Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 января 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ДорСервисПермь" (далее - Заявитель) на действия администрации Горнозаводского района (далее - Заказчик) при проведении торгов на выполнение работ по содержанию муниципальных автомобильных дорог на территории Горнозаводского муниципального района (извещение N 0156300041913000020),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300041913000020 администрации Горнозаводского района (далее - Заказчик) проводился открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по содержанию муниципальных автомобильных дорог на территории Горнозаводского муниципального района.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, в соответствии "Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.
Согласно п.4.12 проекта муниципального контракта Подрядчик обязан уведомить Заказчика о привлеченных субподрядных организациях, привлекаемых к выполнению работ по настоящему муниципальному контракту и перечне работ, передаваемых на субподряд, за 10 дней до подписания договора субподряда. Отсутствие уведомления Заказчика дает ему право не оплачивать Подрядчику работы, выполненные субподрядными организациями.
В соответствии с ч.2 ст. 9 Закона о размещении заказов, контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.715 ГК РФ Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Согласно ч.1 ст.748 ГК РФ Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В соответствии с ч. 3 ст.748 ГК РФ Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Из указанного следует, что Заказчик, установив положение, содержащееся в п.4.12 проекта муниципального контракта, позволяющее Заказчику вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика, нарушили требования ч.2 ст.9 ГК РФ.
Согласно п.1.6 Раздела 4 "Сведения о размещаемом заказе" документации о торгах начальная (максимальная) цена контракта составляет 39 746 579,00 руб.
Пункт 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов закрепляет, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 обозначенного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Перечень работ по содержанию муниципальных автодорог, являющийся Приложением к контракту, содержит виды работ, которые необходимо выполнить потенциальному подрядчику, например, укрепление обочин, разрубка кустарника и др.
В составе документации о торгах представлены Приложения 3, 3а, 3б, в которых содержится наименование дороги, протяженность, стоимость на каждый год с учетом НДС, содержится также помесячная разбивка средств по содержанию муниципальных дорог на 2014, 2015, 2016 гг., в которых указаны общие суммы на содержание дорог (Приложения NN 4, 4а, 4б).
Заявитель указывает на то, что некоторые включенные Заказчиком в проект контракта положения, не предусмотрены финансированием. По мнению Заявителя, в цену контракта входят только те работы, которые обозначены в Приложении 2 к контракту, иные работы, требующие определенных затрат, Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта не учтены.
В соответствии с п. 4.1.2. Подрядчик обязуется обеспечить условия для постоянного и бесперебойного движения автотранспорта и пешеходов по автомобильным дорогам;
Согласно п.4.1.7 Подрядчик обязуется осуществлять контроль за перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов, с составлением донесения по форме Приложения N 9 в течение 12 часов с момента обнаружения нарушения;
Согласно п.4.13 Подрядчик обязан создать в своем составе специальную диспетчерскую службу, работающую в круглосуточном режиме и обеспечивающую выполнение следующих функций:
4.15. 2. непрерывный контроль транспортно-эксплуатационного состояния обслуживаемых автомобильных дорог и сооружений на них;
4.16. 3. руководство работами своих дорожно-эксплуатационной техники и дежурных бригад.
Для обеспечения исполнения своих функций диспетчерской службой, Подрядчик обязан обеспечить мобильной или радиосвязью машины дорожного мастера и комбинированные дорожные машины, занятые на содержании автомобильных дорог и сооружений на них.
4.17. Для оперативного принятия мер по предупреждению или ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и обеспечению содержания автомобильных дорог и сооружений на них Подрядчик обязан организовать:
4.17.1. в весеннее-летне-осенний период - круглосуточное дежурство ремонтных бригад в выходные и праздничные дни;
4.17.2. в зимний период - ежедневное круглосуточное дежурство снегоуборочной и другой необходимой техники.
4.18. В нештатных ситуациях, в целях обеспечения безопасности участников движения Подрядчик обязан незамедлительно и самостоятельно принимать решения и обеспечивать выполнение работ по расчистке проезжей части дорог и мостовых сооружений, совместно с органами ГИБДД организовать маршрут движения транспортных средств, временное ограничение и/или запрещение проезда по поврежденным и/или опасным для движения транспорта участкам автомобильных дорог и мостовых сооружений.
С момента обнаружения нештатных ситуаций на участках автомобильных дорог и мостовых сооружений, препятствующих безопасному или бесперебойному движению транспортных средств, Подрядчик обязан немедленно приступить к ликвидации их последствий.
4.20. Подрядчик обязан за свой счет восстанавливать испорченные в период зимней снегоочистки средства организации дорожного движения (барьерное ограждение, дорожные знаки, дорожная разметка) и элементы обустройства.
5.15. Подрядчик несет полную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по настоящему муниципальному контракту, а также за непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в том числе административную ответственность по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7.10. Подрядчик несет ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по настоящему муниципальному контракту, а также за непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством, в том числе административную, предусмотренную ст. 12.34 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что анализ положений п. 4.13, п.4.15, п.4.16, п.4.17 показал, что указанные работы требуют дополнительных финансовых затрат, вместе с тем, они не поименованы ни в Приложении 2 к муниципальному контракту, ни в Приложениях 3, 3а, 3б, 4, 4а, 4б, являются скрытыми в положениях контракта.
Комиссия находит заслуживающими внимание доводы представителя Заказчика, о том, например, что Подрядчик не должен круглосуточно находиться на объекте, а должен прибыть на него только в случае возникновения необходимости. Вместе с тем, из формулировки поименованных положений контракта следует обратное.
Комиссия отмечает, что поименованные выше Приложения не являются документом, обосновывающим начальную (максимальную) цену контракта, по смыслу, придаваемому ст.19.1 Закона о размещении заказов.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.6.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
Таким образом, поскольку Заказчиком нарушены положения п.6.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов, доводы Заявителя нашли свое подтверждение.
Вместе с тем, доводы о том, что п. 4.18, 4.1.2, 4.1.7, 4.20, 7.10, 5.15 предусматривают какое-либо дополнительное расходование денежных средств, подтверждения не нашли. Так, например, замена устаревших дорожных знаков упомянута в Приложении 2, а из положений, например, п.5.15, п.7.10, 4.1.2 не следует, что Подрядчику будет необходимо нести затраты, не учтенные при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов, в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Поскольку разъяснения положений документации о торгах на запрос, поступивший 31.12.2013 г., не были размещены на официальном сайте в сети Интернет, в действиях Заказчика имеется нарушение требований ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ДорСервисПермь" на действия администрации Горнозаводского района при проведении торгов на выполнение работ по содержанию муниципальных автомобильных дорог на территории Горнозаводского муниципального района (извещение N 0156300041913000020) обоснованной в части доводов о том, что положения п.п.4.1.12, п. 4.13, п.4.15, п.4.16, п.4.17 проекта контракта не соответствуют нормам Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях администрации Горнозаводского района выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.2 ст.9 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Горнозаводского района выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение п.6.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях администрации Горнозаводского района выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение п.6.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
5. Признать в действиях администрации Горнозаводского района выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов.
6. Выдать администрации Горнозаводского района предписание об устранении выявленных нарушений.
7. В целях устранения нарушений, допущенных администрацией Горнозаводского района, выдать предписание Аукционной комиссии администрации Горнозаводского района, Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 января 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2014