Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 декабря 2013 г. N 08-07-1208
Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2013 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее по тексту Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии представителей:
Администрации города Оренбурга -
Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга -
Представитель ООО "КП-Сервис" на рассмотрение жалобы не явился, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
рассмотрев ООО "КП-Сервис" на действия Администрации города Оренбурга, Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству "под ключ" автомобильной дороги к мусороперерабатывающему заводу в г. Оренбурге (идентификационный номер N 0153300066913001020),
УСТАНОВИЛА
29 ноября 2013 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "КП-Сервис" (далее - Заявитель) на действия Администрации города Оренбурга, Управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству "под ключ" автомобильной дороги к мусороперерабатывающему заводу в г. Оренбурге (идентификационный номер N 0153300066913001020, далее- аукцион).
В порядке ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Уполномоченному органу, Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении размещения заказа в части заключения контракта.
Заявитель в своей жалобе указал, что аукционная документация утверждена Заказчиком с нарушением требований Закона о размещении заказов, а именно п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, а также Заявителю не понятно где планируется выполнение работ, какой протяженностью дорога, отсутствуют проекты. Просит приостановить размещение заказа, признать Заказчика нарушившим требования Закона о размещении заказов, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной, аукционную документацию полностью соответствующей требованиям Закона о размещении заказов. В аукционной документации имеется указание на место проведения работ - г. Оренбург, существует один единственный мусороперерабатывающий завод, местонахождение которого является общедоступной информацией. Протяженность планируемой дороги отражена в пп. 3 п. 15 Технического задания III аукционной документации (800 п.м.), в техническом задании также имеется полный перечень этапов и объема планируемых работ и требований к ним.
Представитель Уполномоченного органа полностью поддержал позицию Заказчика, жалобу просил признать необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
11.11.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" было размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству "под ключ" автомобильной дороги к мусороперерабатывающему заводу в г. Оренбурге (идентификационный номер N 0153300066913001020).
Аукционная документация была утверждена Заказчиком.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 33 939 650,00 рублей.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о размещении заказов, любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 58 Закона о размещении заказов, жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно ч. 3 ст. 60 Закона о размещении заказов, органы, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения.
В соответствии с п. 3.24 - 3.38 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, Комиссия Оренбургского УФАС России не обязана и не имеет полномочий отвечать на поставленные заявителем вопросы, связанные с непониманием отдельных позиций аукционной документации. Кроме того, согласно вышеуказанным нормам, Заявитель должен указывать на обжалуемые действия и доказывать свою позицию, в том числе и путем представления доказательств по делу, а не ставить перед Комиссией Оренбургского УФАС России вопросы, ответы на которые сводятся к разъяснению положений документации об аукционе.
В этой связи, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает доводы (заданные вопросы) Заявителя относительно того, где планируется выполнение работ, какой протяженностью дорога, по какой причине отсутствуют проекты несостоятельными и не подлежащими рассмотрению. Жалоба в данной части является необоснованной.
2. Согласно п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).
Согласно пункту 17 информационной карты аукционной документации, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика.
Таким образом, указанное требование информационной карты установлено с нарушением требования п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Жалоба в указанной части является обоснованной.
3. В тоже время в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено следующее:
В силу п. 7 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В пункте 6 "Место, условия и сроки выполнения работ, оказания услуг" раздела I. Сведения о проводимом открытом аукционе в электронной форме указано: "Место: г. Оренбург".
Таким образом, Заказчик, указав место г Оренбург, но, не указав адрес выполнения работ, допустил нарушение вышеуказанных требований п. 7 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Под размещением заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, согласно статье 5 Закона о размещении заказов, понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным выше законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно аукционной документации, предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение работ по строительству "под ключ" автомобильной дороги к мусороперерабатывающему заводу в г. Оренбурге.
Предметом контракта является выполнение работ по строительству "под ключ" автомобильной дороги к мусороперерабатывающему заводу в г. Оренбурге с надлежащим качеством в соответствии с условиями контракта и техническим заданием.
Согласно разделу III Техническое задание аукционной документации, предусмотрены следующие этапы работ: "1. Разработка проекта планировки и проекта межевания территории под строительство автомобильной дороги, постановка земельного участка под строительство автомобильной дороги, постановка земельного участка под строительство на кадастровый учет. 2. Разработка рабочей документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87. 3. Прохождение процедуры государственной экспертизы проекта, включая инженерные изыскания и сметы, получение положительного заключения государственной экспертизы. 4. Строительство объекта. 5. Ввод объекта в эксплуатацию. 6. Исполнительная топографическая съемка построенного объекта с нанесением на материалы геофонда администрации г. Оренбурга. 7. Выполнение технического плана, постановка объекта на кадастровый учет".
Обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией установлена частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно указанной норме лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Кроме того, пункт 5.2.3 проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлена обязанность Заказчика передать "Подрядчику" в однодневный срок с момента подписания настоящего контракта проектную документацию в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, законодательством предусмотрено, что требования к качеству, к результату, к иным существенных характеристикам строительно-монтажных работ, устанавливаются в соответствии с проектно-сметной документацией, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Следовательно, проектирование и строительство являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в связи с неустановлением Заказчиком объема работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, а также приводит к ограничению количества участников размещения заказа в связи с тем, что указанные работы относятся к различным товарным рынкам.
Кроме того, отсутствие в документации о торгах на строительство объекта требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам)товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, делает невозможным формирование участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта и является нарушением требований п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Так, пункт 2.2 проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, предусматривает, что стоимость работ по настоящему контракту включает в себя все расходы "Подрядчика", которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объекта "под ключ", в том числе стоимость всего комплекса проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, монтаж и стоимость оборудования, стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, затраты по доставке материалов, изделий, конструкций и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, расходы на страхование строительных рисков, резерв средств на непредвиденные работы и затраты, сумму всех налогов, сборов, других обязательных платежей, компенсацию иных издержек "Подрядчика" и т.д., т.е. является конечной.
Также, пункт 5.2.4 проекта муниципального контракта, устанавливает обязанность Заказчика осуществлять контроль качества поставляемых "Подрядчиком" материалов, оборудования и конструкций, наличия необходимых сертификатов соответствия и технических паспортов и других документов, удостоверяющих качество используемых материалов и конструкций.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5, 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КП-Сервис" на действия Администрации города Оренбурга, управления строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству "под ключ" автомобильной дороги к мусороперерабатывающему заводу в г. Оренбурге (идентификационный номер N 0153300066913001020), частично обоснованной.
2. Признать Администрацию города Оренбурга, управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга нарушившими ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 6 ст. 41.8, п. 7 ч. 4 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Администрации города Оренбурга, управлению строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 декабря 2013 г. N 08-07-1208
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2013