Исходя из вышеизложенного, учитывая в совокупности порядок оценки заявок по показателю 2.1 критерия "Квалификация участника конкурса", требования к формату, периодичности и территории выпуска, установленные в конкурсной документации (в предмете контракта, по показателю 2.3 критерия "Квалификация участника конкурса"), Комиссия пришла к выводу, что означенные требования Заказчика в нарушение части 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" влекут за собой ограничение количества участников открытого конкурса по лоту N 1, поскольку изначально создаются определенные преимущества одному участнику - общероссийскому федеральному общественно-политическому периодическому печатному изданию "Российская газета".
Таким образом, Комиссия считает, что в данной части жалоба Заявителя является обоснованной.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в нарушение части 2 статьи 58 Федерального закона "О размещении заказов" заявителем не было представлено доказательств того, что требованиям конкурсной документации по лоту N 2, в частности, к формату, периодичности и территории выпуска, установленным в предмете контракта и в пункте 17 конкурсной документации, соответствует только одно федеральное периодическое печатное издание - "Комсомольская правда".
Кроме того, из письменного ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее - Управление Роскомнадзора по Омской области) (исх.N 29-05/55 от 10.01.2014), полученного на запрос Омского УФАС России (исх.N 03-10101 от 31.12.2013) в рамках подготовки к рассмотрению настоящей жалобы Заявителя, также не следует, что вышеуказанным требованиям конкурсной документации по лоту N 2 соответствует одно печатное СМИ - "Комсомольская правда". Управление Роскомнадзора по Омской области в своем ответе указало следующее:
"Для информации сообщаем, что в соответствии с реестром зарегистрированных СМИ Роскомнадзора на территории Российской Федерации в Омской области имеют право распространять свою продукцию 51447 СМИ из них:
1. 9703 печатных изданий (с формой распространения - газета). Сведений о площади, выделенной для той или иной информации в кв. см. в Управлении не имеется. Данные СМИ имеют распространение на всей территории Российской Федерации, выделить отдельно Сибирский Федеральный округ и Западную Сибирь не представляется возможным.
2. Отдельный постоянный учет (текущий, ежемесячный или за определенный период времени) по выпуску в свет на территории Омской области федеральных периодических печатных изданий Управлением не ведется. У учредителей и редакций СМИ в рамках действующего законодательства нет обязательств предоставлять отчеты о своей деятельности в Управление.
Поэтому предлагаем исходить из количества СМИ до 9703 печатных изданий и их учредителей, имеющих право на участие в конкурсе.
При наличии подтверждения предъявленных требований к конкурсантам в конкурсной документации любое из указанных СМИ имеет право на участие в конкурсе.
Также ставим Вас в известность, что в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О СМИ" любое из указанных СМИ имеет возможность приступить к выпуску СМИ с измененными параметрами (т.е. выходными данными, отличными от заявленных при регистрации СМИ), при этом у учредителя имеется месячный срок для обращения в регистрирующий орган в случаях, если предусмотрена процедура перерегистрации СМИ или внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ".
В силу указанного, Комиссия считает указанный довод жалобы Заявителя необоснованным, поскольку только на основании устных и письменных заявлений Заявителя не представляется возможным сделать достоверный вывод о том, что требования конкурсной документации по лоту N 2 влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктами 3.35 и 3.37 Административного регламента, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Эдванс Консалтинг Групп" на действия заказчика - Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области при проведении открытого конкурса по лотам N 1 и N 2 (извещение N 0152200003113000021) на оказание информационных услуг по освещению деятельности органов государственной власти Омской области печатными СМИ в 2014 году, при этом признать обоснованными доводы жалобы о том, что в совокупности ряд требований, установленных в конкурсной документации по лоту N 1 в нарушение требований части 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
2. Признать в действиях Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области нарушения требований части 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать Главному управлению по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 января 2014 г. N 03-10.1/12-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2014