Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 декабря 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Конкурентное преимущество" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению медицинских (опасных) отходов класса "Г" для нужд ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" (извещение N 0356200005113000206),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200005113000206 Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению медицинских (опасных) отходов класса "Г" для нужд ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила.
Частью 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего закона.
При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов).
В соответствии с п.п.1.1.3 п.2 Раздела 7 документации о торгах, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать 1.1.3. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению медицинских отходов класса Г 3, 4 класса опасности:
Вид отходов |
Код по ФККО |
Класс опасности |
Деятельность |
Медицинские отходы класса Г(токсикологически опасные отходы): лекарственные средства с истекшим сроком годности. Отходы от лекарственных (в том числе цитостатики), диагностических препаратов, дезинфицирующие средства, не подлежащие к использованию и с истекшим сроком годности. |
97100000 00 00 0 |
3,4 |
Сбор, обезвреживание, транспортировка, размещение в части захоронения. |
В целях принятия объективного решения по данной жалобе, 09.11.2013 г. в адрес Управления Росприроднадзора по Пермскому краю был направлен запрос о правомерности установления требования о наличии поименованный выше лицензии (исх. N 14811-13).
В ответе Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, органа, осуществляющего выдачу лицензий на деятельность по обращению с отходами (вх. N 16572-13 от 11.12.2013 г., исх. N ОТ/03-8842 от 11.12.2013 г.) указано следующее.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) с 2009 г. отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской федерации.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.12.2011 г. N 12-46/18775 действие норм Закона N 89, а также нормативно-правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области обращения с отходами не распространяется на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинские отходы в целом).
В настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами (любого класса) не подлежит лицензированию. В соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, и медицинскими отходами (в т.ч. класса Г), в целом, регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 г. N 163 (далее - СанПиН).
Комиссия отмечает, что участники размещения заказа, обладающие лицензией на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности с указанием права на обращение с медицинскими отходами, которые были выданы ранее, имеют преимущественное право участия в торгах, поскольку в настоящее время данную лицензию получить невозможно.
Комиссией принимается во внимание то обстоятельство, что в соответствии с требованиями п.4.29, п.7.6 СанПиН 2.1.2790-10, транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных отходов. Указанное содержится в ответе Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (вх. N 16561-13 от 11.12.2013 г., поступившем в адрес Пермского УФАС в ответ на запрос (исх. N 14811-13 от 09.12.2013 г.). В указанном ответе содержится также информация о том, что сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс 1") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Более того, при формировании требований документации о торгах, Заказчиком в адрес Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю был направлен запрос, в ответе на который Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (исх. N 10/8741 от 03.07.2013 г.) сообщило, в том числе, что в соответствии с требованиями СанПиН, необходимость наличия лицензии имеется только на вывоз отходов класса Г и Д. Вопрос о получении лицензии на деятельность по обращению с отходами находится в компетенции лицензирующего органа - Управления Росприроднадзора по Пермскому краю.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что, как указано выше, согласно ответу лицензирующего органа, в настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами (любого класса) не подлежит лицензированию.
Согласно п. 5.2.114 Положения о Минздраве России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. N 608, Минздрав России осуществляет полномочия по принятию нормативных правовых актов по классификации, правилам сбора, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов.
Приказом Минздрава России N 32 от 13.07.2012 г. утвержден план подготовки нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в том числе по названному вопросу, определен срок подготовки проекта - октябрь 2012 г.
Однако соответствующий нормативный правовой акт в настоящее время отсутствует, данные вопросы не урегулированы, обращение с медицинскими отходами, как указано выше, осуществляется в соответствии с СанПиН При этом данный документ требования о наличии лицензии у лиц, осуществляющих обезвреживание и размещение медицинских отходов, не содержит.
Таким образом, поскольку специальный нормативный правовой акт, регулирующий деятельность по обращению с медицинскими отходами и предусматривающий обязательность лицензирования данной деятельности, отсутствует, вопросы невозможности регулирования данной деятельности иными методами и необходимости именно лицензирования, определения лицензирующего органа и порядка лицензирования в настоящее время не урегулированы, следует признать, что в настоящее время деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов оказалась фактически не лицензируемой, получить соответствующую лицензию не представляется возможным.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, проведении котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
В ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов обозначено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При указанных обстоятельствах, с учетом письма Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, Комиссия приходит к выводу о том, что требование о наличии поименованной лицензии ограничивает количество участников размещения заказа, что является нарушением требований ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно п.1 ч.3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п.2 ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Таким образом, Заказчиком также нарушено требование ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Конкурентное преимущество" на действия ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению медицинских (опасных) отходов класса "Г" для нужд ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" (извещение N 0356200005113000206) обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.7 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
4. Выдать ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о размещении заказов.
5. В целях устранения нарушений требований Закона о размещении заказов, допущенных ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер", выдать предписание Единой комиссии, Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
6. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении ответственных должностных лиц ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 декабря 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2013